Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Люди! Вас обманули! Дизайн - это совсем не то, что вы думаете!


Информационный Канал Subscribe.Ru

bgcolor="#FFFFFF" text="#000000">

 

И отделил он белое от черного,

тьму от света,

пространство от формы…

 

выпуск 9 (если не ошибаюсь)

Круг и квадрат, как формы геометрически совершенные, навевают мысли о законченности, недвижности, невозможности развития, обреченности. Знаменитый "Черный квадрат" Малевича я воспринимаю как манифест полного завершения живописи. Все формы и все цвета слились в своих наиболее совершенных воплощениях, изменить в этом что-либо уже невозможно.
Поэтому нужно иметь серьезные причины, чтобы компоновать в квадрат. Или быть настоящим мастером.

Но не будем о грустном. Уже вспотел от долгого ожидания карандаш, да и лист покрылся подозрительными пятнами…(перестань заворачивать пирожки в свои эскизы!). "Бери свой быстрый карандаш, рисуй, Орловский, ночь и сечу". Андрей Семеныч Пушкин не зря написал о быстром карандаше. Чем больше мы делаем набросков, тем из большего числа вариантов мы сможем выбирать. Поневоле делать их придется быстрее. Быстрая работа над набросками преследует еще одну цель: не оставить себе времени заниматься деталями. Только главное, только самое важное, определяющее композицию, выражающее конструктивную идею! Все детали найдутся потом, сейчас нужно принципиальное решение.

Подобным образом поступают и профессиональные фотографы. В отличие от любителя, который отсняв пленку, печатает все кадры, на которые хватает материальных ресурсов, фотомастер отснимает несколько пленок, постоянно меняя ракурс, расстояние, экспозицию и т.д. потом, сделав контактные фото, определяет самый удачный кадр и продолжает работу уже с ним.
Найдя свой главный кадр, продолжим работу и мы.


Наметив первую же фигуру, мы обнаруживаем, что маленькое чудо творения уже произошло: "И отделил он белое от черного, тьму от света, пространство от формы…" (вспомним начало статьи!). Угадайте с трех раз, что здесь форма, а что пространство? Естественно, белое поле листа нормальный человек будет считать пространством, темную фигуру - формой. Сложнее для человека окажется попытка объяснить: а почему именно так? Скорее всего, после непродолжительного шевеления пальцами в воздухе и усиленного изучения орнамента на потолке, наш респондент изречет: "Ну, дык энто, белый, он навроде быдто как воздух, прозрачный, а черный-то вона какой, тяжеленький…". Тяжеленький! Запомните это слово. Оно точно отражает психологию восприятия: чем темнее объект, тем большей зрительной массой он обладает. Белое ощущается нами как нейтральное, невесомое и бестелесное, как воздух. Все, что темнее - обладает материальностью, стало быть размером, объемом, массой .

Зрительная масса - свойство формы, определяемое визуальной оценкой объема вещества, заключенного в данную форму.

На планете Блюк, в галактике Кин-дза-дза, чатлане и пацаки всегда точно знают, кто перед кем сколько раз должен присесть и похлопать ладонями по щекам. Когда же они выяснили, что на Земле это выясняется "на глаз", их приговор был коротким: "Дикари!"
К сожалению, никаких научных приборов здесь не изобретено до сих пор. Точно так же зрительная масса формы определяется старинным методом - глазомером. Поэтому задача любого художника - развивать в себе необходимые чувства: вкус, зрительную память, пространственное воображение, чувства равновесия, движения, массы, объема. Мы говорим о вещах, зачастую неуловимых, не поддающихся определению. Как ни странно, это не мешает им существовать как объективной реальности (точнее, как свойствам человеческой психики). Для сравнения, попробуйте дать однозначное определение чувству юмора и измерить его объем у себя по какой-то шкале. Не очень получилось? И, тем не менее, его наличие или отсутствие бросается в глаза сразу же. Так что, не стоит бояться новых знаний и умений. Как мудро заметил народ: "Глаза боятся, а руки хапают!
"

Чем, по-вашему, отличается настоящий художник от ремесленника? Умением изобразить обнаженную натуру? Это в-пятых. Быстрым схватыванием портретного сходства? Это в-четвертых. Буйной живописью? Это в-третьих. Определяющим качеством здесь является другое: способность мыслить творческими категориями, способность создавать в мозгу то, что мы называем художественными образами. А эта способность не зависит от владения изобразительной грамотой. Посмотрите на работы Анри Руссо: нет и намека на владение техникой рисунка, живописи, об анатомии я вообще не говорю! Но образ создан!. (Или наша ридна Мария Примаченко. Декоративное решение, оказывается, тоже может быть наполнено жизнью). .Интуитивно, иногда сам того не понимая, настоящий художник использует законы творчества для создания и усиления воздействия образа на зрителя, как Давид сразил Голиафа пращой, не подозревая о центробежных и центростремительных силах и векторе ускорения. . Грамота - это огранка бриллианта, это полировка для дамасского клинка. При этом подразумевается, что алмаз уже есть, а кинжал выкован по всем правилам. Мы можем только развить и дисциплинировать те качества, которые сидят в душе у каждого, у кого глубже, у кого ближе к поверхности.

Об этом гласит и 6-е ГПУ:
Научиться творить нельзя, научиться зарабатывать - можно!

Вот этими посланиями народам наших многострадальных родин я и добиваюсь, чтобы дилетант поднялся до уровня ремесленника (кстати, незаслуженно всеми попираемого и ставшего символом халтуры. Чтобы стать мастером-ремесленником, средневековый подмастерье должен был пройти сложный период обучения и создать шедевр, не в переносном, а в прямом смысле: именно так называлась работа, которую он выносил на суд цеховой квалификационной комиссии. А суды в средние века были строгими и неподкупными. Так что, гордое звание ремесленника нужно еще заслужить!). Даже холодные и рассудочные графические решения, без блесток гениальности, но правильно выстроенные, связные и структурированные, вызывают уважение, не вызывая сомнений.

Ну а какое отношение этот наш экскурс имеет к определению зрительной массы, а также к пониманию формы, взаимоотношению пространства и формы мы узнаем в следующий раз.

 

 

 

 



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное