Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Искусства@ARTINFO

  Все выпуски  

Новости Искусства@ARTINFO 12.08.2011 N 257:


Новости Искусства@ARTINFO
http://www.iCKYCCTBO.ru
в Сети, в Мире, в России, в Москве, в Питере, Веб навигатор (музеи, ярмарки, фестивали, периодика etc), периодика, фото и аудио репортажи,  МАН (Московская арт неделя) с Людмилой Новиковой, "Арт Puzzle Анастасии Полозовой, АРТФон с Оксаной Саркисян, Арт Лондон с Еленой Зайцевой, Венские заметки Лены Лапшиной, репортажи Михаила Молочникова из Берлина и другие специальные авторские проекты>
Выпускающий редактор - Юрий Пластинин


12.08.2011
N 257:

Регулярная рассылка НовостейИскусства@ARTINFO, точнее, и постоянные наши читатели знают об этом, - текстов авторских рубрик.
2620 подписчиков. Выходит 9 лет.
В этом выпуске:
МАН (Московская арт неделя) с Людмилой Новиковой. Выпуск #30. Начало августа. Фестиваль личных коллекций в ГЦСИ, Диана Мачулина и Чема Мадос в МАММ>

art-ontheground #12 Павел Микитенко. Как делал ситуационистский интернационал.
Этот текст написан по нескольким причинам. Теории и практики Ситуационистского Интернационала витают в воздухе как призрак, но почти никто толком не знает, что они собой представляют. Призрак этот создают небольшие статьи и фрагментарные переводы СИ, сделанных в 90-х. В 2000-х в России вышли "Общество спектакля" и "Революция повседневной жизни", но эти книги, содержащие большие теоретические обобщения довольно далеки от практики. В связи с этим особенно важны небольшие, но сохраняющие между собой связность тексты, оставленные во множестве Ситуационистским Интернационалом, поскольку эти тексты очерчивают различные аспекты нового (для французских 60-х и для российских 90-х, но не устаревшее и сейчас) революционного действия. Эти тексты представляют собой попытку осмысления сплава искусства и политики, который стремились осуществить участники СИ, преодолевая отчуждение, навязанное разделением видов деятельностей, осуществлённым в ходе специализации их на рынке труда, в парламенте и в других государственных институциях. Далее>
Материала получилось довольно много, поэтому я разбил его на несколько текстов, которые один за другим будут опубликованы в этой рубрике. Предыдущий #11 выпуск уже был на эту тему - Революция современного искусства и современное искусство революции. Cледующий #13 выпуск - История искусства.  П. Микитенко>

28 июля – 29 октября в Москве на шести площадках проходит пятый «Фестиваль коллекций современного искусства», организованный Государственным центром современного искусства в 2007. Фестиваль представляет частные, корпоративные и государственные собрания современного искусства. Цель фестиваля показать авторский подход собирателей художественных ценностей, в контексте общего развития современного искусства. Зрителям фестиваль дает редкую возможность увидеть работы известных художников из частных коллекций и запасников музеев, которые редко демонстрируются публике. Программа>

Премия Кандинского. 2011 год>

Остальное - на сайте.
Редактор Юрий Пластинин>

МАН с Людмилой Новиковой. Выпуск #30. Московская арт неделя. Начало августа. Фестиваль личных коллекций в ГЦСИ, Диана Мачулина и Чема Мадос в МАММ>

