Творческая жизнь - учимся рисовать! Рисуем простые предметы.
Я уже писала о том, что любой предмет можно визуально разбить на составляющие его простые геометрические формы (статья «Форма и объем»). Этот метод построения разрабатывался Полем Сезанном, интересовавшимся не столько индивидуальными особенностями того, что изображал, сколько общими закономерностями. В живописных работах он выявлял в предметах простейшие формы – шар, призму, плоскость
. И сейчас его методика общепризнана и широко распространена.
Мы уже пробовали рисовать геометрические примитивы. Давайте попробуем перейти к более сложным формам.
Итак, для начала возьмем яблоко. Очевидно, что геометрически оно больше всего напоминает шар. Конечно, шар будет не идеальным, а несколько деформированным, но тем легче рисовать – какие-то ошибки построения будут не так бросаться в глаза… Однако, распределение светотени будет напоминать распределение светотени на шаре.
3 стадии рисунка
Первое, что мы делаем – намечаем положение предмета на бумаге. Напомню, компоновать нужно таким образом, чтобы наше яблоко зрительно не терялось на листе, но и не было чересчур большим и не укатывалось за пределы. Поскольку предмет 1, и он достаточно простой, можно вертикальную ось расположить посередине (про ошибки в композиции можно прочитать здесь).
Второе – наметить на предметесвет и тень, сначала большими плоскостями, потом – уточняя форму и добавляя полутона.
Третий этап – уточнение формы и проработка полутонов. Как видите, светотень создает не только объем, но и художественный образ.
В конце, как обычно усиливаете контрасты, можно немного наметить фон. И рисунок готов:
Предметы более сложной формы рисуем точно так же, как и простые, хотя есть некоторые особенности:
Геометрия кувшина более строгая, поэтому требует более внимательного построения. В частности, необходимо наметить ось симметрии (ведь он симметричен?) и придерживаться ее. Во-первых, ось будет поддерживать вертикаль, не давая кувшину на рисунке покоситься; во-вторых, при построении контура сверяйте, насколько контурные линии симметричны относительно оси.
Как видите, тут уже несколько геометрических составляющих: в кувшине можно увидеть полностью или частичношар,цилиндр, конус. При построении важно наметить перепады формы – это именно те места, где «встречаются» различные геометрические части. При этом эллипсыпрорисовываются полностью, как будто вы видите предмет насквозь – как и в случае с осью, это необходимо для самоконтроля, чтобы избежать перспективных искажений.
Как видите, на 3 рисунке довольно четкие перепады светотени. Даже если оставить их такими, рисунок можно считать законченным. Хотя в конце можно их несколько сгладить (не растушевать, а сделать более мягкой штриховку):
Линии построения можно не стирать (и даже не желательно – можно случайно стереть что-нибудь лишнее). Ничего страшного, если они где-то будут просвечивать – это нисколько не повредит рисунку, а наоборот, сделает его более убедительным.
Вы любите старую архитектуру? В России сохранилось много старинных усадеб. И одна из наиболее интересных – построенная по проекту архитектора Н.А.Львова Знаменское-Раек в Тверской области, принадлежащая роду Глебовых.