Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Логистика истории иэобразительного искусства (Кандинский. 'О духовном в искусстве' Продолжение)


 

История изобразительного искусства в свете исторических и социальных событий,
явившимися вехами смены социально-культурных эпох в развитии общества.

Виктор Адамович

АРТиФАКТ
Логистика истории изобразительного искусства
Социально-психологические конструкции культурологических эпох

Часть 2 (XX век)

Продолжение.

(В предыдущих выпусках:
Часть 1 (XIII - XIX вв. Обзор).
Итак, в XIII веке произошёл перелом в сознании европейцев: можно считать, что закончилась эпоха мифологического сознания, характеризующаяся метафизическими представлениями о мире и возникла новая формация - эпоха рационально-логического сознания. Перед искусством была поставлена новая сверхзадача - как можно более точно изобразить видимый мир...
К этому времени неимоверно возросло значение дагерротипии, то есть фотографии (открытой ещё в 1839 году), что привело в смятение художников. Стали раздаваться голоса, что фотография полностью заменит живопись, и художники уже будут не нужны, что, мол, кончилось их время. Художники, как мы видим, не исчезли, а вот эпохальную точку фотография поставила. Вместе с изобретением фотоаппарата закончился целый период в мировой культуре, была выполнена программа - как можно более точно изобразить видимый мир, поставленная ещё во времена Ренессанса: теперь человечество может очень точно отобразить видимую действительность... Так законился XIX и начался XX век, а вместе с ним и новая культура...
Часть 2 (XX вв)
Изменилась сама структура движения искусства. Возник новый механизм.
Фовизм (от фр. fauve - дикий). Живопись А. Матисса, А. Марке, А. Дерена, Р. Дюфи, Ж. Руо, М. Вламинка
Кубизм. Художники задумали дать некий концентрат форм, конструкций, сжать их до символа,
Футуризм (итал. futurismo от лат. futurum - будущее) - авангардистское художественное течение 1910-х - начала 1920-х годов
Абстракционизм. Художники-мыслители попытались
Василий Кандинский"О духовном в искусстве"
)

 Привожу выдержки из книги "О духовном в искусстве":
«…Если художник использует абстрактные средства выражения, это еще не означает, что он абстрактный художник. Это даже не означает, что он художник. Существует не меньше мертвых треугольников, чем мертвых куриц… Форма без содержания не рука, но пустая перчатка, заполненная воздухом….
Все ли материя? Все ли дух?...
"Небеса" опустели. "Бог умер"…
...Ясно, что гармония форм должна основываться только на принципе целесообразного прикосновения к человеческой душе. Мы назвали здесь этот принцип, принципом внутренней необходимости, выявление внутреннего звучания, внутренней вибрации.
…Многие поднимаются на поверхность сознания, звучащий элемент в гармонии форм – исходит из принципа внутренней необходимости.
…Нет ничего абсолютного. А именно, композиция формы, основываясь...

(продолжение следует)

P.S. Уважаемый читатель! Текст предыдущих выпусков <<АРТиФАКТ>> Логистика истории изобразительного искусства, Социально-психологические конструкции культурологических эпох>> можно прочитать на http://zolotogo-koltsa.narod.ru/logistika.html

 

 


В избранное