◄В ГЦСИ - «My privacy», собрание художника Евгения Семенова в рамках Фестиваля личных коллекций.
Три месяца (с 28 июля по 25 октября) на шести московских площадках проходит 5-й Фестиваль коллекций современного искусства, придуманный и организованный Государственным центром современного искусства.
Впервые Фестиваль материализовался в 2007 году. Начинается он обычно в летнее межсезонье и сильно радует артлаверов в отсутствие бурной вернисажной жизни персональным взглядом на художественные практики. Такой взгляд имеется у каждого собирателя. Естественным образом, он имеется и у Евгения Семенова, показывающего нынче в ГЦСИ свой «приватный» проект. Комментирует Алина Федорович, одна из кураторов фестиваля: «На каждом Фестивале мы стараемся продолжать нашу линию коллекций художников. Эта коллекция принадлежит Евгению Семенову, художнику- концептуалисту. (Евгений Семенов вошел в шорт-лист Премии Кандинского 2010 проектом «Живая математика». Огромные работы, похожие на иллюстрации к учебникам и снабженные подписями, были показаны на финальной выставке. Прим. Л.Н.)
Концепция проекта Евгения Семенова определена в двух словах, в названии «My privacy». Человек создает в своем доме, вокруг себя личное пространство. Украшает его, насыщает произведениями, которые ему близки, которые ему хочется видеть ежедневно. Получается my privacy. То же самое проделал Евгений Семенов не в личном, домашнем интерьере, а в выставочном пространстве. Работы, вошедшие не только в его архив, но в его жизнь, он перенес в выставочный зал, не приспосабливая к обычным музейным инструкциям». Нарушение музейных правил состоит: в отсутствии этикеток; хронологии; в шпалерной развеске. Не соблюдается и традиционное правило экспонирования по авторам и направлениям. При входе в зал зрителя встречают две концептуальные надписи, прямо на стенах - обязательно прочтите. Не будем их копировать, а скажем только, что они сведены к афористической краткости и комментируют взгляд Евгения Семенова на проблему тотальной утилизации. Всегда ли хороша утилизация? Нам внушают, что – да! Если все вокруг подвергается вторичной переработке, (считается достоинством, когда на продукте написано, что он способен утилизироваться), возможно, такие технологии уместны и в искусстве? А если нет? Может быть, концепция «сохранить и оставить на долгие годы» более приемлема? Далее, зритель натыкается на пустые белые стены с каллиграфически написанными на них фамилиями художников. (И это тоже концептуально). «Чтобы не разбавлять экспозицию ненужными надписями», - поясняют кураторы. (Еще раз, уточняем, что под самими произведениями этикеток нет). Для любопытных и для тех, кто не слету может отличить Савадова от Пепперштейна или Макаревича (см. фото) распечатаны листочки, с данными о каждой работе.
Художников много, вот полный список: Никита Алексеев, Юрий Альберт, Сергей Ануфриев, Алексей Бавыкин, Константин Батынков, Марина Белова и Алексей Политов, Алексей Беляев-Гинтовт, Александр Виноградов, Эдуард Гороховский, Александр Дельфинов, Татьяна Деткина, Александр Джикия, Владимир Дубосарский, Дмитрий Дульфан, Елена Елагина, Дмитрий Лигеройс, Маша Константинова, Игорь Макаревич, Александр Мареев, Аркадий Насонов, Владимир Немухин, Ася Николаева, Сергей Пахомов, Павел Пепперштейн, Виктор Пивоваров, Михаил Рогинский, Михаил Рошаль, Арсен Савадов, Андрей Соболев, Михаил Ксенофонтович Соколов, Леонид  Тишков, Ольга Тобрелутс, Вадим Фишкин, Ольга и Александр Флоренские, Вера Хлебникова, Антон Черняк, Сергей Шутов, Christian and Grethe Flensted (Дания), «Медицинская герменевтика», «Облачная комиссия», «Тарту», «Фенсо».
Все они расположились в белых боксах в самом конце зала. Развеска плотная, шпалерная, как уже было замечено. Очень хорошая, немного кинематографичная экспозиция, сделанная хозяином коллекции (Семенов – выпускник режфака ВГИКа) получилась приятно-приватная и актуальная. Мy privacy – это же главное в эпоху индивидуалов.
До 11 сентября.

