Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

XIX век: светская культура

  Все выпуски  

XIX век: светская культура. Очерки о любви и браке




Добро пожаловать в мир XIX века - эпоху быта и культуры дворянства!
Данная рассылка рассчитана на широкий круг читателей и имеет цели:
- общеобразовательную - для тех, кто увлекается данным периодом;
- объединяющую - для желающих погрузиться в эпоху через создание костюмов и участие в мероприятиях.
В рассылке будут рассмотрены разнообразные темы о быте и культуре дворянства: история и персоналии, изменчивость и капризы моды, крой и шитье костюмов, этикет на все случаи жизни, балы и танцы, а также светские мероприятия в стиле 19-го века, проводимые во многих странах мира, участником которых можете стать и вы.



Доброго времени суток, судари и сударыни,


     
Весна в разгаре :) А значит, тема любви остается как нельзя более актуальной, посему в этом выпуске рассылки привожу несколько статей, из журналов 19-го века, на вечную тему.
_____________________________________________


     Почему иные вступают в брак? («Модный свет», 1892 год)

     Хотя миллиарды людей вступили в брак и каждый имел особенную причину для этого серьезного шага, однако, существует предположение, то поводы к женитьбе можно пересчитать по пальцам.
     К ним относят любовь и взаимную привязанность, и признание родительской воли, внешнее принуждение, рассудительность и расчет.
     Тем не менее, существует еще много поводов к женитьбе, и некоторые из них могут показаться едва ли вероятными. К ним относят также бражничанье. Таким образом, один англичанин откровенно признался, что женился лишь потому, что при позднем возращении домой он затруднялся отомкнуть свою дверь и чувствовал потребность, чтобы кто-нибудь открывал ее. Другой женился единственно оттого, что ему надоело покупать постоянно знакомым своим дамам фрукты и конфеты и при всех увеселениях разыгрывать роль услужливого кавалера, другими словами, человек этот изменился и ему хотелось покоя, который он надеялся найти в супружестве. Вместе с тем он рассчитывал и сберечь деньги.      Один любознательный ученый просил сообщить ему причины, побудившие жениться, и и получил весьма разнообразные ответы, из которых тут приводится только несколько.
«Я женился», – говорилось в одном ответе, «потому что не мог вынести упрека своего отца, который укорял меня, что, не смотря на восьмилетнее ухаживание за дамами, я все еще холост. Мне хотелось доказать ему, как легко достать жену, если я этого только пожелаю». Другой откровенно признавался, что вступил в брак, когда Эвелина сказала ему, что пять других молодых людей сделали ей предложение. При таких обстоятельствах он считал невозможным отстать от других, так как считался любимцем дам.
     В обоих случаях, очевидно, побуждением к браку было тщеславие. Такая причина совместима с природою человека настолько же, как и вступление в брак ради здоровья.
     Неужели в самом деле к женитьбе могут побудить гигиенические соображения? Лорд Д., постоянно уклонявшийся от вступления в брак, женился, считая молодую жену лучшим средством против душевного своего расстройства, меланхолии. Сэр Эдуард Спенсер женился именно для того, чтобы избавиться от нервности, вызванной у него будущей его тещей беспредельными рассказами о прелестях супружеского счастья.
     Такие причины вступления в брак, пожалуй, еще понятны, но гораздо труднее согласиться с соображениями молодого красивого ирландца, располагающего ежегодным доходом в 200000 рублей, который женился на женщине такого возраста, что она могла быть его бабушкой, и это единственно ради того, чтобы на случай будущей болезни обеспечить себя таким же хорошим уходом, каким он уже воспользовался при последнем перенесенном им страдании. Также мало понятен повод, послуживший одной прелестной англичанке к вступлению в брак с цыганом. Она вышла замуж за него единственно потому, что врач предписал ей постоянное пребывание на свежем воздухе.
     В нью-йоркских и вашингтонских газетах было напечатано, что богатая 70-летняя вдова желает вступить в брак с человеком, которых отлично играет в вист. Дело в том, что эта дама была страшная любительница этой игры, которой она занималась со своим мужем 50 лет подряд. Когда же он скончался, она не желала отказаться от привычного удовольствия, и поэтому разместила объявление. Желающий действительно явился, и после строгого испытания в умении играть в карты был заключен брачный договор: «Госпожа и господин В. желают вступить в брак. Единственная обязанность мужа относительно жены заключается в том, чтобы он играл с ней каждый вечер в вист, за что ему предоставляются проценты с миллиона долларов, а после смерти жены и самый капитал».
     В одном городке, в Кургессене, жил 65-летний бездетный отец в полном удовольствии, потому и экономка всеми мерами старалась обеспечить ему приятную жизнь. Когда введено было обязательное обеспечение старости прислуги, ему надо было делать предписанные взносы за свою экономку. Ежедневное наклеивание на предоставляемые карты страховых марок казалось ему до того надоедным, что он через несколько недель призвал к себе свою экономку и сказал ей, что решительно не желает продолжать наклеивание марок, а потому предлагает ей вступить с ним в брак. Экономка, женщина лет 50-ти, ничего могла сказать против, и они составили пару.

