Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Искусства@ARTINFO

  Все выпуски  

Новости Искусства@ARTINFO http://www.iCKYCCTBO.ru


Новости Искусства@ARTINFO
http://www.iCKYCCTBO.ru
в Сети, в Мире, в России, в Москве, в Питере, Веб навигатор (музеи, ярмарки, фестивали, периодика etc), периодика, фото и аудио репортажи,  МАН (Московская арт неделя) с Людмилой Новиковой, "Арт Puzzle Анастасии Полозовой, АРТФон с Оксаной Саркисян, Арт Лондон с Еленой Зайцевой, Венские заметки Лены Лапшиной, репортажи Михаила Молочникова из Берлина и другие специальные авторские проекты>
Выпускающий редактор - Юрий Пластинин


12.04.2011
N 246:

C марта возобновлена регулярная рассылка НовостейИскусства@ARTINFO, точнее, и постоянные наши читатели знают об этом, - текстов авторских рубрик.
В этом выпуске:
<<МАН (Московская арт неделя) #18 с Людмилой Новиковой>
Выставки начала апреля: на Винзаводе science art, Павел Полянский и Анна Титова, в Руине – Алексей Народицкий и Павел Челищев – на Рублевке>
<<Андрей Великанов.20 Космосис и мимесис>
...
насколько удачным был запуск Гагарина! В этом событии - не только успех техники и ее использования в идеологических целях, но и торжество идей Федорова. Сам полет в космос впечатляет, но не менее впечатляет тот кульминационный момент, когда Гагарин стоит перед ликующей толпой на трибуне Мавзолея. В этот миг две мифологические ветви, исходящие от Федорова, сливаются в один торжественный гимн. Мумия Ленина, первое существо, архивированное в Федоровском "музее-кладбище" и ждущее своего воскрешения, и Гагарин, первый "отец" в космосе, - они как принц и спящая красавица! >
Остальное - на сайте.
Редактор Юрий Пластинин>

МАН (Московская арт неделя) #18 с Людмилой Новиковой

В Цехе Белого и Цехе Красного на ВИНЗАВОДе – «ЖИЗНЬ. Версия науки».

Выставка проходит в рамках научно-популярного фестиваля, который фонда «Династия» устраивает во второй раз. Если первая выставка «Наука как предчувствие» ыла абсолютно художественным проектом, то вторая имеет научно-популярный крен. «Тогда мы намеренно привезли в Москву безусловных мировых звезд science art для демонстрации современных тенденций симбиоза между наукой и искусством, для привлечения внимания публики к научной проблематике, - говорят кураторы Ирина Актуганова и Дмитрий Пиликин. В проект «Жизнь. Версия науки» так же включены работы художников сайнс- арта, но здесь все они вписаны в популярную концепцию. Скорее мы подбирали не художников, а конкретные работы, которые хорошо укладывались в идею. Если же речь шла о художниках, то это были люди, имеющие опыт работы со сложными технологиями».
В выставке участвует 17 авторов, из них - 9 отечественных.
Экспозиция построена как последовательный рассказ о развитии феномена жизни: клетка - сознание - искусственный интеллект - искусственная жизнь. Здесь много интерактивных объектов. Они реагируют на прикосновение, звук, сердцебиение и даже на большое скопление народа. Например, виртуальная собачка американской художницы Каролины Собечки, выполняющая команды зрителей, начинает лаять, когда перед экраном скапливается слишком много народу. «Динамическая модель клетки Владимира Грига»,  представляющая трехметровый шар, на который со всех сторон проецируется видеоанимация, демонстрирует процессы, происходящие в клетке. А «Модель биометрических отражений» Дмитрия и Елены Каварга – это целый организм, выполненный из прозрачного пластика, внутри которого находятся сенсорные и тепловые датчики, реагирующие на прикосновения (на фото). Если к объекту подходит сразу несколько человек, он начинает «дышать» и шевелиться. Есть еще большая деревянная конструкция. Эта кинетическая скульптура немца Ральфа Беккера демонстрирует механизм работы нейронной сети головного
мозга.
Есть работы,  посвященные исследованию искусственного интеллекта. «RAP – робот-художник» португальца Леонела Моура - рисует. (Процесс рисования можно видеть своими глазами). А танцующие роботы из проекта «Девушки Тиллера» сингапурского художника Луи- Филипп-Демерса устраивают целое шоу по расписанию.
«Большинство из того, над чем сейчас работают ученые, практически недоступно невооруженному человеческому взгляду и остается вне его внимания и понимания, - говорит Ирина Актуганова. Между тем, фундаментальные вопросы «Как появилась жизнь?», «Что такое сознание?», «Как работает мозг?» волнуют не только ученых. Поэтому и нужен такой популярный рассказ о науке образным языком, который был подготовлен целой группой серьезных консультантов и популяризаторов. Ничего псевдонаучного в этой выставке нет и быть не может. Если наука призвана искать и находить ответы на вопросы, то художники, работающие в области science art, только поднимают вопросы. В этой области работают авторы, способные визуально эффектно и научно достоверно передать смысл научных представлений. Такие выставки (как мы помним по петербургской «Кунсткамере») были популярны еще с XVIII века. А если говорить о science art как направлении в искусстве, то он получил наибольшее развитие в новейшее время. Мозг ученого и мозг художника по-разному обрабатывают одну и ту же информацию. Сайнс-артом, как правило, занимаются люди плотно знакомые с научной проблематикой и часто имеющие ученые степени или даже возглавляющие целые научные лаборатории».
До 17 апреля.