◄В Мультимедиа Арт Музее, Москва – Диана Мачулина «Упражнения».
Диана Мачулина очень быстро перешла из разряда молодых и перспективных (Премия Кандинского 2008 в номинации «Лучший молодой художник года») в разряд заглавных отечественных художников. Она хорошо рисует, лепит, пишет (не только картины, но и тексты), думает. Новая выставка Дианы Мачулиной «Упражнения» - это как раз про то, что Диана хорошо думает.
На этот раз в пространстве зала первого этажа ММАМа на Остоженке она элегантно расположила «какашки» из искусственного камня разных форм и мастей: розовые, синие, коричневые, бежевые… Объекты, выставленные Дианой Мачулиной – чистой воды реди-мейды, а именно - спортинвентарь для альпинистов, «зацепы», имитирующие выпуклости и вогнутости скал, которыми пользуются для тренировки мускулов и сноровки. «Меня просто поразил вид этих объектов, - говорит Диана. Хотя спорт я в целом не люблю, согласна, что визуально он является элементом, частью культуры. В проекте с «зацепами» мне понравилось,  что они прежде всего, абсолютно функциональны. Есть тут и американские, и российские, и французские, и болгарские «зацепы». Представлены практически все страны, где производится этот инвентарь. «Зацепы» совершенно реалистичны, поскольку повторяют естественные неровности в скале – это во-первых. С другой стороны, они совершенно метафизичны и выглядят как стопроцентная абстрактная скульптура. И, в-третьих – они непосредственно связаны с человеческим телом. Объекты сами по себе очень хороши. Не раз замечено, что из функционального, небесполезного и рождается настоящая красота» Надо сказать, что помещение некой вещи в другой контекст - обычный для современного искусства ход. Перемещении предмета из нехудожественного в арт- пространство заставляет его открываться с нечаянной стороны, иногда неожиданно жуткой. («В промежутке было жутко», как сказал поэт). «Зацепы» - персонификация усилия, хватки, силы сжатия. В принципе, вещи эти притягательны и за них очень хочется ухватиться руками или хотя бы их пощупать. Музей же - институция запретная. Все мы с детства знаем, что в музее «руками не трогать». Конфликт, рожденный такой двойственностью, придает проекту еще больше обаяния. Не станем говорить о других смыслах: «вертикалях», «горизонталях», карьерном росте и прочих неокапиталистических ценностях. Все это отлично прописано в пресс-релизе, сочиненном самой Дианой Мачулиной.
До 4 сентября

◄В Мультимедиа Арт Музее, Москва – Чема Мадос.
Испанский фотографа Чема Мадос популярен в Европе третий десяток лет. Начинал он в восьмидесятые годы прошлого века.
Он фотографирует вещи, работает с предметами. Работает хорошо, чутко, подглядывает за ними. Чемодан на ножках, ложка, отбрасывающая тень вилки, часы с браслетом из железнодорожного полотна, клетка с облаком, проросшая корнями обувная болванка, лезвие-закладка в книге и проч. и проч. – все парадоксально, все притягательно. И хотя, кажется, что было уже такое и у Магрита, и у Манн Рея, и у Дюшана, все равно хочется смотреть. Чема Мадос говорит; «Образы приходят ко мне где угодно – утром за чашкой кофе, днем на улице, вечером в баре. Иногда меня упрекают в однообразии приема, в намеренном концептуализме. Но это не так. Главное для меня – проявить волшебство, магию, чудо, скрытые в обыденной, повседневной жизни. Я предпочитаю не давать работам названия. Хочу, чтобы зритель мог все придумать сам. Это же так волшебно! Мои фотографии черно-белые. Почему? Потому что, как бы вам сказать, это чисто, это гораздо дальше от реальности, чем цветная фотография. Это абстрактно. А значит, зритель опять-таки может придумать свою историю. В искусстве это главное – своя история». Чема Мадос - лауреат Национальной фотографической премии 2000 года. Его персональная выставка - первая в России (в рамках перекрестного года Россия-Испания). Это демонстрация самых свежих, последних работ художника. Некоторые из них показываются впервые.
До 28 августа

«О лесах и людях»
Мультимедиа Арт Музей
, (ул.Остоженка, 16) до 4 сентября.

art-ontheground #12 Павел Микитенко. Как делал ситуационистский интернационал.