     Один крестьянин в Нейзидле имел сына, который очень желал жениться. Долго он скрывал свое желание, и, наконец, возвращаясь с отцом из церкви домой, сказал:
      – Послушай, батюшка, я хочу жениться.
      – Хорошо, а на ком же это?
      – Да вот на Лизе.
      – Вот как! Почему же это?
      – Да оттого что я ее люблю?
     Старик покачал головой и ответил: – Ну, это еще не причина: Лиза была бедна, да притом нельзя сказать, чтобы она была из отличных девушек. Брось ты думать об этом. У меня совсем другое на уме. Посмотри, какая тут взгромождена большая навозная куча; вот тебе надо жениться там, где есть такая же славная навозная куча. Видно, что тут в доме есть порядок и дочери трудолюбивы. Так смотри же, чтобы ты женился на дочери хозяина этого дома через 4 недели.
     Действительно, свадьба состоялась, и брак был счастливый.

     Одному высокопоставленному лицу подчиненные подарили к сорокалетнему юбилею службы столовый сервиз. Старый холостяк обрадовался, и не мог понять, на что ему сервиз без стола. Наконец он решился приобрести большой стол в старинном германском стиле. Оказалось, что цель не достигнута: роскошный стол не вязался со скромным хозяйством холостяка, и такая резкая противоположность оскорбляла чувство сановника. Оттого всю старую мебель он вывез и заменил новомодною. К величайшему ужасу, квартира для мебели оказалась мала и пришлось переехать в помещение просторнее, а также нанять прислугу. И тогда дом превратился в ад: лакеи работали мало, портили много и часто обманывали. Коротко сказать, оказалось, что порядочное хозяйство возможно только, когда оно ведется женою. Это побудило холостяка к геройской решимости. Он отправился к одной из своих родственниц, заявил ей, что он давно уже пламенно ее любит и просил ее руки. Она поверила на слово, и брак их состоялся.
     Впрочем, такая вера в любовь или даже одно предположение ее принимается у большей части представительниц прекрасного пола весьма основательною причиною вступления в брак. Самою лучшею, разумеется, считается взаимная любовь, которая потому и составляет очень обыкновенный повод к вступлению в брак. Дизраэли, впоследствии лорд Биконсфильд, говорил, однако, в своих записках: «что касается до любви, то я знаю, что все мои друзья, женившиеся по любви или, по крайней мере, из-за красоты невесты, бьют своих жен или же не живут с ними. Это действительно так буквально. Сколько бы я ни сделал в жизни своей глупостей, я никогда не женюсь по любви, считая ее непременною причиною несчастия». Другие мыслители высказывались в том же смысле.
     Многие несчастные четы нередко утверждают, что вступили в брак по неопытности, и действительно встречаются люди, которые, вступая в брак, не обдумывают серьезности своего шага и не могут представить разумного повода к женитьбе, или даже она иногда совершается по предосудительным причинам. Не предосудительно ли соединиться навеки с человеком, которого не любишь, для того, чтобы выказать этим презрение к неверному возлюбленному; не предосудительно ли сознание одной парижской львицы, которая на вопрос – зачем она вышла замуж – ответила, что она чувствовала потребность по временам иметь предмет, который выносил бы ее дурное расположение духа, а ведь только муж не имеет права бросить ее дома, как любая прислуга.

