Как появился бисер

Первые нательные, и не только нательные, украшения появились очень давно, ещё
в первобытные времена. Всевозможные ракушки, камешки, осколки, зубы, кости нанизывались
на стебли трав и волосы, по сути, являясь первыми ювелирными украшениями, но
в первую очередь, конечно, амулетами. Хотя нередко подобная <бижутерия> носила
исключительно эстетический характер.
Что касается искусственных материалов, а именно стекла, то его научились делать
ещё около 6 000 лет назад на территории современных Ближнего Востока и Северной
Африки. В частности, на право называться родиной стекла в равной степени могут
претендовать Египет, Ливан, Сирия и Турция.
По одной из версий, самые первые стеклянные слитки образовались после попадания
в огонь спрессованных блоков природной соды.
Хотя стекло и первое подобие стеклянных бусин начали делать примерно в одно и
то же время, самые древние бусины, возрастом 4 000 лет, археологи нашли при раскопках
Фив. И если со стеклом не всё так однозначно, то египетское происхождение бисера
никто не оспаривает.
<Фальшивый жемчуг> из непрозрачного, мутного стекла, которое по-арабски называлось
<бусра>, пользовался в Египте большой популярностью. Из него делали бусы, браслеты,
оплечья и много других изделий, правда, тогда размер бусин был гораздо большим,
чем сейчас, до пяти сантиметров! К тому же, его вообще с трудом можно назвать
бусинами - выглядел он, как маленькие сосульки, чаще всего, длиной от 1 до 4
сантиметров.
Производились эти изделия посредством выливания расплавленного стекла на каменную
или костяную основу.
Финикийцы, которым как купцам и мореходам не было равных, поставили меновую торговлю
стеклянным товаром на поток. В Африке за бисер покупали рабов, по всему Средиземноморью
он быстро стал одним из основных показателей социального статуса и богатства.
На рубеже V-IV вв. до н. э. главным производителем становится Александрия, но
уже в последующих веках Рим, Греция и мусульманские страны составили ей серьёзную
конкуренцию.
После падения Римской империи стеклоделие продолжало успешно развиваться в её
восточной части - Византии, а также в Венеции. Но только с XIII века, после того,
как Византию постигла судьба Рима, венецианское стеклоделие начало бескомпромиссно
доминировать в регионе.
В 1221 г. всё основное стекольное производство Венецианской республики, за исключением
мелких мастерских, перенесли на о. Мурано, из соображений санитарной и противопожарной
безопасности. Кроме того, островное расположение упрощало контроль над производством
со стороны властей. В 1275 г. Сенат вообще запретил несанкционированный вывоз
сырья и любых отходов с целью сохранить технологию производства в тайне.
В XIV в. стекольщикам начали жаловать неслыханные привилегии, вплоть до разрешения
выдавать дочерей за аристократов. И тогда внук простого стеклодела становился
патрицием! Тем не менее, некоторые мастера убегали, открывая собственные мастерские
сначала в других городах, а впоследствии и в других странах.
В частности, в XV веке, помимо закона о наказании за подделку драгоценных камней
посредством стеклянных изделий, а также появления в Мурано своего суда, администрации,
денежной единицы и посла в Венеции, был издан указ об измене, требовавший возвращения
перебежчиков на родину. В случае неповиновения, их родственники попадали в тюрьму.
Если и это не давало результата, к ним посылали ассасинов (наемных убийц):
В этом же веке зародился новый способ производства - выдув, вследствие чего появилась
возможность изготовления полых трубочек, которые после разрезания на короткие
кусочки и обработки превращались в округлые бусины. Прогресс не стоял на месте,
и уже в XVI веке бисер начали делать не из пустотелых, а из цельных трубок, обрабатываемых
над огнем лампы.
В начале XVII века, когда в Венеции было уже около 250 мастерских-производителей
бисера, <бисерщики> объединились с <хрустальщиками> в одну общую корпорацию.
В XVII-XVIII вв. научились имитировать мусульманский бисер, и снова вышел закон,
требовавший сохранности секретов производства.
К середине XVIII в. из-за падения производства и возросшей конкуренции осталось
лишь около 20 мастерских, а к 1836 г. война между Австрией и Францией сократила
это число вдвое:
После войны обороты производства вновь возросли, к тому же возник машинный способ
изготовления, и бисер стал по-настоящему массовым и доступным, в том числе и
в России, где низание (бисероплетение) завоевало неимоверную популярность среди
всех слоев населения. Ну а самые искусные образцы рукоделия выходили из монастырских
стен, где монахини, используя веками накопленный опыт, расшивали бисером не только
церковные одежды и убранство, но и выполняли заказы светских модниц.
На бисер обратили пристальное внимание даже такие знаменитые мастера, как Тиффани
и Галле, главные представители модернизма в художественном стеклодели
Медленно, но верно бисер занял лидирующие позиции среди других украшений по всему
миру. Горлячка, сыплянка, гайтана, пляценка, ожерелка; згарды, зебигардан, горданы;
хар, массанга, каяр, чале, каролинес - всё это названия одного и того же материала
и украшений на его основе - украшений из бисера.
http://shkolazhizni.ru
с уважением Елена
http://www.vkontakte.ru/id82956669