Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Драматические актрисы России

  Все выпуски  

Драматические актрисы России «Пиковая дама» в Вахтанговском. Калейдоскоп женских образов


"Пиковая дама" в ВахтанговскомДля Петра Фоменко нет ничего невозможного. Рассказ, повесть, роман одинаково сценические жанры для настоящего мастера.

Литературный текст это лишь отправная точка для мистерии, которую Пётр Наумович создает на сценическом пространстве примерно так же, как палеонтолог воссоздает внешний вид мамонта по найденной берцовой кости. Романы и повести Гоголя, Толстого и Булгакова органично дополняют отечественную часть репертуара Мастерской Петра Фоменко, прекрасно уживаясь рядом с пьесами Чехова и Островского.И, конечно же, особое место отведено сочинениям Пушкина.


И, конечно же, особое место отведено сочинениям Пушкина.

Спектакль Пиковая Дама Фоменко поставил на сцене театра имени Вахтангова в 1996 году. Пресса приняла эту постановку как бенефис Людмилы Максаковой в роли старухи-графини. За 16 лет спектакль пережил 50 показов, и сейчас баланс актерских сил распределен так, что невозможно выделить однозначно центральную фигуру постановки.

Разумеется, Графиня так же важна для Пиковой дамы, как Король Лир или Гамлет без идеально подходящего артиста нет смысла начинать ставить спектакль. Людмила Максакова творит из пушкинского текста таинство. Её героиня за один вечер проходит градацию женственности. Очаровательная юная Венера Московская в Париже внезапно превращается в пародийно грубую по отношению к воспитаннице и прочей челяди, выжившую из ума старуху. Но во взаимоотношениях с Германном графиня становится покорна и невинна как ангел, а после смерти и вовсе своей молчаливой суровостью и неоспоримой правотой напоминает воплощенную Судьбу.

Молодая воспитанница Лиза персонаж во всех отношениях жалкий. Графиня вымещает на ней свой дурной характер, Германн холодно и расчетливо использует её для достижения своей заветной цели, и даже Пушкин уделяет ей так мало внимания, что возникает ощущение, что автору она понадобилась только для раскрытия характеров главных героев. Режиссер Фоменко решил вступиться за несчастную девушку и создал с Нонной Гришаевой яркий объёмный образ, немного напоминающий онегинскую Татьяну. Аккуратное творческое иллюстрирование каждой строки, посвященной Лизе, позволило раскрыть лирический и трогательный образ первой неопытной и надуманной любви.

Калейдоскоп женских образов для Петра Фоменко не исчерпывается двумя неудачливыми в любви дальними родственницами. Тайная Недоброжелательность на сцене становится женщиной, ведущей шаг за шагом Германна от игрового стола к безумию. Юлия Рутберг перевоплощается в почти бесплотный дух и весь спектакль неусыпно следит за главным героем. Безукоризненное художественное слово сочетается в этой актрисе с удивительной пластикой. Стройные ножки, стремительные движения, элегантный фрак, парящие облака воздушных шлейфов обаяние образа так сильно, что многим бы захотелось не заметить недоброжелательности прекрасного видения.

О Германне в исполнении ректора Щукинского училища Евгения Князева можно было бы говорить вечно. Он выполняет роль стержня, который ведет сюжетную линию сквозь влюбленность Лизы к кульминационному мистическому секрету графини. Но не будем подробно останавливаться на юношеском обаянии в сочетании с подлинной одержимостью игрой и болью выбора жизненного пути между холодной добродетелью и вожделенным пороком.

Пушкинский текст и пара фотографий со спектакля смогут красноречивее любых описаний дать вам представление об этом образе. Поговорим лучше об актерском ансамбле едва ли не самом ярком выразительном средстве Петра Фоменко. Хоровое чтение пушкинского текста вводит публику в гипнотическое состояние. Артисты в первой же картине прямо на сцене меняют образы и представляют подряд различных упомянутых в повести персонажей, но околдованный зритель уже воспринимает это как самый естественный способ создания сценической реальности.

Апогея режиссерская задумка плавного преобразования персонажей друг в друга достигает в тот момент, когда монотонно бубнящий дьячок на похоронах графини внезапно начинает в церковно-чтецкой манере читать прозаическое описание похоронной церемонии. Старухи превращаются в девиц, девицы в старух, оркестровая яма в кабинет, а вальс Сибелиуса, сопровождающий весь спектакль в кульминации становится хором на Пушкинские стихи.

6 июня театр имени Вахтангова был полон публикой всех возрастов. Школьники пришли смотреть ожившую на сцене школьную программу, студенты — перенять мастерство у профессоров Князева и Фоменко, люди среднего поколения хотят увидеть звезду пародии Гришаеву, а старшее поколение еще в кинотеатрах следило за фильмографией Максаковой. Ожившее через 180 лет пушкинское слово держало в напряжении весь зал два часа без антракта на одном дыхании. Наверно, это был лучший подарок в День рождения великому поэту.

Июнь 2012

Источник

Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru


В избранное