В
смешанном лесу или хвойном бору часто можно встретить вывороченные с корнем
деревья — выворотни. Обычно выворотни встречаются на полянах или ближе к
опушке — здесь есть где разгуляться буре. Больше других страдают от
шквальных ветров ели, у которых корни залегают неглубоко.
Приглядитесь — и
по краям лунки, оставшейся от вывороченного корневища, вы увидите торчащие
концы еловых корней. Иной раз достаточно слегка потянуть — и на поверхности
окажется длинный и тонкий, похожий на веревку корень. Некоторые из еловых
корней имеют с десяток метров длины. Корни ели,
сосны,
кедра,
пихты
необыкновенно гибки. Свежий корень легко завязать узлом, не опасаясь сломать
его. Высыхая, корень становится упругим и прочным, а глянцевитая поверхность
очищенного корня необыкновенно красива. Поэтому крестьянские умельцы не
обошли корни своим вниманием. Если от плетеного сосуда требовалась высокая
прочность, его плели из корней хвойных деревьев. Различную утварь из них —
солоницы, крупеницы, корзины
— называли корневушками...
Бывает,
вам жалко выбрасывать старый журнал только потому, что в нем есть
понравившаяся картинка. Иногда вы ее вырезаете и храните где-нибудь в папке,
в стопке каких-нибудь бумаг и в конце концов при очередной уборке
все равно выбрасываете. А между тем есть способ не только сохранить такие
картинки надолго, но и украсить ими свой уголок. Способ этот довольно прост.
Причем он позволит продлить век и
домашних фотографий.
Начнем с самого простого. Возьмите
небольшую дощечку и лобзиком
выпилите из нее прямоугольник, соответствующий размерам картинки. Напильником
обработайте лицевую поверхность, придав ей едва заметную выпуклость. Потом
обработайте поверхность грубой, а затем мелкой шкуркой...
Чеканка
— искусство кропотливое. Медь или латунь, смотря с чем чеканщик работает,
сначала отжигают, потом на листе размечают рисунок и кладут заготовку на
эластичную подложку из смолы или вара. Специальным молоточком нужно так
ударить по чекану
— прочному металлическому стержню, чтобы он выдавил на листе линию нужной
глубины. Удар должен быть точным, чтобы не нарушить рисунка, и несильным,
чтобы не пробить пластину. Трудная работа.
Вот я и подумал, как ее облегчить, механизировать по мере сил. Конечно,
искусство потому и искусство, что идет от неповторимой индивидуальности
художника. Руки мастера никаким автоматическим станком не заменишь. А
усовершенствовать орудия труда можно. Например, с помощью станка, который я
сделал, легко нанести контур по индивидуальному рисунку. Завершить его потом
значительно быстрее и легче, чем чеканить
вручную с самого начала.
Олово
теперь стало привычным металлом, но в XVI—XVII веках оно вывозилось в Россию
из других стран и ценилось довольно высоко. Тонким слоем олова покрывали
железные изделия, чтобы предохранить их от ржавчины.
Из легкоплавкого серебристого металла отливали русские мастера посуду с
рельефными украшениями. Поверхность изделий из мягкого, податливого олова
легко обрабатывалась резцом. Поэтому отлитые изделия часто украшались
гравированными орнаментамии надписями затейливой
старославянской вязью. Много образцов оловянной посуды хранится в
Историческом музее в Москве.
Из-за хрупкости олова ажурное литье из него
применялось чаще всего в тех случаях, когда отливки крепились на основании
из более прочного материала, например на дереве. Отлитые в мастерских
ажурные полоски и бляшки с низким узорным рельефом набивали
мелкими гвоздями на стенки деревянных ларцов и рам для зеркал...
В
Загорском
музее-заповеднике хранится деревянный висячий рукомойник, выполненный в
позапрошлом веке архангельским умельцем-древоделом. Многим посетителям
невдомек, что рукомойник этот вместе с фигурной цепью, на которой его
подвешивали, выполнен из единого куска дерева.
В различных областях России,
на Кавказе, в Средней Азии подобным образом мастера вырезали оригинальные
ковши с цепью на конце ручки, такие же ложки, черпаки. В этих изделиях они
не только демонстрировали высокое мастерство и неисчерпаемые возможности
пластической обработки древесины, но и преследовали сугубо практическую цель
— ведь такие изделия всегда были намного прочнее клееных...