Реализм в современной мировой скульптуре.
Реализм в современной мировой скульптуре.
На днях мне позвонила художница из Великобритании и рассказала, что "Реализм
(как школа) просто физически перестаёт существовать В Великобритании, например,
его нет, ему нигде не учат и+. он никому не нужен."
Мне показалось тогда, что это преувеличение. Но посмотрев внимательнее на этот
вопрос стало видно, что в Европе действительно спрос на реализм ниже, чем в России.
А с обучением и совсем скверно - реализму ни где не учат.
Есть самородки, которые учатся этому самостоятельно. Один из них, молодой скульптор
Philip Garrett. Уже много лет ведет детскую школу по обучению анатомии. Он
ходатайствовал о получении гранта на обучение в России. И планирует приехать
в Москву, обучаться реализму в моей мастерской.
Это правильный выбор. Не могу сказать, что я лучший представитель современного
реализма. Но то, что за этим обучением надо ехать в Россию, это точно.
И все же, что такое реализм в современной скульптуре?
В скульптуре, как и в живописи множество направлений, стилей и течений. Значение
реализма сложно и противоречиво. Его границы изменчивы и неопределенны; стилистически
он многолик и многовариантен. Термин "реализм" впервые употребил Ж.Шанфлери для
обозначения искусства, противостоящего романтизму и символизму.
Описанием всех этих явлений занимаются искусствоведы. А как человеку, не столь
сведущему, определить к какому из направлений относиться та или иная скульптурная
композиция?
Во-первых реализм в скульптуре характеризуется изображением социальных, психологических,
экономических и прочих явлений, максимально соответствующим действительности.
Интересно, что утверждение реализма в искусстве любой страны связано с подъёмом
демократической общественной мысли. Художник начинает уделять пристальное внимание
натуре. Появляется глубокий интерес к жизни и желание как можно точнее отобразить
увиденное.
Первыми и ярчайшими представителями реализма в России были передвижники.
В 19 веке Российская Академия ставила жесткие требования к сюжету. Передвижники
взбунтовались против выдуманных тем в искусстве. Им хотелось отражать ту жизнь,
которая их окружает. И они с успехом начали это делать.
В Третьяковской галерее стоит замечательная работа Матвея Чижова "Крестьянин
в беде". Скульптура эмоционально насыщенная, она много может рассказать человеку,
способному видеть и сопереживать. Так образно и ясно она раскрывает целую эпоху.
По незначительным деталям, рукам, можно прочувствовать драму одного человека
и целого сословия. Матвей Чижов мастерски показал настроение своего времени.
20 век.
После разгрома Фашизма Тоталитарный Реализм продолжал жить и развиваться ТОЛЬКО
в СССР. На Западе же реализм прочно ассоциировался с Фашизмом и поэтому неудивительно,
что художникам не хотелось быть к нему причастными.
А в СССР, после войны (Социалистический) реализм был единственно возможным
средством художественного выражения. А если отбросить политические его функции,
то этот факт дал возможность сохранить Школу с многолетней традицией обучения,
с различными методиками, культурным наследием, наработанными принципами.
Но, после смерти Сталина в 1953г. наступает Хрущёвкая короткая оттепель. Это
время появления "реалистиских интерпретаций". В Москве происходят "Бульдозерные
Выставки" (интересно проследить биографии художников-дессидентов).На западе цветёт
"современное искусство", потребительская и сексуальная революции, и прочие свободы+реализму
нигде не учат, учебные гипсы выбрасываются на помойку за ненадобностью)
Реалистическая Школа, так называемый "ортодоксальный" реализм , основное отличие
которого есть изобразительная грамотность, реализм, который впитал в себя всё
лучшее из наследий всех предыдущих времён и народов в современном мире почти
угас.
Итог не утешительный.
Будем надеяться, что Российские академии сохранят и передадут нашу школу реализма
последующим поколениям.
С уважением, Коваль Е.
Мои работы как и прежде можно увидеть и приобрести через сайт www.kowal.ru