В галерее Айдан – Павел Полянский, «Пустота»

Выставки в галерее Айдан Салаховой (не только галеристки, но известной художницы) всегда отличаются хорошим женским вкусом. Они тактильны, пластичны, изящны, информационны. Выставка Павла Полянского «Пустота», выпускника академического художественного института им. В. И. Сурикова (мастерская Татьяны Назаренко) – того же уровня. Его «Пустота» - это целая серия большеформатных холстов, композиционным центром которых являются цветные натюрморты, а не девочка и мальчик, написанные в монохромной гамме.
Как сказано в пресс-релизе от имени автора, «читая американского классика эзотерической литературы 1960-х годов, я наткнулся на интересную концепцию мировосприятия человека, которая запала мне в душу, наверное, своей простотой и практической наглядностью. В двух словах она заключается в том, что человеческое представление о мире можно уместить, пользуясь первыми попавшимися под руку предметами в виде символов, на обычном столе, и стол при этом будет характеризовать поле зрения и поле восприятия». Концепция, конечно, амбициозная, но визуально выстроенная. Смотреть
интересно и приятно. А если у вас за спиной висит груз знаний по истории искусства – то еще приятнее – много чего можно вспомнить.
До 24 апреля

В галерее XL – Анна Ермолаева «Киноглаз»

Художница Анна Ермолаева живет в Вене уже 22 года. Она - профессор государственной школы дизайна ZKM в Карлсруэ. Она – экспонент многочисленных выставок и биеннале.
Ее новый проект «Киноглаз» - это фильм про корриду. Фильм стал не только московской, но мировой премьерой. «Это новая работа, которую я сделала на корриде в Мехико-сити. Фильм длится 20 минут и называется «Киноглаз». Название отсылает нас, естественно к Дзиге Вертову. Собственно, это оммаж ему. Меня в свое время страшно заинтересовал его «Киноглаз» 1924 года, в котором художник впервые использовал обратную съемку. В фильме Дзиги Вертова есть история о быке: куски мяса на прилавке посредством обратной съемки обрастают кожей, прирастают головой. Потом бычок задом выходит из рынка и весело возвращается на лужайку пастись. Помните, как писал Дзига Вертов: «Я – Кино-Глаз, я создаю человека, более совершенного, чем созданный Адам, я создаю тысячи разных людей по разным предварительным чертежам и схемам. Я создаю нового, совершенного человека. Я – Кино-Глаз…»
Работа Анны Ермолаевой только на первый взгляд кажется жестокой, но на самом деле она - жизнеутверждающая. Это коррида наоборот. Анна Ермолаева повернула видео вспять и получила хеппи-энд. Сначала – смерть быка, потом – воскресение. Христианская получилась концепция. Действительность можно изменить посредством съемки. И это правда. Действительность можно режиссировать. И это тоже, правда. И вообще, действительность можно изменить.
По 30 апреля

