Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Как разобраться в актуальном искусстве (Пример из жизни: Пит Мондриан ч. 2)


Как разобраться в актуальном искусстве.

Ключевые векторы теории актуального искусства, его структура и истоки

Виктор Адамович

(В предыдущих выпусках: Преамбула. Сознание просто захлёбывается от избыточной информации...
В 70-е годы закончился очередной этап изобразительного искусства.
Вырезать <<раковую опухоль>> старой культуры. "двупольное" пространство искусства.
Рассвет был в 80-90 годы 20-го века, а урожай созрел в начале 21 века. )

Пример из жизни: Что кроется за абстрактными картинами Пита Мондриана

 ...Межгалактические образы и идеи толкали сознание художников к «универсальной гармонии» к «выражению чистой пластики».
Плоский холст, как двумерное галактическое пространство, позволял избавиться от ограничений традиционного трёхмерного восприятия, выпрямлял кривизну мировой линии и давал возможность отобразить вертикаль земли, возникающую на солнце. У Мондриана каждая линия, каждая  область холста имеет своё космологическое значение и рассматривалась им с позиций осознания тайн мироздания.
А если учесть, что он знал концептуальное произведение «Тайная доктрина» Елены Бловатской, великой провидицы и мистика 19 века, перед которой преклонялись Рерих и многие крупные умы Европы, то, есть все основания рассматривать картины Мондриана как европейские «мандалы» - магические диаграммы, своего рода «карты космоса и судьбы».

В наши дни наиболее полно абстрактные произведения Пита Мондриана характеризуют строки из древнеиндийского трактата «Ригведы», ставшие эпиграфом к первому тому «Космогинез» «Тайная доктрина» Е.П. Блавадской:
«Ничто не существовало: ни ясное Небо,
Ни величья свод, над Землею простертый.
Что же покрывало все? Что ограждало? Что скрывало?
Были ли то бездонные глубины вод?
Не было смерти и бессмертия не было.
Не было границ между днем и ночью.
Лишь Единый в своем дыхании без вздоха,
И ничто другое не имело бытия.
Царил Мрак и все было сокрыто изначала.
В глубинах Мрака - Океана бессветного,
Зародыш, скрытый в скорлупе,
Под жаром пламени в природу он развернулся.
..............................
Кто тайну познал? Кто ее повестил?
Откуда, откуда это творение многообразное?
Сами Боги были рождены позднее -
Кто знает, откуда величье создания?
ТО, откуда величие творения возникло?
Его ли Воля создала, или была безмолвна?
Великий Ясновидец в вершинах Неба,
Он знает, но, может быть, даже знает ли он?».

Вот такие страсти скрываются за чёрными линиями абстрактного художника Пита Мондриана.
Конечно, можно не дрогнув пройти мимо его картины, но это будет личная потеря, всё равно, как пнуть ногой камень на дороге, не подозревая, что в нём скрыт под тонким слоем невзрачной породы крупный самородок золота, подкинутый тебе судьбой.
(Картины Пита Мондриана см. на http://www.vic-adamovich.narod.ru/contemporary/mondrian.html )

 (Продолжение следует)

P.S. Уважаемый читатель! Предлагаю ознакомиться с <<АРТиФАКТ>> Логистика истории изобразительного искусства, Социально-психологические конструкции культурологических эпох>> на http://www.vic-adamovich.narod.ru/history.html 

 


В избранное