Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Искусства@ARTINFO

  Все выпуски  

Новости Искусства@ARTINFO 3.08.2011 N 256:


Новости Искусства@ARTINFO
http://www.iCKYCCTBO.ru
в Сети, в Мире, в России, в Москве, в Питере, Веб навигатор (музеи, ярмарки, фестивали, периодика etc), периодика, фото и аудио репортажи,  МАН (Московская арт неделя) с Людмилой Новиковой, "Арт Puzzle Анастасии Полозовой, АРТФон с Оксаной Саркисян, Арт Лондон с Еленой Зайцевой, Венские заметки Лены Лапшиной, репортажи Михаила Молочникова из Берлина и другие специальные авторские проекты>
Выпускающий редактор - Юрий Пластинин


3.08.2011
N 256:

Регулярная рассылка НовостейИскусства@ARTINFO, точнее, и постоянные наши читатели знают об этом, - текстов авторских рубрик.
2620 подписчиков. Выходит 9 лет.
В этом выпуске:
Арт Puzzle. Выпуск #28. Анастасия Полозова. 4 выставки Мультимедиа Арт Музея: об истории моды и российской фотографии; о природе, о людях и экологии от Янна Артюса-Бертрана>

МАН (Московская арт неделя) с Людмилой Новиковой. Выпуск #29. Московская арт неделя. 2 августа 2011. Конец июля, начало августа: Константин Латышев на Винзаводе, анонимное искусство в арт-пространстве Spider & Mouse, Даниил Баюшев в галерее «Глаз»>

28 июля – 29 октября в Москве на шести площадках пройдет пятый «Фестиваль коллекций современного искусства», организованный Государственным центром современного искусства в 2007. Фестиваль представляет частные, корпоративные и государственные собрания современного искусства. Цель фестиваля показать авторский подход собирателей художественных ценностей, в контексте общего развития современного искусства. Зрителям фестиваль дает редкую возможность увидеть работы известных художников из частных коллекций и запасников музеев, которые редко демонстрируются публике. Программа>

Премия Кандинского. 2011 год>

Остальное - на сайте.
Редактор Юрий Пластинин>

Арт Puzzle. Выпуск #28. Анастасия Полозова. 4 выставки Мультимедиа Арт Музея: об истории моды и российской фотографии; о природе, о людях и экологии от Янна Артюса-Бертрана>

◄Страсти по моде.

Коллекция Франца Кристиана Гундлаха – собрание модных бриллиантов. Экскурс в историю и одновременно погружение в личности и имена мира моды. Летопись, составленная знатоком. Причем летопись скорее не хронологическая (хотя охватывает время от начала прошлого века до наших дней), а эмоциональная. Фотографии отобраны со знанием и любовью к своему делу. Гундлах, известнейший фэшн-фотограф, знает этот мир изнутри. Поэтому громкие имена авторов и звездные лица моделей выглядят в его коллекции, скорее, домашними, чем глянцевыми.
И даже дивы 20-х годов с работ Георгия Гойнингена-Гюне смотрятся так, как-будто, под роскошными шелковыми платьями у них милые домашние тапочки.
Гундлах уверен, и всем своим творчеством это подтверждает, что модная фотография – не прикладное, а вполне себе самостоятельное искусство.
Вот и выставка «Больше, чем мода» открывается яркими пятнами работ Синди Шерман и Сары Мун, которые отсылают нас к Малевичу, Кандинскому и русскому абстракционизму. И все остальные работы, (за исключением, пожалуй, работ начала прошлого века с образцовыми силуэтами моделей) стоят на стыке фотографии и современного искусства. Мода – это своего рода перформанс. Это всегда, или почти всегда высказывание. И иногда это высказывание нужно переложить на язык фотографии, чтобы оно стало более четким. Само по себе дефиле не всегда дает эту четкость. И тут уж дело как раз за фотографами. Кто как ни они могут найти подходящие образы для раскрытия дизайнерского замысла. А иногда более интересными, чем собственно модные новинки, становятся личности из мира моды. Модели и кутюрье. И их истории в фотографиях – отдельная тема. Тема творчества, судьбы, характера. А иногда именно «модная тема» помогает фотографам найти свой уникальный язык, свою тему. В-общем, отношения мира моды и мира фотографии многослойны и многогранны. Рассматривать эти слои и грани – одно удовольствие. Понимаешь, что в основе успеха этого союза – страстное увлечение друг другом. И здесь не бывает полутонов.
Как же все-таки нужно любить этот мир, чтобы за глянцевым фасадом видеть что-то большее! Видеть действительно высокое искусство, и самому до этой высоты подниматься. Похоже, Гундлах живет и творит именно по этому принципу.