В МУАРе в Руине – фотопроект Алексея Народицкого «Ле Корбюзье. Чандигарх»

Кто был в Индии, помнит, что все индийские города – хаотичны. Там жизнь происходит прямо на улицах. Там люди спят, едят, молятся и умирают. Там ходят коровы и ездят автомобили. И те и другие нарушают всякие правила дорожного движения. Художник Алексей Народицкий любит и знает Индию, бывал там множество раз, снимал горы, моря и города. Его последний фотопроект – город Чандигарх, построенный по проекту легендарного архитектора Ле Корбюзье. Что, казалось бы, может быть бщего у Корбюзье с Индией? Первое, что приходит в голову – ничего. Однако же, самый крупный объект архитектора находится в Индии.
Чандигарх, новая столица штата Пенджаб в предгорьях Гималаев должен был стать символом свободной страны, открытым городом. Но всегда взрывоопасная политическая обстановка в Чандигархе (регион граничит с Пакистаном) превратила город в один из самых закрытых. Попасть туда непросто. Вот что рассказывает художник: «Я много бываю в Индии. Но Чандигарх – это не совсем Индия. К моей индийской привязанности он не имеет прямого отношения. Я был там полтора года назад. Туда сложно добираться и трудно попасть. Потому что эта охраняемая территория, а Индия страна очень бюрократизированная. Сначала я долго получал разрешение на съемку в Москве. Потом, когда прилетел в Индию, еще пять дней прождал, потому что сначала был мусульманский праздник, потом – индуистский праздник, потом просто ждал, когда чиновники дадут мне разрешение на въезд в Чандигарх. Что касается самой архитектуры, она, конечно, роскошна. Это такая же достопримечательность, как например, Анкор.  Только в Чандигархе нет ни одного туриста. Его центр - комплекс правительственных зданий пустеет, когда заканчивается рабочий день. И появляется ощущение полной заброшенности. Но сам город живет своей жизнью. Прямоугольные кварталы все подстраиваются и подстраиваются. В этом городе широкие улицы. В этом городе не ходят коровы. Там много школ, больниц и музеев и самый высокий уровень грамотности в Индии. Город спланирован таким образом, что у каждого человека есть нормальное жилье, в том числе, и у неприкасаемых, В Чандигархе все люди более-менее обеспечены на бытовом уровне. И это хорошо.
Я ездил в Чандигарх с большеформатным фотоаппаратом. Такие, когда фотограф накрывается при съемке большой черной тряпкой, показывают в старом кино. Когда я снимал в городе и долго ставил кадр, то видел, как за моей спиной постепенно собирается огромная толпа. Я стал настоящей достопримечательностью Чандигарха. К тому же, ко мне приставили вооруженного автоматом солдата. Не понятно правда, он меня от кого-то охранял или от меня кого-то охраняли. Я не смог этого выяснить, потому что автоматчик ни слова не говорил по-английски. Но был очень доволен, что ему выпала такая служба. Это была одна из самых счастливых моих фотосессий».
По 17 апреля.

В галерее «Наши художники» - Павел Челищев.