Этот текст написан по нескольким причинам. Теории и практики Ситуационистского Интернационала витают в воздухе как призрак, но почти никто толком не знает, что они собой представляют. Призрак этот создают небольшие статьи и фрагментарные переводы СИ, сделанных в 90-х. В 2000-х в России вышли "Общество спектакля" и "Революция повседневной жизни", но эти книги, содержащие большие теоретические обобщения довольно далеки от практики. В связи с этим особенно важны небольшие, но сохраняющие между собой связность тексты, оставленные во множестве Ситуационистским Интернационалом, поскольку эти тексты очерчивают различные аспекты нового (для французских 60-х и для российских 90-х, но не устаревшее и сейчас) революционного действия. Эти тексты представляют собой попытку осмысления сплава искусства и политики, который стремились осуществить участники СИ, преодолевая отчуждение, навязанное разделением видов деятельностей, осуществлённым в ходе специализации их на рынке труда, в парламенте и в других государственных институциях. В результате такого отделения искусства как особенной деятельности и заключения его в загон выставочных залов и галерей искусства, его смысл теряется и для "художников" и для критиков и для "публики" за рассуждениями о специфике стиля или отдельных "эстетических" достоинств той или иной художественной работы. А активизм оказывается в заложниках у повестки дня, навязанной законотворчеством или репрессиям, вместо того, чтобы действовать исходя из рождённых в коллективе желаний и идей. Выбирая для своих, производимых в ответ действий форму медийного протеста, активисты слишком часто руководствуются представлениями об "эффективности политического действия", как вполне определённой и отделённой от других формы активности. Тексты СИ уникальны тем, что осуществляют прорыв к смыслу искусства благодаря полноте взгляда на отношения, в которые оно вступает в современности, но эта полнота взгляда не заслоняет для них точного ощущения ценности практик искусства. Эти небольшие тексты, сопутствующие практикам СИ на протяжении всей их деятельности дают представление также и о политике, внимательной к желаниям и чувствам каждого. Часть из них сегодня уже переведена, хотя общей картины ситуационистской теории революционного действия создать по ним ещё невозможно. Поэтому здесь осуществлен не перевод ещё одного из этих текстов, а попытка реконструкции связной программы СИ. Также здесь собраны некоторые материалы об акциях Ситуационистского Интернационала. Эта программа, и пример этих акций, возможно, позволит "художникам" осмысленнее действовать вне музеев и галерей, не избегая вопросов политики, которые они, не зная как к ним подступиться, слишком поспешно передоверяют опыту "политиков" и активистов или арт-менеджеров и галеристов. Активистам эта программа позволит лучше понять, как можно взаимодействовать с художниками и зачем вообще это нужно. И, конечно, всё это нужно для того, чтобы выйти из своих гетто и "художникам" и "политикам".
Материала получилось довольно много, поэтому я разбил его на несколько текстов, которые один за другим будут опубликованы в этой рубрике. Предыдущий #11 выпуск уже был на эту тему - Революция современного искусства и современное искусство революции. Cледующий #13 выпуск - История искусства.  П. Микитенко>

◄КАК ДЕЛАЛ СИТУАЦИОНИСТСКИЙ ИНТЕРНАЦИОНАЛ 

До сих пор единственным предметом страсти во всех начинаниях, в которых мы с интересом или без оного участвовали, является поиск на ощупь нового образа жизни. Эстетические и другие дисциплины доказали свою очевидную неадекватность в этом отношении и достойны полнейшего забвения. Поэтому мы должны обрисовать некоторые предварительные области наблюдений, включая наблюдения конкретных, случайных и предсказуемых процессов на улицах.
Ги Дебор, Введение в критику городской географии[1] 

Ситуационистский Интернационал (СИ) состоял их интеллектуалов и революционеров, его численность никогда не превышала 60-80 человек, пиком влиятельности СИ стал беспрецедентный момент всеобщей дикой[2] стачки в мае 1968 во Франции. Формально СИ  был основан в 1957 г. в Кози-д’Ароша (Италия) на международном конгрессе "революционно активных художников" при слиянии нескольких авангардных групп: Леттристского Интернационала, Международного Движения за Имажинистский Баухауз, Лондонского психогеографического комитета и нескольких итальянских художников. Ряд леттристов имел политическое прошлое (в частности, Дебор состоял некоторое время в леворадикальной группе "Социализм или варварство").

Спектакль

Теоретическим манифестом СИ стала книга "Общество спектакля", написанная Ги Дебором и впервые опубликованная в 1967 году, после десяти лет активности Интернационала. Эта книга отвечала на изменения, которые претерпел капитализм с развитием средств массовой информации. Электронные масс-медиа 60-х, более экспансивные, чем медиа предшествующей эпохи, привели к новому витку отчуждения. Согласно Дебору, специализация образов мира оказывается завершенной в ставшем автономным мире образов. Спектакль, это серия доведённых до предела разделений труда, увенчанных радикальным разделением представления жизни от неё самой. В эпоху Спектакля все превращаются в пассивных зрителей своего проживания, подчинённых созерцаемым образам этого проживания, образам, включённым в бессознательную деятельность самого зрителя. И с возрастанием легитимности Спектакля, его зрители всё более вынуждены узнавать в этих предлагаемых господствующей системой объектах созерцания свои собственные потребности[3].

