КАВАЛЛИ И
Пьетро Cavallini
Pietro (ок.
1250?
Рим - ок. 1350) итальянский
художник
Известно
что на протяжении своего
долгого творческого пути Каваллини
работал в наиболее важных римских и
неаполитанских церквах
где испол-
нял заказы высокопостанленных пер-
сон
таких
как Пьетро да Бартоло
Стефанески
Шарль и Робер Анжуйс-
кие. Среди сохранившихся произведе-
ний художника самое раннее находит-
ся в Риме - это мозаика (на которой
указано его имя) в апсиде ц. Сан-
та-Мария ин Трастевере (1291)
изображающая шесть эпизодов из жиз-
ни Марии и "Св. Петра
представляю-
щего Марии донатора Стефанески".
Вскоре Каваллини создает фрески в
ц. Санта-Чечилия ин Трастевере. От
этого ансамбля сохранилась только
монументальная композиция "Страшный
суд"
обнаруженная в 1901 за скамь-
ями хоров и являющаяся самьм значи-
тельным и самым совершенным произ-
ведением мастера. В еаполе в 1308
он работает для герцогов Анжуйских.
Участие его мастерской и особенно
последующие записи не позволяют
точно определить его роль в испол-
нении фресок в соборе ("Древо Есее-
во"
капелла Сан-Лоренцо) и фресок
в ц. Санта-Мария Доннареджина
("Страшный суд"
Апостолы
и "Про-
роки"). Большая часть его произве-
дений римского периода
упоминаемых
Гиберти и Вазари
не сохранилась
(например
мозаика
исполненная
около 1321 для фасада базилики
Сан-Паоло в Риме).
аряду с Джотто
Чимабуэ и Дуччо
Каваллини занимает важное место в
истории итальянской живописи конца
дученто и начала треченто. Выросший
на византийской традиции (что было
естественно для художника его поко-
ления)
он не подчинился ее расхо-
жей манерности
но
напротив
стре-
мился воссоздать наиболее высокие и
древние формы и пошел по пути вели-
кой римской средневековой живописи.
Он обладал даром снимать плоды с
могучего древа римского искусства
плоды самых смелых опытов того вре-
мени
прежде всего Чимабуэ (в Риме
в 1272) и Джотто. Это соотношение
между двумя великими мастерами поз-
воляет отказаться от той точки зре-
ния
согласно которой Каваллини
рассматривался как "римский учитель
Джотто". о
в любом случае
срав-
нение их произведений показывает
истинное величие Каваллини. Объем-
ность и плотность форм во фресках в
ц. Санта-Чечилия
в сравнении с мо-
заикой в ц. Санта-Мария ин Трасте-
вере
представляет собой шаг впе-
ред
который нельзя объяснить без
влияния Джотто. У Каваллини цвет
придает каждой форме независимость:
резкая и глубокая тень создает
рельефность и придает им торжест-
венность и невозмутимость. Реализм
в изображении лиц может выражать
как религиозный пыл
так и челове-
ческое счастье. Эти элементы ис-
кусства Каваллини наделяют его
творчество высочайшей поэтичностью
и выразительной силой. Ему многим
обязана римская
неаполитанская и
умбрийская живопись XIV в.