Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Искусства@ARTINFO

  Все выпуски  

Новости Искусства@ARTINFO 19.08.2011 N 258:


Новости Искусства@ARTINFO
http://www.iCKYCCTBO.ru
в Сети, в Мире, в России, в Москве, в Питере, Веб навигатор (музеи, ярмарки, фестивали, периодика etc), периодика, фото и аудио репортажи,  МАН (Московская арт неделя) с Людмилой Новиковой, "Арт Puzzle Анастасии Полозовой, АРТФон с Оксаной Саркисян, Арт Лондон с Еленой Зайцевой, Венские заметки Лены Лапшиной, репортажи Михаила Молочникова из Берлина и другие специальные авторские проекты>
Выпускающий редактор - Юрий Пластинин


19.08.2011
N 258:

Регулярная рассылка НовостейИскусства@ARTINFO, точнее, и постоянные наши читатели знают об этом, - текстов авторских рубрик.
2620 подписчиков. Выходит 9 лет.
В этом выпуске:
МАН (Московская арт неделя) с Людмилой Новиковой. Выпуск #31. Середина августа. Наивное искусство в Царицыно и Фонде «Эра» (в рамках Фестиваля коллекций современного искусства ГЦСИ), Хаим Сокол на Винзаводе>

4 Московская биеннале современного искусства «ПЕРЕПИСЫВАЯ МИРЫ»/ «REWRITING WORLDS»   23 cентября - 30 октябрь 2011 года. Открытие 22 сентября
Объявлен состав участников основного проекта в ARTPLAY на Яузе и в ЦУМе>
Уточнен перечень Cпециальных проектов>
Гости: Семён Файбисович ("Красный Октябрь" 19 сентября - 15 ноября), William Kentridge ("Пять тем" - "Гараж" 30 сентября - 1 декабря), Bertrand Planes ("Bump It! Tour 2011" - Фонд "Екатерина" с 3 ноября), Jannis Kunellis, Ирина Нахова ("Комнаты" - ММСИ 19 мая - 3 июля, "Родная речь" - Фонд ЭРА 28 сентября - 30 октября)>
В рамках Основного проекта представлено 12 произведений российских художников — Марины Алексеевой, Надежды Анфаловой, Алины Гуткиной, Ольги Киселевой (Россия / Франция), Таисии Коротковой, Елены Елагиной и Игоря Макаревича, Таус Махачевой, Валерия Чтака, а также групп «Синий суп», «Электробутик», Группы учебного фильма (Евгений Фикс, Давид Рифф, Илья Будрайтскис, Николай Олейник>

6 сентября - 6 ноября 2011 года в Государственном музее современного искусства Российской академии художеств (Гоголевский бульвар 10) выставка «Невозможное сообщество» (куратор Виктор Мизиано; концепция проекта; художники).

Остальное - на сайте.
Редактор Юрий Пластинин>

МАН с Людмилой Новиковой. Выпуск #31. Московская арт неделя. Середина августа. Наивное искусство в Царицыно и Фонде «Эра» (в рамках Фестиваля коллекций современного искусства ГЦСИ), Хаим Сокол на Винзаводе>

