Продолжаем изучение книги К. С. Станиславского «Работа
актера над собой»
ВСТУПЛЕНИЕ
…февраля 19.. г. в
N-ском городе, где я служил, меня с товарищем, тоже стенографом, пригласили для
записи публичной лекции знаменитого артиста, режиссера и преподавателя Аркадия
Николаевича Торцова. Эта лекция определила мою дальнейшую судьбу: во мне
зародилось непреодолимое влечение к сцене, и в настоящее время я уже принят в
школу театра и скоро начну занятия с самим Аркадием Николаевичем Торцовым и его
помощником Иваном Платоновичем Рахмановым.
Я бесконечно
счастлив, что покончил со старой жизнью и выхожу на новый путь.
Однако кое-что от
прошлого мне пригодится. Например, моя стенография.
Что если я буду
систематически записывать все уроки и по возможности стенографировать?
Ведь таким образом
составится целый учебник. Он поможет повторять пройденное! Впоследствии же,
когда я сделаюсь артистом, эти записи будут служить мне компасом в трудных
моменты работы.
Решено: буду вести
записи в форме дневника.
I.ДИЛЕТАНТИЗМ
………………………19…г.
С трепетом ждали мы сегодня первого урока Торцова. Но
Аркадий Николаевич пришел в класс лишь для того, чтобы сделать невероятное
заявление: он назначает спектакль, в котором мы будем играть отрывки из пьес по
собственному выбору. Этот спектакль должен состояться на большой сцене, в
присутствии зрителей, труппы и художественной администрации театра. Аркадий
Николаевич хочет посмотреть нас в обстановке спектакля: на подмостках, среди
декораций, в гриме, костюмах, перед освещенной рампой. Только такой показ, по
его словам, даст ясное представление о степени нашей сценичности. Ученики замерли
в недоумении. Выступать в стенах нашего театра? Это кощунство, профанация
искусства! Мне хотелось обратиться к Аркадию Николаевичу с просьбой перенести
спектакль в другое, менее обязывающее место, но, прежде чем я успел это
сделать, он уже вышел из класса.
Урок отменили, а освободившееся время было предоставлено нам
для выбора отрывков.
Затея Аркадия Николаевича вызвала оживленные обсуждения.
Сначала ее одобрили очень немногие. Особенно горячо поддерживали ее стройный
молодой человек, Говорков, уже игравший, как я слышал, в каком-то маленьком
театре, красивая, высокая, полная блондинка Вельяминова и маленький, подвижной,
шумливый Вьюнцов. Но постепенно и остальные стали привыкать к мысли о
предстоящем выступлении. В воображении замелькали веселые огоньки рампы. Скоро
спектакль стал казаться нам интересным, полезным и даже необходимым. При мысли
о нем сердце начинало биться сильнее.
Я, Шустов и Пущин были сначала очень скромны. Наши мечты не
шли дальше водевилей или пустеньких комедий. Нам казалось, что только они нам
по силам. А вокруг все чаще и увереннее произносились сначала имена русских
писателей – Гоголя, Островского, Чехова, а потом и имена мировых гениев.
Незаметно для себя и мы сошли с нашей скромной позиции, и нам захотелось
романтического, костюмного, стихотворного… Меня манил образ Моцарта, Пущина –
Сальери. Шустов подумывал о Дон Карлосе. Потом заговорили о Шекспире, и наконец
мой выбор пал на роль Отелло. Я остановился на ней потому, что Пушкина у меня
дома не было, а Шекспир был: мною же овладел такой запал к работе, такая
потребность тотчас же приняться за дело, что я не мог тратить времени на поиски
книги.
Шустов взялся исполнить роль Яго. В тот же день нам
объявили, что первая репетиция назначена на завтра. Вернувшись домой, я заперся
в своей комнате, достал «Отелло», уселся поудобнее на диван, с благоговением
раскрыл книгу и принялся за чтение. Но со второй же страницы меня потянуло на
игру. Против моего намерения руки, ноги, лицо сами собой задвигались. Я не мог
удержаться от декламации. А тут под руку попался большой костяной нож для
разрезания книг. Я сунул его за пояс брюк, наподобие кинжала. Мохнатое
полотенце заменило головной платок, а пестрый перехват от оконных занавесок
исполнил роль перевязи. Из простыни и одеяла я сделал нечто вроде рубахи и
халата. Зонтик превратился в ятаган. Не хватало щита. Но я вспомнил, что в
соседней комнате – столовой – за шкафом есть большой поднос, который может
заменить мне щит. Пришлось решиться на вылазку.
Вооружившись, я почувствовал себя подлинным воином,
величественным и красивым. Но мой общий вид был современен, культурен, а
Отелло-африканец. В нем должно быть что-то от тигра. Чтобы найти характерные
ухватки тигра, я предпринял целый ряд упражнений: ходил по комнате скользящей,
крадущейся походкой, ловко лавируя в узких проходах между мебелью; прятался за
шкафы, поджидая жертву; одним прыжком выскакивал из засады, нападал на
воображаемого противника, которого заменяла мне большая подушка: душил и
«по-тигриному» подминал ее под себя. Потом подушка становилась для меня
Дездемоной. Я страстно обнимал ее, целовал ее руку, которую изображал вытянутый
угол наволочки, потом с презрением отшвыривал прочь и снова обнимал, потом
душил и плакал над воображаемым трупом. Многие моменты удавались превосходно.
Так, незаметно для себя, я проработал почти пять часов.
Этого не сделаешь по принуждению! Только при артистическом подъеме часы кажутся
минутами. Вот доказательство того, что пережитое мною состояние были подлинным
вдохновением!
Прежде чем снять костюм, я воспользовался тем, что все в
квартире уже спали, прокрался в пустую переднюю, где было большое зеркало,
зажег электричество и взглянул на себя. Я увидел совсем не то, чего ожидал.
Найденные мною во время работы позы и жесты оказались не теми, какими они мне
представлялись. Больше того: зеркало обнаружило в моей фигуре такие
угловатости, такие некрасивые линии, которые я не знал в себе раньше. От такого
разочарования вся моя энергия сразу исчезла.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Общий тираж рассылок 59 000 подписчиков.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, http://andrey-luda.livejournal.com
2006-2013 г.г.
Автор оставляет за собой право отвечать не на все полученные письма и
опубликовывать полностью или частично, полученные письма без предварительного
согласования. В случае, если Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным,
письменно сообщите об этом.