Однако, значение состояния спектакля, согласно Дебору не исчерпывается технологическим прогрессом средств массовой коммуникации, обладающих беспрецедентной способностью воспроизводства изображений. Речь идёт о том, что этот прогресс позволяет до того хотя и объективной, но бестелесной товарной форме (Маркс) продукта труда материализоваться в технологически транслируемых образах, а также внести эти образы в интимные жизненные пространства, захватив новые территории, подчиняя их логике производства и потребления, придавая и досугу и повседневности отчуждённую форму товара. Спектаклем Дебор называет новый, опосредованный образами господствующей системы представлений, тип отношений между людьми; спектакль, это новая чувственная среда, обращающая сами отношения в товар. Этот диагноз Дебор ставит "в связи с процессом "автономизации экономики", которая способна теперь подогнать реальность по своему образцу (Дебор, Общество спектакля, §212[4]). Автономный спектакль заслоняет собой "социальную практику", его язык состоит из знаков господствующего производства, которые, в то же время, представляют собой конечную цель этого производства"[5].

Вся эта система желаний и отношений превращённых в товар в результате подчинения образам господствующего порядка и отчуждённому представлению жизненных практик держится не только и не столько на убедительности изображений как таковых, но на насилии служб безопасности и контроля[6].

В проникающих всюду официальных сообщениях общество возвращает себе образ собственной истории в виде поверхностной и статичной истории своих правителей, выражая фатальность того, что сделано. Изнанкой этого фасада является "мафия, которая, по Дебору, становится в обществе интегрированного спектакля "моделью" всех развитых коммерческих предприятий (Дебор, Комментарии к Обществу спектакля, § XXIV). "Тайна", "секрет" становятся основой общества. С одной стороны, техники, традиционные для секретных спецслужб, проникают в различные сферы общества: распространяются дезинформация, провокация, манипуляция информацией, а также другие формы устранения достоверной критики в пользу ложной, сфабрикованной специально для этой цели (Дебор, Комментарии к Обществу спектакля, § XVIII). С другой стороны, систематизируются средства формирования общественного мнения. Спектакль выборов и опросов общественного мнения (Дебор Комментарии к Обществу спектакля, § XXVI]; Общество спектакля, § XXVI) призван завуалировать тот факт, что буржуазный субъект, несмотря на абстрактно приписываемые ему свободы, на самом деле все в меньшей степени способен сделать выбор, который имел бы реальное воздействие на его жизнь (Дебор Комментарии к Обществу спектакля, § VIII)"[7].

Разделение

Двумя важнейшими проблемами в критическом анализе СИ сверхразвитого капитализма является разделение и влекомое им отчуждение труда, значение которого заключается в том, что деятельность трудящегося и её результаты становятся неподвластны ему и даже управляют им. Для доминирования в сфере производства капиталистическому классу необходима монополия понимания производственной активности. Для достижения этого работа, с одной стороны, всё более и более специализируется, поэтому производственный процесс и его смысл становятся непредставимы для тех, кто в нём участвует. С другой стороны, труд конституируется как единство в деятельности специализированных агентств. В результате производство, разбитое на мастерские, офисы и дирекции, управляется с иерархической верхушки, на которой практические представления о его ходе оказываются утерянными. И более того, ситуация доводится до абсурда тем, что окончательная детерминация управления приходит извне, из сферы официальной политики.

Но и вне рабочего времени спектакль становится доминирующим посредником общения. Только через спектакль люди приобретают знание об основных аспектах социальной жизни, от научных или технологических достижений до превалирующих типов правления и показных встреч политических знаменитостей. Доминирующие в искусстве – производство которого также иерархически разбито на цеха – отношения между автором и зрителем или читателем, "только транспозиция фундаментальных отношений между управляющими и исполнителями. Это в совершенстве отвечает нуждам овеществлённой и отчуждённой культуры: отношения между спектаклем и его зрителем сами по себе являются надёжным барьером капиталистического порядка"[8].

