Новые
города, выросшие в степи, светлые кварталы многоквартирных домов, в
архитектуре которых слились древние национальные традиции и современная
строительная индустрия,— таков облик сегодняшней Монголии.
Но и по сей
день монгольская юрта верно служит скотоводам, кочующим по степи. О простом
и рациональном устройстве этого передвижного дома, о связанных с ним
традициях рассказывает болгарский архитектор Маргарита Харбова. Ее интерес к
этой теме не случаен: среди предков современных болгар были не только
славянские и фракийские племена, но и тюркская народность протоболгары,
пришедшая из Центральной Азии. Протоболгары жили примерно в таких же юртах,
и влияние Азии прослеживается в древней болгарской архитектуре.
Юрты располагаются поодиночке, на больших расстояниях одна от другой, или
живописными, беспорядочными группами, у подножия гор, в пустыне Гоби —
всюду, где
скотоводы найдут хорошие условия для пастьбы скота...
Почти
любое растение, засушенное с соблюдением некоторых правил, надолго сохраняет
первоначальный цвет и не выгорает даже от долгого пребывания на солнце. Не
страшна и хрупкость засушенных растений: художникам, работающим в этой
технике, удается вырезать такие мелкие детали, которые можно удержать только
пинцетом.
Кроме обилия цветовой гаммы, способной соперничать с современной
палитрой химических красок, можно использовать и другие свойства материала:
ворсистость, близкую по фактуре к меху или замше (частец, мать-и-мачеха,
лопух); рубчатость, напоминающую ткань (листья кукурузных
початков, орешника,
ольхи);
кожистость (кожура баклажана,
яблок,
банана); блеск серебра, золота (внутренние части отцветших
терний, репья);
переливы самоцветов (лепестки гладиолуса,
пиона,
кожура лука,
чеснока) и т. д. Умело и со вкусом пользуясь всем этим
богатством, можно создавать орнаменты, натюрморты, пейзажи.
Прежде всего нужно заготовить материал — собрать и
засушить необходимое количество растений...
Снимки,
сделанные для альбома и казавшиеся вам хорошими, при увеличении получились
нечеткими, откуда-то взялись царапины (на негативе их не было видно), черные
и белые полосы, пятна... Как же быть! Воспользуйтесь искусством
ретуширования. Именно искусством. Ведь тут вам понадобится не только умение,
но и художественное чутье.
Что нужно иметь
Возможно, все материалы и инструменты вам не потребуются одновременно. Но
если вы собираетесь заняться ретушированием серьезно, то лучше запастись
всем необходимым на будущее. Вам могут пригодиться кисточки беличьи, а лучше
колонковые № 1—5 (рис. 1)...
Волокна
шерсти в четыре раза тоньше человеческого волоса, а по прочности не уступают
металлической проволоке того же сечения. Если взглянуть на шерстинку в
микроскоп, увидим, что она покрыта мельчайшими чешуйками. Этим
объясняется удивительное свойство шерсти выходить сухой из воды. Капельки
воды скатываются с чешуек, не проникая вовнутрь волокна.
Есть у шерстинок
и еще одно удивительное свойство — способность скручиваться в нити. На этом
и основан самый распространенный способ переработки шерсти — прядение.
Несмотря на свою простоту, это очень трудоемкий процесс, требующий и времени
и терпения. Ну и, конечно, знаний и навыков.
Познакомимся с технологией изготовления шерстяной пряжи...
Об
инкрустации и простейших способах украшения деревянных изделий фигурными
пластинками из металла,
кости, камня и других материалов было рассказано на сайте
ранее. Специальные цветные мастики, о которых мы вам расскажем сегодня, не
только ускорят работу, но и дадут возможность создавать более сложные
орнаментальные и сюжетные композиции.
Мастичную инкрустацию охотно
применяли в XVII веке мастера Оружейной палаты Московского Кремля, сочетая
мастику с перламутром и слоновой костью. Прочность слоновой кости позволяла
вырезать очень сложные вставки, изображавшие оленей, львов, грифонов и даже
целые сказочные сценки...