Продолжаем изучение учебника
"Сценическая речь".Под
ред. И. П. Козляниновой и И. Ю. Промптовой. 3-е изд. М.: Изд-во «ГИТИС». 2002.
ВЫБОР ТЕКСТОВ ОТ
ПЕРВОГО ЛИЦА НА КАЖДОМ ГОДУ ОБУЧЕНИЯ И МЕТОДЫ РАБОТЫ НАД НИМИ
Необходимо, однако, помнить, что, "присваивая
себе" высказывания известных мастеров театра, исполнитель должен проявить
определенную деликатность. Далеко не всякий материал такого рода студенты имеют
право произносить от собственного имени.
Примером может служить известное письмо Е. Б. Вахтангова
ученикам. Это письмо необходимо знать каждому, кто решил посвятить себя театру.
Страстный призыв великого
режиссера подчинять свою жизнь целиком, без остатка,
служению искусству и сегодня
находит у нас, деятелей театра, горячий отклик. Это —
требование вдохновенного художника, которое он предъявлял не только своим
ученикам, но прежде всего самому себе. Его жизнь была примером подлинного
горения в искусстве, а потому каждое слово,
каждая фраза письма для нас органически слиты с его
личностью.
Имеет ли право студент-первокурсник произносить этот текст
от своего имени? На
наш взгляд, нет. Мысли, высказанные в письме, близки
студенту, но не выстраданы им.
Как бы правдиво ни произносил этот текст студент первого
курса, заветы великого режиссера прозвучат претенциозно в устах
семнадцатилетнего человека.
Вспомним также письмо А. П. Чехова брату Николаю, написанное
в 1886 году. Это
письмо Корней Чуковский очень точно назвал "курсом
практической этики для многих
нравственно шатких людей". Вспомним письма В. Ф.
Комиссаржевской к Н. П. Рощину-
Инсарову (1896), где актриса гневно обвиняет известного в то
время актера в пошлости,
убивающей его талант. И эти письма пока не для чтения от
первого лица.
Значит ли это, что над таким материалом не следует работать
вовсе? Нет, работать
не только можно, но и должно. Ведь в этих документах
поднимаются чрезвычайно важные проблемы, и решаются они большими и честными
художниками. Но, работая над
таким материалом, не стоит произносить его от своего имени.
Будет вернее, если ученик
положит перед собой книгу и прочитает понравившееся ему
высказывание так, как читают давно знакомый, не раз прочитанный, очень близкий
по содержанию текст, с которым нельзя не познакомить товарищей.
От своего же собственного имени студенты могут рассказывать,
как мы говорили
выше, о таких событиях, которые могли бы случиться с ними, о
таких предлагаемых обстоятельствах, которые близки им.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, 2006-2015 г.г. Автор оставляет за
собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или
частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если
Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.