Художник манящий и странный, Павел Челищев не вписывается ни в какие периоды отечественного искусства. Художник эмиграции, он не стал ни немцем, ни французом, ни американцем. Не остался он и русским, хотя род Челищевых очень древний и по преданию уходит к князю Рюрику. А один из предков Челищева, Михаил Бренко, в 1380 году, отвлекая врагов маневром, сражался в доспехах Дмитрия Донского и погиб, «разрубленный в чело». От этого героического поступка и произошла фамилия «Челищев», как написано в каталоге (хорошем и полном). В 2006 году галерея «Наши художники» показала первую выставку Челищева в России.
Новая выставка, вторая по счету, предлагает зрителям другие работы в количестве пятидесяти четырех живописных холстов и рисунков. Путь художника Павла Челищева от Стамбула до Нью-Йорка прошел через Берлин, Париж и Лондон. (В конце жизни, он поселился в Италии, недалеко от Рима). Челищев оформлял балеты Дягилева. Дружил с Гертрудой Стайн. С Джойсом, Стравинским, Чарльзом Генри Фордом, Линкольном Кирштейном и еще с очень многими влиятельными и внушительными персонажами. Его при жизни покупал нью-йоркский МОМА. Он непрерывно перевоплощался, менялся и никогда не останавливался. Его жизнь – это отражение всех трансформаций двадцатого века. Он разрушал телесность и «уничтожал» материю. Его женщины с пустыми глазами, а мальчики с пронзительными и голубыми, «акробаты господни» и «шуты с бубенцами» - тоска по вечному, небесному совершенству, тоска эротическая, ураническая и возвышенная.
До 1 июля


Андрей Великанов.20 Космосис и мимесис>

Этот текст следовало бы написать на архаичном, уже отмирающем языке, на олбанском. Язык этот практически весь состоит из мемов и сам является мемом, то есть единицей культурной информации, передаваемой посредством подражания, имитации. Мемы – это далеко не только гэги, приколы, гуляющие по интернетам (превед, художнег), но и кое-что посерьезней. Этот термин впервые употребил Ричард Докинз в 1976 году в книге «Эгоистичный ген». Аналогия была проста и доступна для понимания. Информационную среду сравнили с организмом, а единицу информации, способную к размножению – с биологическим геном. Нет ничего удивительного, культура очень часто получает биологические ассоциации, ведь в переводе с латыни она есть «возделывание». 

Докинз образовал свой термин от греческого мимесис (подражание). Мимесис придумали древнегреческие философы, когда пытались объяснить нам, что такое искусство. Не надо думать, что художнику предлагается просто подражать окружающему миру. Аристотель, например, различал три вида мимесиса. Он говорил, что поэт  и художник должны изображать вещи так, как они были или есть, или как о них говорят и думают, или какими они должны быть. Весьма концептуальное высказывание.  

Новый термин Докинза (по-анг. «meme») был сначала переведен на русский как «мим», что более соответствовало английскому звучанию, да и греческому «мимесис», но такой вариант не прижился и появился хорошо теперь знакомый мем. В нем слышится memory, память, и, наверно, это не случайно, ведь культурный код нужно не только скопировать подражанием, но и запомнить.  

Докинз описывает довольно сложные культурные коды, которые способны существовать и размножаться в информационной среде. По аналогии с комплексом возникает мемплекс, каковым атеист Докинз считает любую религию. Воистину, нет ничего святого для этого информационного Дарвина! У него не только человек произошел от обезьяны, но и сама религия! 

Для чего я это все рассказываю? Для того, чтобы продемонстрировать, как в нашей отечественной культуре существовали, трансформировались и размножались два мема. Один «космос» (пишется со строчной буквы, это важно), другой – «Гагарин» (с прописной). 

Для начала давайте разберемся, как это, собственно, можно полететь в космос. Космос у древних греков это порядок и красота, это мир, в котором они живут. За пределами Космоса - Хаос, граница где-то у геркулесовых столпов и отправиться туда осмеливаются только герои. У нас же все наоборот. Где-то там наверху - космос, он пишется со строчной буквы, там летят ракеты. У нас же внизу - кризис, плохая экология, проблемы, короче - хаос. Но тоже не торжественный, а какой-то мелкий, будничный. Американские астронавты летят в пространстве (space). Само слово астронавты  значит - плывущие к звездам. Наши, соответственно, - плывущие по Порядку (или по порядку - первый, второй, третий...). 