«Больше, чем мода». Фотографии из коллекции Ф.К.Гундлаха
Мультимедиа Арт Музей
, (ул.Остоженка, 16) до 28 августа.

◄«Фотограф щелкает…»

Жаль всё-таки, что фотография перестала быть чудом, каким была еще даже в 80-е. Поход в фотоателье всей семьей, детские портреты с общественными плюшевыми медведями, черная накидка на старинном фотоаппарате и сакраментальное: «Сейчас вылетит птичка». Сейчас птички вылетают на каждом шагу и каждую минуту из дешевых цифровых «мыльниц» и навороченных кэнонов. Стало ли от этого искусство фотографии менее интересным? Вряд ли. Хотя ощущение волшебства, безусловно, пропало.
Тем более ценными выглядят кадры начала прошлого века экспозиции «Из истории российской фотографии». Она посвящена такому явлению, как союзы фотохудожников, ведущие свое начало от Русского фотографического общества, основанного в 1894 году. Вчерашние любители, среди которых были и члены императорской семьи, объединялись, чтобы вместе осваивать это новое, с каждым годом более доступное искусство.
На выставке можно проследить путь фотографии от просто отражения окружающего мира (портретов, пейзажей и т.д.) до политического высказывания, репортажа и создания новой эстетики. От Максима Дмитриева, Андрея Карелина и Александра Гринберга до Игоря Мухина, Александра Слюсарева и Виты Буйвид. Причем, организаторы осветили два важнейших этапа ее развития. Это 1890-1930 и 1990-2000-е годы. И, если начало прошлого века, – это почти сплошная лирика и почти живопись, то, начиная с 90-х годов, фотография становится более, чем реальной, пробираясь в самые неприглядные интерьеры и отражая самые неэстетичные мизансцены. Не меняя колорита (вся подборка почти полностью черно-белая) художники запечатлевают все оттенки человеческих эмоций и все метаморфозы окружающего мира. Профессионально выросшие на работах корифеев, они позволяют быть себе менее профессиональными в пользу искренности и правды. И в этом, пожалуй, самое большое достижение фотографии.

«Из истории российской фотографии».
Мультимедиа Арт Музей, (ул.Остоженка, 16) до 4 сентября.

◄О чем говорят другие.

Две выставки, созданные фондом Good Planet похожи по настроению. Они настоящие, живые и рассказывают о живых и настоящих. Людях и лесах. О том, что рядом с нами – сотни судеб, улыбок, несчастий и, наоборот, радостных событий. Рядом с нами – сказочные леса, невероятной красоты животные и растения.
Все это общее. И мы все объединены общими мыслями, желаниями, страхами, потребностями. Всё те же мысли и те же образы, когда-то так поразившие зрителей (а их, к слову, уже около 200 миллионов) фильма «Дом», режиссера Янна Артюса-Бертрана, основателя фонда Good Planet и организатора этих выставок.