◄В Фонде «Эра» (Трубниковский пер. 13, стр. 1) - «О наивном и вечном на Земле» - живопись и деревянная скульптура Елены Волковой, Василия Григорьева, Михаила Ржанникова, Александра Суворова>
Термин «наивное искусство» ассоциируется у любителей прекрасного, прежде всего с провинциальными портретами неизвестных русских художников и живописью Анри Руссо и Нико Пиросмани. Иногда еще - с «народной иконой», так называемыми «краснушками», «чернушками», «полосатыми» и проч. Одним словом, наивное – значит непрофессиональное, неученое. Не получил высшего художественного образования, мало ходил в школу – значит ты – представитель наивного искусства. А как же тогда наш мэтр Анатолий Осмоловский? Или Джефф Кунс, самый дорогой американский художник, который, как написано в Википедии, «будучи подростком, посещал школу при Художественном институте Чикаго и Мэрилендский художественный колледж» - и все. Неужели они – наивные представители искусства, эти звезды контемпорари арта? Нет, конечно. Настоящее наивное искусство долготерпеливо и многомилостиво, как любовь, простодушно и неискушенно, как провинциалка. Именно такое, наивное, и представлено в экспозиции Фонда «Эра».
Произведения Елены Волковой, Василия Григорьева, Михаила Ржанникова и Александра Суворова – это настоящая классика российского наивного искусства.
Самая известная художница из всех четырех, Елена Волкова родилась в 1915 году. Ее библейские звери, рыбы и птицы давно получили мировую славу. Сюжеты и  персонажи художницы практически никогда не меняются, но и никогда не остаются прежними – вот в чем парадокс и гениальность! Один из самых популярных образов Елены Андреевны – «Лев в обнимку с зайчиком» («Волк и ягненок будут пастись вместе, и лев, как вол, будет есть солому, а для змея прах будет пищею: они не будут причинять зла и вреда»; Ветхий Завет; Книга пророка Исайи) - не теряет актуальности. И не потеряет. Никогда.
Второй классик наивного искусства, Василий Григорьев, родился в 1914 году в городе Киржаче. Писал Василий Васильевич веселые и яркие натюрморты (Ларионов? Машков?), нежнейшие пейзажи городков, пригородов. Работал Василий Васильевич художником-оформителем, а иногда председателем колхоза или директором пионерлагеря. Писал свои картины маслом на бумаге и продавал на
Сухаревском рынке. Умер Василий Григорьев в 1994 году в возрасте восьмидесяти лет, как говорят вполне счастливым.
Третий художник, Михаил Александрович Ржанников (1930-2004), родился на Урале, жизнь прожил в городе Липецке, там же умер. Первая его картина была сделана на простыне, «чтобы в доме был ковер». Его «ковровая» живопись, (по-хорошему ковровая) представляет сцены охоты и рыбалки, огородничества и собирательства. А еще есть у него огромные букеты, горы овощей, фруктов, ягод…
Четвертый классик, Александр Васильевич Суворов (1913-1999) жил и работал в Тверской области, в деревне Волнога. Рисовал пейзажи, правда не с натуры. (Но кто ж с натурой-то работал до импрессионистов, да и сейчас, кто работает?) Его идиллические ландшафты, окрестности родной деревни Волнога, совершенно узнаваемы, хоть и не с натуры писаны. Говорят, что в старости вкусы и чувства притупляются. Старики плохо слышат, плохо видят, невкусно готовят. Здесь же все ярко, свежо и вкусно. (На выставке представлены произведения последних лет жизни  художников, проживших долгую жизнь. Да и рисовать они, как правило, начинали не в ранней молодости), Так что, есть еще время, чтобы убедиться, что времени не существует.
До 23 августа>

◄В Государственном историко-архитектурном, художественном и ландшафтном музее-заповеднике «Царицыно» - «В поисках утраченного времени. Современный русский наив».
В «Царицыно» экспозиция больше и по количеству авторов, и по количеству работ. Здесь представлено сразу несколько коллекций. Художников восемь: Елена Андреевна Волкова, Сергей Иванович Горшков, Владимир Николаевич Зазнобин, Павел Петрович Леонов, Александр Павлович Лобанов, Любовь Михайловна Майкова, Алексей Гаврилович Пичугин, Василий Тихонович  Романенков.
Среди участников, есть не только персонажи вполне идиллические, жившие в гармонии с небом и землей. Есть очень даже трагические персонажи, с жизнью, что называется, не дай тебе Господи. Не станем повторять биографию гениального Павла Петровича Леонова (artinfo писал о двух его московских выставках – еще при жизни художника), а вспомним об Александре Павловиче Лобанове (1924- 003). Экспонируемые на выставке работы художника собраны француженкой Доминик де Миско для будущего фонда Александра Лобанова. Фонд этот занимается изучением и популяризацией наследия художника, превращая его в мегазвезду, чего не мог себе даже представить Александр Павлович, родившийся в городе Мологе в семье лодочника. Когда он в 7 лет переболел менингитом и потерял слух, то был признан  слабоумным. А когда повзрослел, то был определен впсихбольницу пожизненно. С 1953 (ему всего 29 лет!) он  постоянно, до самой смерти живет в Ярославской психбольнице «Афонино». И проживает долгую жизнь в семьдесят девять лет! Может быть потому, что рисует? Рисует: себя, Сталина, героев революции, оружие, охоту, «несчастный случай». Рисунки сопровождает текстами. Конечно, арт-терапию практикуют во всех европейских психушках. Но не все несчастные гениально рисуют. Все художники на этой выставке кажутся либо гениальными, либо сумасшедшими. Хотя, по большому счету, не одно ли это и тоже? Вот, например, крашенная деревянная скульптура (рельефы) Алексея Пичугина. Что вы скажете об ивановском «Явления Христа народу», вырезанным из липы и раскрашенным под оригинал? Гениально или безумно? А как насчет раскрашенных Адамов и Ев деревенского плотника Владимира Зазнобина? Есть еще эзотерические рисунки Василия Романенкова. Есть целый стол, сервированный тридцатью предметами от Сергея Ивановича Горшкова: селедка под шубой, курица, хлеб, колбаса, яичница глазунья, рыба, торт, арбуз, пиво, Советское шампанское и т. д. Одним словом - вкусная и здоровая пища. Есть и сама «Книга о вкусной и здоровой пище». Только все это – деревянное. Но это уже не совсем наивное искусство. Но смотреть все равно надо.
До 11 сентября>