Космос как мир за пределами нашего обитания изобрели русские философы-космисты. Первым так его назвал Владимир Вернадский (пока еще он пишет это слово с заглавной буквы): "К ранее известной области человеческой жизни (ноосферы), в которой до сих пор шло развитие науки, прибавились две новые, резко от нее отличные, - мир просторов Космоса и мир атомов и их ядер...". Но когда Циолковский предложил осваивать философское понятие "реактивными приборами", торжественный Космос, мир порядка и красоты, превратился будничный космос безвоздушного пространства. То есть можно сказать, что русские космонавты путешествуют по порядку и по красоте, а дома их ждет бардак и безобразие. Однажды с космонавтами случилось вообще невероятное - пока они летали, в СССР произошла революция и они вернулись в другое государство. На земле один беспорядок сменился на другой, что и свойственно хаосу. Но космос непогрешим, как утверждал советский школьный учебник астрономии: "Человек в космосе - это буквально человек на небе, том самом небе, которое отводится религией для обитания божества". 

Константин Эдуардович Циолковский называл себя "чистейшим материалистом". Его этические взгляды отталкивались от Чернышевского, он оперировал понятием "разумного эгоизма" для описания "научной этики". При этом он, считавший себя философом и ученым, был сказочником, собирателем легенд. Хотя надо отдать ему должное, он и сам говорил, что его теория "не есть чистое знание, а помесь точной науки с философскими рассуждениями". 

В советское время Циолковский становится одной из культовых фигур благодаря только одной стороне своей деятельности - разработке идеи завоевания космоса. Но сама идея принадлежит не ему, а другому русскому философу-космисту - Николаю Федорову, с которым Циолковский встретился всего только один раз, "на заре туманной юности". Завоевание космоса у Федорова не цель, а инструмент. Вот как начинает свой рассказ о Федорове Николай Бердяев: "Федоров был незаконный сын важного барина князя Гагарина, родившийся от связи его с простой женщиной. Самодуром дедом он был насильственно оторван от матери и удален от всего родного. Задачей жизни Федорова стало исследование причин розни людей, их небратского состояния и изыскания путей к братскому, родственному воссоединению людей для общего дела". Вселенская тоска воплотилась в идею патрофикации - воскрешения отцов и единения с братьями. Понятно, что когда "небывалый утопизм, фантазерство, мечтательность" соединяются с "практицизмом, трезвостью, рассудочностью, реализмом", следует ждать чего-то необычного. И Николай Федорович оправдал ожидания.  

Всех когда-либо живших "отцов" (чтобы не травмировать феминисток, будем считать это традиционно фаллоцентричным для того времени названием предков обоего пола) следует воскресить. Сейчас это невозможно, но в будущем наука позволит практически реализовать эту идею. Соответственно, надо собирать тщательную информацию об умерших, чтобы потом можно было превратить их в живущих. Федоров предлагает создать музей, содержащий сведения обо всех "отцах". Прообраз такого музея уже есть - это кладбище. И главный музей-кладбище Федоров предлагает сделать... догадайтесь где? Конечно же, в Кремле! 

Среди большевистских лидеров было немало поклонников Федорова. Когда умирает Ленин, Леонид Красин, один из упомянутых лидеров, совершенно в соответствии с идеями Федорова, заявил, что вождя надо воскресить, но поскольку сейчас это невозможно, надо создать музей, в котором будет храниться тело, а также любая информация, которая поможет воскрешению вождя, когда наука до этого дойдет. Пока оставшиеся в живых вожди спорили, как хранить (но не хоронить) Ленина, тело начало разлагаться, и решение нужно было принимать весьма срочно. Предложение Красина было не самым радикальным. Инженер Термен отличился изобретением не только музыкального инструмента "терменвокс", но и такой идеей: тело нужно немедленно заморозить, после чего все силы науки бросить на то, чтобы повернуть время вспять и вернуться в годы жизни Ленина. Тем не менее, прошло предложение Красина и тело мумифицировали, что хорошо известно каждому бывшему советскому гражданину. И мумию положили, конечно же, у кремлевской стены, в предсказанном Федоровым музее-пантеоне. 

По идее Федорова воскресить надо было буквально всех предков. Но ведь когда они будут воскрешены, места всем не хватит. Отсюда "патрофикация неба" - это превращение неба в жилище отцов, а "катастеризация" - перенесение душ отцов на звезды. Это и есть завоевание космоса. 

