СЮРРЕАЛИЗМ
Surrealisme
Основные принципы. Сюрреализм - это
моральная и эстетическая доктрина
ведущая свое происхождение от сим-
волизма
трансформированного психо-
анализом и
в политическом смысле
ссылками на марксизм. Для сюрреа-
лизма художественное творчество оп-
равдывается только полной свободой
духа
идущей от бессознательного и
позволяющей познать то
что остает-
ся непонятным для человека. Андре
Бретон писал: "К картине можно от-
носиться только как к окну
и пер-
вая моя забота - узнать
куда оно
выходит". Это запредельное есть не
что иное
как сверхреальность
вы-
раженная с помощью чуда. Прикос-
нуться к этому чуду дано не каждо-
му
хотя поэзия
согласно формуле
Лотреамона
должна создаваться
всеми
. Подлинность художника
отв-
ращающая его от всяких забот о
карьере и успехе
является основа-
нием для подлинной этики творчества
и открывает путь разного рода отк-
ровениям. Психологически чудо соот-
ветствует слиянию воображаемого и
реального в высшей поээзии; оно не
ограничивается литературой
но
распространяется и на пластические
искусства. Сверхреальность менее
всего является метафизической сущ-
ностью
скорее это "некое состояние
духа
где жизнь и смерть
реальное
и воображаемое
прошлое и будущее
соединимое и несоединимое
высота и
бездна перестают восприниматься как
абсолютные противоположности. Впро-
чем
добавляет Бретон
напрасно ис-
кать в сюрреалистическом творчестве
другую движущую силу
чем надежду
на определение этого состояния"
("Второй манифест сюрреализма"
1930). Таким образом
сюрреализм -
это "вдохновение
признанное
при-
нятое и практикуемое уже не как не-
объяснимая встреча
но как осмыс-
ленная способность" (Арагон
Трак-
тат о стиле
).
Способы достижения сверхреальности
а творчестве отрицают понятие твор-
чества как такового. Они сводятся к
различным формам спонтанности или
автоматизма
. В "Первом манифесте
сюрреализма" (1924) можно найти
следующее определение: "Сюрреализм
- это чистый психологические авто-
матизм
имеющий целью выразить
или
устно
или письменно
или любым
другим способом
реальное функцио-
нирование мысли. Диктовка мысли вне
всякого контроля со стороны разума
вне каких бы то ни было эстетичес-
ких и нравственных соображений".
Взяв у дадаизма его "антихудожест-
веный" подход и добавив к нему "ав-
томатическое письмо"
сюррреализм
счел всякую художественную технику
жалким средством
(Бретон)
если
она ограничивается отблесками на
сетчатке (Дюшан). Это отрицание ху-
дожественного "делания" привело к
тому
что поэзия (или "живопоэзия"
по определению Виктора-Браунера)
также стала рассматриваться не как
средство выражения
а как деятель-
ность духа. Тристан Тцара в своей
статье 1934 четко противопоставил
эти две концепции поэтического
творчества. Искусство как духовная
деятельность связано с жизнью
она
- сама жизнь. Поэзия и любовь - ка-
тегории одного порядка
источники
эротики - это и источники поэзии
которая может быть только революци-
онной. Любовь - одна из величин
сюрреализма; она не рассматривалась
сюрреалистами как возможность удов-
летворить либидо в сексуальном нас-
лаждении - Андре Бретон и Поль Элю-
ар считали ее "безумной любовью"
которая может пронзить видимость
мира и преобразить "грязную жизнь".
Любовь - это поэзия
а вырванная из
желания поэзия - это освобождение.
Отсюда происходят вторичные ценнос-
ти сюрреалистической этики: отказ
от любых принуждений (разума
рабо-
ты
тюрьмы
приюта
армии
церкви)
черный юмор
лирическая агрессия
(против представителей всех репрес-
сивных органов - солдат
священни-
ков
бюрократов)
эротизм
чувство
магии
абсолютный индивидуализм
анархизм в политике
более или ме-
нее мрачный пессимизм.
История сюрреализма. Прежде чем го-
ворить о сюрреалистической живопи-
си
нужно кратко изложить историю
сюрреализма. В 1916
когда жители
Цюриха возмущались движением дада
Андре Бретон в анте знакомится с
Жаком Ваше
бывшим учеником Школы
изящных искусств
для которого "ис-
кусство - это глупость". С 1914 по-
являются первые источники сюрреа-
листической живописи
это
с одной
стороны
реди-мейды
Дюшана
а с
другой - метафизические интерьеры
Де Кирико. Затем начинается период
журнала "Литератюр" и сеансов дада
в Париже. Происходит ссора Бретона
и Арагона с Тристаном Тцара. Поэзия
должна быть не только отрицанием
но и знанием. Под влиянием психоа-
нализа и феномена медиумов начина-
ется "период мечты". Арагон напи-
шет
что на сюрреалистов обрушилась
волна снов
. Сюрреалисты объедини-
лись в группу. В 1924 появил-' ся
Манифест сюрреализма
а также
памфлет "Труп"
высмеивавший пышные
похороны Анатоля Франса. Во втором
номере журнала "Сюрреалистическая
революция" провозглашалось: "Отк-
ройте тюрьмы
уберите армию!" (до
1928 вышло 10 номеров журнала
пос-
ледний из которых был посвящен люб-
ви). Именно в этом журнале в 1928
Бретон опубликовал серию статей
Сюрреализм и живопись