Продолжаем изучение учебника
"Сценическая речь".Под
ред. И. П. Козляниновой и И. Ю. Промптовой. 3-е изд. М.: Изд-во «ГИТИС». 2002.
ВЫБОР ТЕКСТОВ ОТ
ПЕРВОГО ЛИЦА НА КАЖДОМ ГОДУ ОБУЧЕНИЯ И МЕТОДЫ РАБОТЫ НАД НИМИ
Как именно работать над текстом от первого лица?
В качестве примера приведем отрывок из книги О. Берггольц
"Дневные звезды" (в
сокращенном виде) и рассмотрим метод работы над ним.
"Синим июльским днем прошлого года отчалил маленький
теплоход "Георгий Седов" от Химок и направился по каналу имени
Москвы, по Волге, к Угличу. Мы вошли в Большую Волгу, когда поднималась огромная,
тяжелая, темно-золотая луна в прозрачном и тихом небе и еще не совсем погас
розоватый свет на западе.
Несказанный покой царил вокруг, и милая, добрая, не давящая,
не поражающая дикой красой, а ласкающая своим простором русская природа
взахлеб, настежь, щедро раскрывалась перед глазами и сердцем... Наш теплоходик
осторожно, тихо, как будто бы с глубоким уважением, огибал колокольню
полузатопленного города, а она в ясном и добром лунном свете, вся до маковки
отраженная в воде, была так прекрасна, что, как в детстве, хотелось протянуть к
ней руку и воскликнуть: "Это мое!"
Была у нас в детстве, в Угличе, такая игра... да нет,
пожалуй, не игра, а что-то серьезное: вот если увидишь что-нибудь поразившее
воображение — красивого человека, необыкновенный домик, какой-то удивительный
уголок в лесу — и если первый протянешь к этому руку и крикнешь: "Чур, это
мое!" — то это и будет твоим, и ты можешь делать с этим что хочешь.
"Моей" была картина Куинджи "Лунная ночь на Днепре", "моей"
была старшеклассница Таня Козлова, девушка с круглым русским лицом и тихими,
большими серо-голубыми глазами, не красавица, даже немножко курносая, но такая
милая, что нельзя было глаз отвести; она и не знала, что она — "моя".
"Моим" стал Севастополь, матрос Кошка и адмирал Нахимов, когда мы
прочитали книжки Лукашевич и Станюковича об обороне Севастополя; Муська мне ужасно
завидовала, и хотя я великодушно уступала ей французов и даже Наполеона, она
говорила: "Куда мне их..." Потом еще "моим" был один ручеек
в лесу, выбегавший из-под зелено-мшистого, точно плюшевого камня, прозрачный,
неистово светящийся и ужасно ворчливый. Он ворчал и бормотал почти
по-человечески, во всяком случае одно слово, которое
он баском упрямо твердил, —
"буду-буду-буду-буду"... — было слышно совершенно ясно... Кем он
собрался быть — он не говорил... Наверное, каким-нибудь чудным водопадом, но
где-то так далеко, куда мы не могли дойти".
Этот отрывок отвечает всем требованиям, которые мы
предъявляем к литературному
материалу на первом курсе: он написан разговорным
литературным языком, невелик по
объему и при этом имеет законченный характер; мысли и
чувства автора близки всем,
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, 2006-2015 г.г. Автор оставляет за
собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или
частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если
Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.