Никита Хрущев не принадлежал к числу последователей Федорова. Он вряд ли и знал про него, а если б узнал, то долго ругался бы и стучал по столу ботинком. Но под его мудрым руководством приладили друг к другу два мистических объекта, еще при Сталине позаимствованных из сопредельных культурных пространств. Украденная у немцев ракета была пристыкована к украденной у американцев атомной бомбе, и это устройство стало летать и пугать весь мир. Запуская в космос различные предметы, животных и людей с помощью этого изделия (так для секретности называлась ракета с бомбой) советский руководитель решил тем самым доказать Америке, что социализм лучше капитализма. Хрущев был уверен, что это самый убедительный аргумент. Он хотел показать Америке "кузькину мать" и это у него успешно получалось. И тогда античный Космос окончательно превращается в будничный ии прагматичный космос Хрущева. 

Насколько же славные годы были шестидесятые! Мы были действительно впереди планеты всей. Нитч и Шварцкоглер  еще только собирались резать свиней и создавать венский акционизм, а наш русский акционизм уже вовсю разошелся. Джозеф Кошут еще только через 8 лет изобретет способ помещения идеи в иной контекст, а художнег Никита Сергеевич Хрущев уже запустил один культурный код в другой (мем "Гагарин" в мем "космос").  Вот кому надо было дать главный приз Инновации по совокупности заслуг! И правильно Хрущев отругал пидорасов в Манеже, они были способны только на бездарную антихудожественную мазню, как говорил художнег Тюбик. 

Кстати, Федоров считал, что именно русские наиболее приспособлены для завоевания космоса, поскольку они выработали этакий богатырский, удалой характер: "Ширь русской земли способствует образованию подобных характеров: наш простор служит переходом к простору небесного пространства, этого нового поприща для великого подвига". И Федоров совершенно прав: советские космонавты подвергались немыслимым истязаниям во время подготовки к полетам, но их энтузиазм не знал границ. В советской лунной программе планировалось высаживать на Луну только одного человека (американцы посылали двоих), и академик Келдыш, один из руководителей полетов, говорил, что это прямой путь в психушку. Но космонавты героически готовились к экспедициям, а русские парни слали письма в ЦК с просьбой разрешить отдать жизнь за дело Ленина, - послать их на Луну, даже если нельзя будет вернуть на Землю.  

В космос, наш четвертый Рим, собирались лететь чуть ли не все русские. 13 апреля 1961 года, в дни всенародного ликования, "Литературная газета" опубликовала письма в Академию Наук простых советских граждан, предлагавших себя для полета на "корабле-спутнике". Рефрен "разрешите мне первому" звучит в каждом письме. Мирская слава заявителям не интересна: "пусть мое имя не будет известно никому, кроме вас". Да и что такое gloria mundi, когда в случае успеха им предстояло попасть не в пропахшую казармой ракету, в которой вечно что-то ломается, но услышать музыку сфер в совершенном Космосе. Ленин, упоминаемый в их письмах столь часто, играет лишь роль традиционного символа. Не его дело, а "общее дело" Федорова ведет граждан в "простор пространства".  

Одно время были слухи, что до Гагарина в космос отправляли других людей, но поскольку эти полеты окончились неудачей, то про них ничего неизвестно. И хотя это не так, некоторые события послужили основанием для такого предположения. Дело в том, что до пилотируемых кораблей в космос запускали капсулы с манекенами. Одной из задач во время такого испытательного полета была отработка связи с космонавтом. Необходимо было услышать человеческую речь из космоса. В обстановке космического соревнования сверхдержав и тотальной слежки друг за другом невозможно было передавать настоящую речь, это тут же было бы услышано другой стороной, которая заявила бы, что в космосе был человек, которого не вернули на землю. Задача была решена гениально - в голову манекена, названного Иван Иванычем, был помещен магнитофон с записями хора Пятницкого. Предположить в то время, что русские запустили в космос целый хор, было невозможно. И вот этот механический Иван Иваныч, распевающий песни, между которыми слышно шипение ленты, - именно он и есть воскрешенный человек Федорова, сложенный из частиц с помощью технического прогресса, преодолевший цикл рождения и смерти. Место приземления капсулы нельзя было определить точно, поэтому до того, как прилетал вертолет со спасателями, манекен обычно находили жители местной деревни. Увидев под стеклом лицо неестественного цвета, они думали, что с неба упал мертвец. Так родились слухи о неудачных запусках до Гагарина. Для того, чтобы избежать сходства с трупом, на лицо манекену стали класть табличку - "Манекен".  