Буржуазия, признавая абстрактный принцип художественной креативности, сопротивляется работе креативности с момента её появления, эксплуатируя её. Потому что она, хотя и нуждается в определённой степени модернизации, но вынуждена заботиться о том, чтобы стремиться канализировать вкус к инновации в беспорядочные, деградировавшие и безопасные формы нового, предотвращая целостность критики и  эксперимента. Через коммерческие механизмы, контролирующие художественную активность, авангардные тенденции оказываются отрезаны от тех действительных или потенциальных социальных общностей, которые могли бы поддержать их. Те, кто становиться известным, принимаются системой искусства как исключительные индивидуумы (система звёзд) при условии, что они примут ряд ограничений: отказ от сознательной борьбы и занятие локализованной деятельностью, допускающей множество интерпретаций.

Схожие проблемы обнаруживаются в области наук, где узость специализации ведёт к утрате понимания всегда присутствующей связи науки с политическим моментом и социальными горизонтами. Понимание и производство, и искусства и научной картины мира возвращается только в деятельности тех людей, которые постоянно совершают трансгрессию за пределы этих разделённых секторов.

Утопия города 

СИ рассматривали именно город как пространство возможного, как модель организации человеческой совместной жизни, даже если эта городская жизнь располагается в скале под водопадом Виктория. Город был важен для них как архитектурный ансамбль, обладающий богатством средств для создания среды, для формирования поведения. Для всех представителей группы, существуя в наличной конфигурации многообразия практик и отношений власти, это городское пространство в текущий момент является пространством подавления[9]. И значит, его революционное преобразование необходимо. Это должно происходить через создание автономных пространств, где опыт рождается вне действия законов классового общества; или во всеохватном движении революции. Первое предполагало практики, в большей или меньшей степени примирённые с наличной действительностью, но существующие в ней для её преодоления, такие как ситуационистские комиксы, перехватывающие  (detournement) составляющие спектакль изображения, включая их в новый, революционизирующий контекст, как дрейфы, или как радикальные публичные акции. Предвкушение второго открывало простор для масштабных архитектурных проектов. Например, "в коллективном проекте 1959 года ситуационисты предсказывали, что центр Парижа после всемирной победы революции будет восстановлен в том виде, в каком он существовал в 1871 году, будет именоваться не Парижем, а Коммуной, и внутри Коммуны будут созданы, например, Странный Квартал – Счастливый Квартал – Квартал Возвышенный и Трагичный – Исторический Квартал – Полезный Квартал – Зловещий Квартал – Квартал Художников – Квартал Поэтов – Квартал Пьяниц – Квартал Зеленщиц…[10]".

Также, и это является основанием для развития идей психогеографии, СИ понимали города как пространства, насыщенные чувственными потоками и формирующие эти потоки. Ещё одним измерением города является их существование как пространства легенд, воздействующих через эти легенды на жизнь и сознание горожан. Легенды формируются историей города и его спектакулярным мифом, "созданным литературой, музыкой, живописью, архитектурой, театром, кино, философскими, политическими, историческими текстами, а также и мемуарами (так, Париж – это в первую очередь Париж, созданный мемуарами Сен-Симона и де Реца, Гюго, Дюма, Бодлером, Тьером, Жюлем Валлесом, Оффенбахом, Мистенгет, Пиаф, Рене Клером, Марселем Карне, Камилем Писсаро, Тулуз-Лотреком, Делоне и т.п.). Одни ситуационисты считали такие легенды ложными и полагали, что задачей революционного искусства является преодоление легенд, другие, напротив, считали легенды отражением души города и связывали с характером легенды его настоящее и будущее[11]".

Здесь я не стану подробно останавливаться на богатых и впечатляющих архитектурных фантазиях участников СИ, предлагая обратиться непосредственно к их текстам, например, Формуляру нового урбанизма Ивана Щеглова. Александр Тарасов заявляет об первенстве СИ в создании жанра бумажной архитектуры, хорошо известной нам по работам советского художественного андеграунда 80-х. Важно лишь сказать, что план высокотехнологической (что свойственно шестидесятым) утопии присутствует в сочинениях СИ. Однако, участники СИ разделяли два вида утопии: ту, что не может быть и не должна быть реализована, это  и есть спектакль, переводящий всю активность в область воображения; и ту, что содержит изобретение и эксперимент с решениями текущих проблем, не ограничиваясь в изобретении этих решений исключительно наличными условиями их возможной реализации. СИ настаивали на преодолении утопии в практике революционной борьбы, "которая, в свою очередь без утопии обречена на стерильность" и делали определённые шаги к практическому осуществлению того момента, когда эти утопии могли бы быть воплощены, как горизонты, которым они придали определённые очертания только для того, чтобы практически приближать их[12]. Но сами эти горизонты тоже не являлись самодостаточной целью. "Архитектура, это простейший способ артикуляции времени и пространства, модуляции реальности и рождения мечты. Вопрос не только в пластической артикуляции и экспрессии эфемерной красоты, но в модуляции производства влияний в согласии со всем спектром человеческих желаний и прогресс в их реализации"[13].