◄В Галерее М&Ю Гельман на ВИНЗАВОДе - Хаим Сокол. «Свидетель»
Российско-израильский художник Хаим Сокол, давно и хорошо известный отечественной публике, как-то до сих пор считается в Москве художником молодым. Хотя он сам говорит про себя, что «вот уже мне 38 лет, и даже по возрастному критерию, я не молодой художник». Действительно, художник он вполне зрелый, умелый и  умный. Мастер текстов и инсталляций, он здорово работает и с тем, и с другим. Часто Хаима Сокола относят к младоконцептуальной ветви большого арт-дерева, выращенного в московском саду. Однако для концептуалиста он слишком горяч и прям. Этот проект, «Свидетель», он посвящает евреям и гастарбайтерам, Вене и Москве, всему миру.
Вот что художник пишет в своем авторском тексте: «Зимой этого года я поехал в Вену в трехмесячную резиденцию для художников. В Европе я, естественно, бывал неоднократно, к тому же я и сам являюсь гражданином страны-участника конкурса Евровидение. Так что никакого «культурного шока» я не испытал. И тем не менее в чистой, чрезвычайно удобной для жизни Вене я сразу испытал чувство внутреннего дискомфорта, незнакомое мне по «немытой» России. Вскоре я осознал причину этого душевного недомогания. Дело в том, что впервые в жизни (во всяком случае в сознательном возрасте) я достаточно надолго оказался в стране, где когда-то массово и с несомненным успехом истребляли евреев… В этот же период я съездил в концлагерь Маутхаузен, в трех часах езды от Вены. Удивительным образом ни в Вене, ни, что еще более странно, в Маутхаузене я не испытал ни ужаса, ни боли, ни отвращения. Только все тот же дискомфорт. Меня не покидало ощущение дежавю, что я все это уже видел, все испытал. Более того, все это продолжается и сейчас… Проще говоря, ничего по большому счету не изменилось со времен Освенцима, только в роли евреев сегодня выступают беженцы, нелегальные иммигранты, гастарбайтеры, да и мы все. «Лагерь, глубоко укоренившийся в Городе, - это новый биополитический номос планеты». И в этом смысле Вена мало отличается от Москвы. В такой ситуации я, как художник, должен только свидетельствовать. Именно несообщать, а свидетельствовать, как непосредственный участник происходящего».
Эта выставка отличается от всех других, считает Хаим Сокол. «Может быть она даже слабая, в сравнении с выставками, где все у меня было очень продуманно, где всему полагается свое объяснение. Но я рад этой слабости, Здесь есть какой-то провал, который я осознанно оставил». Но так называемый провал и слабость оборачиваются силой. (Слабость силы и сила слабости). И хороший инсталлятор Хаим Сокол оставляет экспозицию без доминирующего элемента. Возможно намеренно, в этой тотальной инсталляции нет ни центра, ни периферии. Что здесь главное? Может быть закольцованное видео с актером Евгением Урбанским, рубящим лес? (Фильм «Коммунист» Юлия Райзмана, 1957 года, получивший Венецианского Льва в 1958). Рядом, на полу лежит ржавое знамя - прямой посыл к Гелию Коржеву. Или может быть – главное – это неоновая надпись «Дезенфекция», написанная по-немецки как «Desinfektion»? «Я увидел точно такую же, написанную таким же шрифтом на душевой в лагере смерти Маутхаузен, в Австрии. Красиво так, с вензелечками было написано, в цвете, со старанием сделано. И я тогда еще подумал, что надо ее в неон перевести. А там она была на серой двери такая желтенькая, с красными вкраплениями». А может быть, центром композиции может стать видео с бездомной собакой («Свидетель»), снятое в пешеходном переходе? Или постановочное видео под названием «Рим», с группой киргизских гасторбайторов, завернутых в половые тряпки как в тоги? Но ведь есть еще и панно из таких же половых тряпок, внутри которого вырезана дыра в виде карты СССР. Может быть это – композиционный центр? Есть и фреска на строительном пергамине, используемом в асфальтовых работах гастарбайторами. А еще в углу лежит крыса. Дохлая. Ее не сразу заметишь Очень похожа на настоящую. Внутри живота вместо червей – солдатики. Называется объект «Бешенство». Кто страдает вермифобией, земмифобией или некрофобией или еще какой-нибудь фобией, смотреть не рекомендуется.

До 15 сентября>
«О лесах и людях»
Мультимедиа Арт Музей
, (ул.Остоженка, 16) до 4 сентября.


Еще больше нового и интересного в ЕЖЕДневных Новостях Искусства@ARTINFO - http://www.iCKYCCTBO.ru
Пополнение 3-4 раза в день.

Юрий Пластинин


В избранное