Продолжаем изучение книги К. С. Станиславского «Работа
актера над собой»
I.ДИЛЕТАНТИЗМ
…………………19……г.
С первой же сцены на сегодняшней репетиции я ввел экспромт:
вместо того чтобы ходить, я сел и решил играть без жестов, без движений,
отбросив обычные ужимки дикаря. И что же? С первых же слов я запутался, потерял
текст, привычные интонации и остановился. Пришлось скорее возвращаться к
первоначальной манере игры и мизансцене. По-видимому, мне уже невозможно
обходиться без усвоенных приемов изображения дикаря. Не я ими, а они мною
руководят. Что это? Рабство?
…………………19……г.
Общее состояние на репетиции было лучше: я привыкаю к
помещению, в котором происходит работа, и к людям, которые присутствуют при
ней. Кроме того, несовместимое начинает совмещаться. Прежде мои приемы
изображения дикаря никак не сливались с Шекспиром. Во время первых репетиций я
чувствовал фальшь и насилие, когда я втискивал в роль придуманные характерные
манеры африканца, а теперь как будто кое-что удалось привить к репетируемой
сцене. По крайней мере я менее остро чувствую разлад с автором.
…………………19……г.
Сегодня репетиция на большой сцене. Я рассчитывал на
чудодейственную, возбуждающую атмосферу кулис. И что же? Вместо ярко освещенной
рампы, суматохи, нагроможденных декораций, которых я ждал, были полумрак,
тишина, безлюдье. Громадная сцена оказалась раскрытой и пустой. Лишь у самой
рампы стояло несколько венских стульев, которые очерчивали контуры будущей
декорации, да с правой стороны была поставлена стойка, в которой горели три
электрические лампочки.
Как только я взошел на подмостки, передо мной выросло
огромное отверстие сценического портала, а за ним – казавшееся беспредельным
глубокое, темное пространство. Я впервые видел зрительный зал со сцены при
открытом занавесе, пустой, безлюдный. Где-то там – как мне показалось, очень
далеко – горела электрическая лампочка под абажуром. Она освещала лежавшие на
столе листы белой бумаги; чьи-то руки готовились записывать «каждое лыко в
строку.»… Я весь точно растворился в пространстве. Кто-то крикнул: «Начинайте».
Мне предложили войти в воображаемую комнату Отелло, очерченную венскими
стульями, и сесть на свое место. Я сел, но не на тот стул, на который
полагалось сесть по моей же мизансцене. Сам автор не узнавал плана своей
комнаты.
Пришлось другим объяснить мне, какой стул что изображает.
Долго не удавалось втиснуть себя в небольшое пространство, окаймленное
стульями; долго я не мог сосредоточить внимание на том, что происходит вокруг.
Мне трудно было заставить себя смотреть на Шустова, который стоял рядом со
мной. Внимание тянулось то в зрительный зал, то в соседние со сценой комнаты –
мастерские, в которых, невзирая на нашу репетицию, шла своя жизнь – ходили
люди, переносили какие-то вещи, пилили, стучали, спорили.
Несмотря на все это, я продолжал автоматически говорить и
действовать. Если бы долгие домашние упражнения не вбили в меня приемы игры
дикаря, словесный текст, интонации, я бы остановился с первых же слов. Впрочем,
это в конце концов и произошло. Виною тому был суфлер. Я впервые узнал, что
этот «господин» – отчаянный интриган, а не друг актера.
По-моему, тот суфлер хорош, который умеет весь вечер
молчать, а в критический момент сказать только одно слово, которое вдруг выпало
из памяти артиста. Но наш суфлер шипит все время без остановки и ужасно мешает.
Не знаешь, куда деваться и как избавиться от этого не в меру усердного
помощника, который точно влезает через ухо в самую душу. В конце концов, он
победил меня. Я сбился, остановился и попросил его не мешать мне.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Общий тираж рассылок 61 000 подписчиков.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, http://andrey-luda.livejournal.com
2006-2013 г.г.
Автор оставляет за собой право отвечать не на все полученные письма и
опубликовывать полностью или частично, полученные письма без предварительного
согласования. В случае, если Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным,
письменно сообщите об этом.