Принципиальным моментом представлений СИ об этих горизонтах является подвижность, изменчивость предметного мира во всех его составляющих. Как на уровне отношений[14] так и на уровне архитектурных планов[15]. "На базе этой мобильной цивилизации, архитектура, наконец, действительно станет средством экспериментирования с тысячами путей изменения жизни…"[16].


[2] Т. е. проходящей без согласования с официальными профсоюзами.
[3] "Отчуждение зрителя и подчинение его созерцаемому объекту (который является эффектом собственной бессознательной деятельности зрителя) выражается следующим образом: чем больше он созерцает, тем меньше он живет; чем с большей готовностью он узнает свои собственные потребности в тех образах, которые предлагает ему господствующая система, тем меньше он осознаёт своё собственное существование и свои собственные желания. Влияние спектакля на действующий субъект выражается в том, что поступки субъекта отныне не являются его собственными, но принадлежат тому, кто их ему предлагает. Вот почему зритель нигде не чувствует себя дома - вокруг него сплошной спектакль". Ги Дебор, Общество спектакля, Логос. Москва 2000.
[4] Дебор, Ги. Общество спектакля. Перевод с французского C. Офертаса и М.Якубович. Москва: Логос, 2000
[5] Матиас Майндель "Понятие спектакля и московский акционизм 1990-х гг". Доклад на кафедре политической антропологии летом 2010 года. Цитируется не опубликованный текст доклада на русском языке.
[6] Ложное же сознание поддерживает свою абсолютную власть только через абсолютный террор, при котором, в конце концов, угасает всякая истинная мотивация. Там же.
[7] Матиас Майндель "Понятие спектакля и московский акционизм 1990-х гг".
[8] Предварительные замечания к определению общей революционной программы. Пьер Конжуер, Ги Дебор, 1960, Internationale Situationniste #5 http://www.cddc.vt.edu/sionline/si/program.htm  22.12.2010
[9] "Спектакль должен перенаправлять желания, чьё удовлетворение запрещено правящим порядком. Для примера, современный массовый туризм представляет города и пейзажи не для того, чтобы удовлетворить подлинные желания жить и в таких человеческих или географических средах; туризм представляет их как чистые, быстрые, поверхностные спектакли (спектакли из которых извлекают престиж, упоминая о них)". Там же.
[10] Специфический взгляд на этот вопрос можно найти в статье Александра Тарасова Ситуационисты и город, http://saint-juste.narod.ru/urban.htm, 22.12.2010.
[11] Там же.
[12] "Не может быть свободного использования времени до тех пор, пока мы не обладаем современными инструментами конструирования повседневности. Использование этих инструментов обозначит прыжок из утопического революционного искусства в революционный художественный эксперимент". Дебор "Тезисы к Культурной Революции", 1958 Internationale Situationniste #1, http://www.cddc.vt.edu/sionline/si/theses.html, 22.12.2010.
[13] Формуляр нового урбанизма, Иван Щеглов, 1953, Internationale Situationniste #1, http://www.cddc.vt.edu/sionline/presitu/formulary.html 22.12.2010.
[14] "То, что позволяет реализоваться индивиду, это многообразие его поведения в отношении к другим". Айсгер Йорн "Конец экономики и реализация искусства". http://www.cddc.vt.edu/sionline/si/economy.html 21.12.2010.
[15] "Мобильные дома поворачиваются, следуя за солнцем. Их скользящие стены дают возможность вторжению растительной жизни. Смонтированные на рельсах, они могут спускаться к морю утром и возвращаться в лес к вечеру". Формуляр нового урбанизма, Иван Щеглов, October 1953, Internationale Situationniste #1.
[16] Там же.

Еще больше нового и интересного в ЕЖЕДневных Новостях Искусства@ARTINFO - http://www.iCKYCCTBO.ru
Пополнение 3-4 раза в день.

Юрий Пластинин


В избранное