Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Марк Матвеевич Антокольский

В прошлый раз, мы поговорили о реализме в скульптуре.Хочу познакомить вас по
ближе с ярким представителем этого стиля одним из крупнейших скульпторов 19века-
Марком Матвеевичем Антокольским.
Формат моей рассылки не позволяет показать фотографии работ, но вы всегда можете
скопировать выделенные названия в поисковик и увидеть все своими глазами.

Он родился в городе Вильно. Марк (Мордух) Антокольский был сыном бедного трактирщика-еврея.
В семье было еще шестеро детей.Мальчиком Антокольский самоучкой рисовал на столе
и на стенах. И тогда его стали пристраивать в ученье к разным ремесленникам и,
наконец, к резчику по дереву, где и начал проявляться его необыкновенный талант.
В 1862 году ему удалось поступить вольноприходящим в Академию Художеств, к профессору
Н.С. Пименову. Довольно слабые рисунки нового ученика за считанные месяцы стали
сильными и грамотными. В Академии Антокольский знакомиться с Репиным и очень
с ним сближается. Репин оказал большое влияние натворчество Антокольского.
В 1864 году, будучи учеником, Антокольский вырезает из дерева удивительно профессиональную
работу горельеф "Еврей-портной", за что получает 2-ю серебряную медаль.
Чуть позже в 1865, он сделает второй горельеф , уже из слоновой кости - "Скупой"
И получит 1 серебряная медаль и долгожданную стипендию.
Художественные взгляды Анкольского и его друзей только начинали складываться
в то время. Их мучили множество вопросов, но в стенах академии обучение стало
казаться им мертвым, оторванным от действительности. Репин и Антокольский стали
посещать знаменитые "четверги" Петербургской Артели. Лони твердо уверены, что
подлинный художник должен не только в совершенстве владеть профессиональным мастерством,
но и быть широко образованным.К этому времени относятся его работы "Мальчик,
крадущий яблоки" в 1868 году из воска и дерева , эскиз "Спор о Талмуде" и,
наконец, в продолжение 6 лет (1863 - 1869) он лепил из воска композицию "Нападение
инквизиции на евреев" , которая была утрачена по неосторожности. На наше счастье
сохранился этюд головы к этой композиции, под названием "Натан-Мудрый"." Нападение
инквизиции на евреев" выставленная Антокольским на экзамене, вызвала неудовольствие
академических профессоров, и Марк уехал в 1868 году в Берлин. По возвращении
в Санкт-Питербург, Анто
кольский продолжил работать над "Инквизицией", которая и была выставлена в академии
в 1871 году. Отлитая потом из цинка, "Инквизиция" испортилась до такой степени,
что он более никому ее не показывал.
В 1870 году Антокольский исполнил "Иоанна Грозного" .Это произведение вызвало
бурю восторгов современников; статьи Тургенева и Стасова в "С.-Петербургских
Ведомостях" (1871 год) сделали имя Антокольского популярным в России. Статуя
была приобретена императором Александром II , и художник получил за нее звание
академика. Но он подорвал свое здоровье за этой работой и будучи уже серьезно
болен, Антокольский в 1872 году был вынужден, для поправления здоровья, поехать
сперва в Неаполь, а потом в Рим и Париж.
В Риме он исполнил статую "Петра Великого" и "Иисуса перед народом" Каждая из
этих работ заслуживает отдельного рассказа. Но если у вас есть возможность
сходите в Третьяковскую галерею и постойте рядом с композицией "Иисус перед
народом" . Такой силы воздействия на зрителя я не видела никогда. Эта работа
способна перевернуть мировоззрение человека, смотрящего на него.
В 1878 году Антокольский выставил на Парижской Всемирной выставке значительную
часть исполненных им произведений и получил за них высшую награду. В 1880 году
в С.-Петербурге была устроена отдельная выставка произведений Антокольского,
и он получил звание профессора. В том же году он переехал в Париж, где прожил
почти безвыездно до конца своей жизни. Здесь он исполнил: "Спинозу" (1881; находится
в музее Академии Художеств), "Мефистофеля" (1884), единственная обнаженная композиция
у Антокольского"Ярослав Мудрый" (1889) "Нестор Летописец" (1889) "Ермак Тимофеевич"
(1891) Все четыре работы сейчас находятся в музее Александра III.
Из этих статуй особенной известностью пользовался в свое время "Мефистофель",
которому была посвящена горячая статья К.Д. Кавелина в "Вестнике Европы" (июль,
1889). Вследствие все усиливающейся болезни Антокольский был вынужден с 1897
года часть времени проводить в Италии на Лаго-Маджоре, но все же, главным образом,
работал в Париже. А умер он в Гамбурге в 1902 году.
Кроме вышеупомянутых работ Антокольского, из его произведений наиболее известны:
"Умирающий Сократ" (1875), "Голова Иоанна Крестителя" (1877), "Голова Христа"
и "Христианская мученица" (в Третьяковской галерее).
Творческий путь Антокольского был труден и сложен. Но его идейность, вера в просветительскую
миссию искусства, позволила преодолеть препятствия своего времени и создать произведения
будоражащие сознание многих поколений после.
С уважением, Екатерина Коваль.
www.kowal.ru

Ответить   Thu, 16 Apr 2009 11:26:55 +0400 (#846047)