Но насколько удачным был запуск Гагарина! В этом событии - не только успех техники и ее использования в идеологических целях, но и торжество идей Федорова. Сам полет в космос впечатляет, но не менее впечатляет тот кульминационный момент, когда Гагарин стоит перед ликующей толпой на трибуне Мавзолея. В этот миг две мифологические ветви, исходящие от Федорова, сливаются в один торжественный гимн. Мумия Ленина, первое существо, архивированное в Федоровском "музее-кладбище" и ждущее своего воскрешения, и Гагарин, первый "отец" в космосе, - они как принц и спящая красавица! Гагарину нужно было бы после массового поклонения спуститься в траурный зал, снять с лица Ленина табличку "Ленин", а со своего - "Манекен" и поцеловать Ленина в лоб, уронив слезу. И тогда реализовалась бы великая утопия! Известны долгие сомнения, кого первым запускать в космос: кандидатов было около двадцати, из них шесть лучших. Почему выбрали именно его? За очаровательную улыбку? За то, что снял ботинки, когда первый раз садился в космический корабль? Скажем же, наконец, правду: Гагарин, стоящий на трибуне мавзолея не может носить другое имя, поскольку смысл всей затеи философа, - воскрешение своего собственного отца, а именно князя Гагарина. Живущие за границей потомки княжеской фамилии Гагариных пытались делать заявления, что первый космонавт "не пролетарского происхождения" и не "выходец из крестьян", а "сын и внук царских князей". Но Хрущев сказал, - нет! и не надейтесь! это наш простой смоленский паренек! Да, генетическим родственником княжеской фамилии космонавт не был, но он был прямым наследником Федорова, внебрачного сына князя Гагарина.  

Конечно, совсем не такой реализации своих идей ждал Федоров. Но для пропаганды оных прибегал именно технике мема. Будучи утопистом, фантазером и маргиналом, пришел к влиятельному Соловьеву и рассказал о патрофикации. Тот отнесся вполне благосклонно, только спросил – а подлецов будем воскрешать? Я не знаю, как ответил Федоров, но из его текстов следует, что при воскрешении способом соединения рассеянных частиц, оставшихся от покойного, подлецы никак не могут получиться, поскольку, процесс будет тщательно контролироваться, и если что не так – можно подправить. 

Ну вот Гагарин и получился на славу! Я его видел, могу подтвердить. Обаятельный и скромный. Сильно измученный вниманием к себе. Тогда мне было трудно описать свои чувства, но теперь-то я понимаю, что я смотрел на него, как на божество. Он таковым и являлся. Ведь он был избран, отобран среди других кандидатов, буквально как выбирают несмышленого ребенка на роль новой инкарнации Будды. Вот Гагарин смущенно улыбается, я стою среди других пионеров и восторженно смотрю на него. Ему 31 год, мне 11. Через три года он трагически погибнет и будет похоронен на том самом кремлевском кладбище. Светлая тебе память, Юрий Алексеевич! Судьба была к тебе бесконечно добра и бесконечно жестока... 

11 апреля 2011.

В статье использованы материалы из книги: Андрей Великанов. Симулякр ли я дрожащий или право имею - М.: Новое литературное обозрение. 2007. http://velikanov.ru/simulacrum_intro.asp

Еще больше нового и интересного в ЕЖЕДневных Новостях Искусства@ARTINFO - http://www.iCKYCCTBO.ru
Пополнение 3-4 раза в день.

Юрий Пластинин


В избранное