Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Рисуем вместе!

  Все выпуски  

Творческая жизнь - учимся рисовать! Свет и тень в портрете.


Возможно, переход от гипсовых примитивов сразу к портрету покажется вам неожиданным. Но разговор пойдет не столько о рисовании портрета, сколько о восприятии художника. Мне хотелось бы завершить разговор о светотени. Может быть, правильнее было бы назвать сегодняшний урок "Объем сложных тел", но я не знаю, что может быть сложнее человека. Поэтому, портрет. Итак, чем отличается взгляд художника от взгляда обычного человека? Что видите вы, когда смотрите на кого-нибудь? Во время обучения рисунку тренируется умение смотреть на вещи очень специфическим образом - когда вы видите не детали - прическа, брови, родинки, а, прежде всего, форму и объем. То есть, детали, конечно, важны, но это последнее, на что обращает внимание художник. А как передать объем? Конечно, через распределение светотени. Я уже говорила, о том, что чем больше переходов между светом и тенью, то есть полутонов, использует художник, тем реалистичнее будет рисунок. Давайте, я покажу это более наглядно, на примере одной фотографии.
  • Начнем с того, что художник вообще может не использовать светотень. Как Матисс в "Портрете Маргариты". В данном случае задача художника не создать реалистичный рисунок, а показать красоту линии.Понятно, что объем в линейном рисунке может только угадываться.

  • Следующий шаг - можно использовать только свет и тень, без полутонов.
Здесь возможности художника намного шире. Изображение становится очень выразительным за счет появления контраста. Вы наверняка видели такие рисунки - этот прием широко используется в полиграфии - иллюстрации, плакатах, рекламе. И объем, конечно, читается лучше, чем в предыдущем варианте.
  • Далее - посмотрите, насколько реалистичней становится картинка при появлении всего одного полутона:

  • Несложно заметить, что чем больше полутонов используется, тем объемнее кажется изображение:

Продолжать можно до бесконечности...

На мой взгляд, половина умения рисовать заключается в умении видеть эти градации полутонов - независимо от того, что именно вы рисуете, портрет или натюрморт. На этом мне хотелось бы закончить тему передачи объема в рисунке. Другие материалы можно найти, заглянув в содержание.

Вернуться на главную страницу


В избранное