В 2009 году этот документальный фильм стал сенсацией. Его можно и нужно периодически пересматривать, чтобы не забывать о том, кто мы, собственно, и для чего живем. Не только, ведь, для бесконечного потребления. Это было бы слишком грустно.
Мысли о смысле жизни, о ее ценности и хрупкости витают в зале проекта «6 миллиардов других». Огромный, во всю стену, экран, на котором – сотни лиц. Всего лишь – говорящие головы. Скучнейшие, с точки зрения режиссуры, кадры, которые операторы всегда стараются перебить каким-то видеорядом. А здесь эти головы настолько искренне улыбаются, грустят, смеются, рассказывают о самом сокровенном, что смотришь, затаив дыхание, и ловишь каждое слово. И никакие дополнительные визуальные эффекты не требуются кроме этих глаз, улыбающихся губ, белоснежных зубов на черной коже или вовсе беззубых ртов тех, кто уже и не помнит, сколько им лет. Тысячи интервью с разных концов планеты о простых человеческих вещах. О любви, смерти, профессии, судьбе, мечтах и страхах, войне и мире, о Боге и прощении. Вроде бы банальные вопросы, и сам проект тоже не оригинален – создание коллективного портрета человечества - это уже где-то было. Но когда о таких простых вещах говорят хоть и не в первый раз, но искренне, вкладывая в проект всю душу, всю боль и переживание за судьбу планеты и живущих на ней людей, это не может оставить равнодушным. Какими бы мы ни были циниками, сталкиваясь с искренностью, не хочется умничать и рассуждать о художественной ценности проекта, о его первичности или вторичности. Хочется просто смотреть и слушать этих людей. И, вернувшись к повседневной жизни, может быть, чуть чаще слушать близких и просто тех, с кем сталкивает жизнь. Замечать живущих рядом, пытаться понять, и в чем-то помочь. Как говорил герой одного советского фильма: "Единственное оправдание человеческой жизни - это помочь другому человеку, чтобы он не так мучился".

«6 миллиардов Других»
Мультимедиа Арт Музей
, (ул.Остоженка, 16) до 4 сентября.

◄«… в заколдованном диком лесу»

Янн Артюс-Бертран, прославившийся своими невероятной красоты снимками, а потом и съемками лесов, полей, гор, рек, морей и т.д. с высоты птичьего полета, вторую свою выставку «О лесах и людях» посвятил опять же той теме, которой посвящен вышеупомянутый «Дом». Взаимоотношению человека и природы. 40 известных фотографов из разных стран следуют заданному тону.
И эмоции фотографии вызывают такие же, как фильм. Казалось бы, вполне прозаичные кадры сплава или рубки леса приводят в восторг как визуальные шедевры, и, в то же время, заставляют грустить о неминуемой гибели того, что изображено на соседних кадрах. Это еще живые дикие леса Малайзии, Финляндии, Канады, Африки. Это ветки, склоненные под тяжестью облепивших их бабочек. Это чудо-цветы и чудо-грибы - красивые, но дурно пахнущие. Это медвежья семья и волк-одиночка. Это всевозможных причудливых форм стволы и корни деревьев. Это маскирующийся под листик кузнечик и резвящиеся в воде слонята.
Конечно, вряд ли после этих эмоциональных перепадов мы будем меньше тратить бумаги и побежим толпой сдавать макулатуру. Ведь уничтожение лесов настолько масштабное явление, что, кажется -чем один твой сэкономленный листочек может помочь? Чувствуешь себя беспомощным, как прошлым летом среди жары и смога. (Кадр пожара в одном из лесов есть на выставке. И он, как ни парадоксально, тоже красив). Ты – лишь один кусочек в человеческой мозаике. Одно лицо из миллиардов других таких же. Но почему-то не возникает ощущения коллективной силы. Скорее, коллективного бессилия.

«О лесах и людях»
Мультимедиа Арт Музей
, (ул.Остоженка, 16) до 4 сентября.

МАН (Московская арт неделя) с Людмилой Новиковой. Выпуск #29. Московская арт неделя. 2 августа 2011. Конец июля, начало августа: Константин Латышев на Винзаводе, анонимное искусство в арт-пространстве Spider & Mouse, Даниил Баюшев в галерее «Глаз»>