     Тот, кто женится по любви, имеет жену, тот, кто вступает в брак ради денег – госпожу, а из-за общественного положения – супругу. Любит жена, уважает госпожа и терпит супруга. Жену муж имеет для себя, госпожу для своего дома и друзей, а супругу для света и общества. Жена твоя будет согласна с тобою, госпожа управлять тобою, а супруга надзирать за тобою. Жена заботится о хозяйстве, госпожа о доме, а супруга о внешнем блеске. Если ты болен, то жена будет ухаживать за тобой, госпожа посещать тебя, а супруга справляться о твоем здоровье. Жена будет разделять с тобой твое горе, госпожа твои деньги, а супруга твои долги. Когда ты умрешь, жена будет оплакивать тебя, госпожа сожалеть о тебе, а супруга оденет траур. Это было напечатано в одной лондонской газете и говорят, что она получила тысячи заявлений, утверждавших, что любовь единственно достаточная, основательная и нравственная причина для вступления в брак.


     Брачный закон («Модный свет», 1892 год)

     В немецкой газете некий Вагнер делает следующее предложение: в интересах девиц Германии правительство обязано установить закон против холостяков, тем более, что в некоторых управлениях перестали принимать на службу женщин, особенно же там, где, как например, в телеграфном ведомстве, многие имели доходные места. Главное основание закона должно заключаться в том, чтобы всякого чиновника после получения места обязывали жениться и не давали ему до вступления в брак квартирных денег и четверти штатного жалованья. Из полученных таким образом сбережений составится капитал для вспомоществования под старость дочерям чиновников. Само собой разумеется, что при этом должны допускать известные исключения, например, когда чиновник образует со своими родными целое хозяйство. Установление такого закона непременно повлечет за собой женитьбу значительной части чиновников, и таким образом много женщин исполнят свое назначение. При накоплении весьма значительного капитала (от холостых или поздно женившихся чиновников) многим девицам можно было бы обеспечить жизнь под старость. Дело это не шуточное и на него нельзя смотреть с насмешкою. Автор предположения говорит, что он вполне убежден в принятии такого закона, что, однако, весьма сомнительно.


     Любовь у разных народов («Вестник моды», 1894 год, по мнению французов)

     Любовь француза веселая, остроумная и сообщительная. Любовь француженки очаровательна, увлекательна и непостоянна.
     Любовь англичанина холодная и аккуратная. Любовь англичанки романтическая, ветреная, эфирная.
     Любовь итальянца страстная, подозрительная и мстительная. Любовь итальянки жгучая, ханжеская и готовая порваться в любую минуту.
     Любовь испанца откровенная, преданная и ревнивая. Любовь испанки прихотливая и живая.
     Любовь австрийца глубокая, черствая и положительная. Любовь австрийки антиплатоническая, соблазнительная и спокойная.
     Любовь американца смелая и торопливая. Любовь американки вызывающая, тираническая и капризная.
     Любовь русского таинственная и капризная. Любовь русской – это огонь! это пламя! это пепел! (??!)
     Любовь турка деспотическая, чувственная и изменчивая. Любовь одалиски пассивная, покорная или страстная и убийственная.
     Любовь немца тяжелая, наивная и доверчивая. Любовь немки сентиментальная, ласковая и реальная.
     Любовь бельгийца честная и глубокая. Любовь бельгийки серьезная и простосердечная.
     Любовь швейцарца робка, добра и откровенная. Любовь швейцарки кроткая, добродетельная и доверчивая.
     Любовь шведа сдержанная, поэтическая и неизменная. Любовь шведки целомудренная, спокойная и верная.


_____________________________________________



С уважением, Мария Дмитриева, автор рассылки     




http://www.XIXcentury.com
Все интересующие вас вопросы задавайте по электронной почте xixcentury@mail.ru
Номер выпуска: 29



В избранное