◄В Айдан галерее на ВИНЗАВОДе - Константин Латышев «Комментарии».
Константин Латышев, один из основателей знаменитой московской группы конца 1980-х годов «Чемпионы мира», (в которую кроме него входили Борис Матросов, Гия Абрамишвили и Андрей Яхнин) восхищает не только иронией/ самоиронией, но легкостью и вкусом. «Чемпионов мира» давно нет, но, слава Богу, Константин Латышев не сменил ориентиры, не ушел в интерьер-дизайн-рекламу, а все пишет и рисует на радость зрителю. Радоваться же есть чему. Свои штучные вещи Латышев (как старый поп-артист) создает из проверенного материала: новая реклама, старые плакаты, советская наглядная агитация, великие шедевры контемпорари арта. Добротная живопись (Латышев - выпускник Строгоновки), как правило, сопровождается текстом, который играет не последнюю роль. Он поддерживает и усугубляет композицию. Одним словом, комментирует. (Этот проект, кстати, так и называется - «Комментарии»). Текст у «Чемпионов» всегда имел значение. Вспомните, хотя бы живопись Бориса Матросова, с «говорящими» названиями, типа «Две стихии» к композиции с боровиком и якорем (Грибник и Рыбак). Но Константин Латышев идет дальше и дольше. Тексты- названия превращаются у него в идеальный рекламный слоган. Вот примеры из нынешней экспозиции: «Украл много денег в России? Тебя ждут в Лондоне» - это под картинкой с Биг Беном. «Не родись красивой, а родись очень красивой» - под красавицей а-ля Мерлин Монро. «Не нравится мне современное искусство» - под уродливым малышом из социальной омбудсменской рекламы (помните,
он не хочет есть кашу или макароны, ну что-то отвратительное, как и сам рекламный постер). На социальную рекламу тянет (о вреде курения или вообще о жизни-смерти?) и «Мир, труд, май, июнь, июль, август». Этакая надпись под задумчивым персонажем: сколько же осталось? Май? Июнь? Июль? Может быть еще и август? Великолепен и московский пейзаж «Спасибо товарищу Путину за хорошую погоду», и поезд «Москва-Нью-Йорк», и два мавзолея на Красной площади: «Медведев»; «Путин». Конечно, прекрасна и кабаковская кастрюля: «Чья это кастрюля? Это кастрюля Кабакова. А где Кабаков? Кабаков в Америке. Осталась только кастрюля». Одним словом, весело и радостно. Как всегда. Ну и хорошо. Ну и правильно. Надо сказать, что в данном проекте, галерея представляет не живопись Константина Латышева, а принты на виниле, довольно большие, (где-то около 120 x 150 см). Тираж органичен. Цены вполне доступные. (Их можно узнать здесь же, так как галерея стала участницей плана Open Price). Человек с натренированным взглядом, знающий не по наслышке московское искусство обязательно оценит этот проект по всем пунктам.
По 15 сентября

◄В арт-пространстве Spider&Mouse на Ленинградском просп., 58 – «Поколение художников, пожелавшее остаться неизвестным». Авторы идеи Денис Мустафин и Матвей Крылов.
Звезды поп-арта (не все, конечно) выросли из безвестных художников рекламы. Но это там, у них. У нас же совсем наоборот. Проект Дениса Мустафина и Матвея Крылова, (активиста «Другой России») «Поколение художников, пожелавшее остаться неизвестным», по их словам «обращен к судьбе определенного поколения художников, пожелавших остаться неизвестными…
Потеряв собственную хватку и оказавшись в тисках нового ритма, они добровольно расстаются с художником в себе, ради иного статуса, понемногу растворяясь в кипящей массе успешного креативного класса». Этот проект - про жизнь и судьбу отечественного художника, родившегося в конце социализма и попавшего в лапы второго русского капитализма, государственно-олигархического, самого худшего из всех видов капитализма. Этот проект про то, как авангардист быстро и неожиданно превращается в креативщика. (Год рождения героя – конец 60-х прошлого века. Место рождения – мегаполис. Образование – хорошее, гуманитарное, бесплатное. Военнообязанный. В армии отслужил. Взгляды – самые передовые. Ну и так далее). Одним словом, прям по Пелевину – от «Gneration П» до «Empire V» . Как далее подробно и правильно написано в пресс-релизе: «На выставке мы предъявим работы нескольких художников на первый взгляд совершенно не связанных между собой, однако связь существует, авторов объединяет нечто большее, чем скажем стилистическое сходство или приверженность некой традиции. Их роднит тотальное отсутствие творческих амбиций, готовность порвать со своим художественным прошлым или предложить его в обмен на Другое будущее. Поэтому вы не узнаете имен тех, кому удалось расстаться с собой как художником – представленные работы выставлены на условиях полной анонимности. Такой отказ от авторства ставит всех авторов в одинаковое положение, более того, он превращает всех авторов в одного анонимного автора, с одной универсальной судьбой, которой хватило на целое поколение, поколение художников пожелавших остаться неизвестными». Вот так-то, господа!
Пришла пора рассказать и об экспозиции. Само арт- пространство Spider&Mouse на Ленинградском проспекте выглядит очень демократично. Никаких дизайнерских штучек, никаких модных архитекторов вроде Бродского или Козыря – вполне себе подвал (галерея была создана в 1994 году Игорем Иогансоном (Spider), Мариной Перчихиной (Mouse) и Игорем Даниловым (1948— 1994) в мастерской Иогансона). В таких подвалах с открытыми коммуникациями, винтажной мебелью и лупленными стенами и бывали нон-конформистские мастерские, где звучали диссидентские тексты, вино лилось рекой ну и так далее. Экспозиция анонимов построена нарочито непритязательно (уже нет творческих амбиций): холсты, объекты, рисунки, кой какой редимейд. Есть еще правда видео: дороги, новостройки, мосты и прочий урбанистический караул, показанный в нарочито репортажной манере. Действительно, никаких имен и зацепок в этой тотальной инсталляции не имеется. Кто не был рожден в 60-е, а например, был рожден в 80-е или 90-е, тому, конечно на все эти художественные страдания наплевать. Никто уже не вспомнит, кроме самого поколения, как бунтовщики-artисты уходили, как на гражданскую войну в глянец и рекламу. Как модные журналы переполнялись арт-директорами, главными редакторами и просто редакторами, имеющими за плечами не только художественное образование, но опыт, амбиции и желания. Словом, настоящими художниками. И даже термин специальный появился в нулевые для профессионалов такого рода – «постхудожники». Буржуазность завлекла и увлекла. Но вот кто-то снова забунтовал, снова стал художником (может быть дело в кризисе?) Я даже знаю кто взбунтовался. И вы тоже знаете кто. Надоела ваша новая буржуазность. Уже не модно.
По 7 августа

◄В галерее «Глаз» на Малой Ордынке, 23 - Даниил Баюшев «Идеальная фотография»
Выпускник фотошколы СССР Юникор Даниил Баюшев человек еще вполне молодой. Слава пришла к нему, благодаря глянцу. В нулевые он получал многочисленные призы и награды, например, приз в номинации «лучший фэшн-фотограф» года на премии Face Control Awards (2008), приз в номинации «лучший молодой фотограф» на фестивале Мода и стиль в фотографии и т. д. Как говорится в пресс- елизе, «последние несколько лет Даниил стал много работать над персональными арт-проектами. Его выставки открывались в Москве, Санкт-Петербурге и Париже. Его работы попали в коллекции Русского музея (Санкт-Петербург), Московского Музея Современного Искусства, Московского Дома фотографии, а также в значительные частные коллекции по всему миру». В галерее «Глаз» - новый проект Даниила Баюшева «Идеальная фотография». На самом деле, проект неожиданный и очень увлекательный. На фотографиях хорошего качества отрабатывается прием «чистого листа». Как мы знаем (и как нам подсказывает художник), идеальная фотография (идеальное произведение) – это чистый лист, пустой лист. (Есть в этом что-то, пардон, религиозное!) Но выставить пустые белые листы и созвать товарищей на вернисаж – это было бы слишком концептуально и дерзко. Поэтому Даниил Баюшев показывает не пустые, а наполовину пустые фотографии. То есть, в одной части формата есть композиция, (как правило, архитектурный объект), а в другой нет ничего, просто, чистый лист. Художник считает, что «в этой серии наполовину показанных, наполовину пустых фотографий зритель становится соучастником проекта и фактически начинает совместный творческий путь с чистого листа. Получает возможность «додумать» или представить вторую половину фотографии, сделав её, тем самым, идеальной». Фотографии Баюшева очень правильные: ракурсы неожиданные, композиции минималистичные, гамма модная, чуть тонированная, бледная (но не ч/б!) Все это в совокупности придает знакомым вещам, объектам и местам свежий облик. Вот что делает сила искусства!
До 23 августа.


Еще больше нового и интересного в ЕЖЕДневных Новостях Искусства@ARTINFO - http://www.iCKYCCTBO.ru
Пополнение 3-4 раза в день.

Юрий Пластинин


В избранное