Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Логистика истории иэобразительного искусства (Продолжение. Кандинский)


 

История изобразительного искусства в свете исторических и социальных событий,
явившимися вехами смены социально-культурных эпох в развитии общества.

Виктор Адамович

АРТиФАКТ
Логистика истории изобразительного искусства
Социально-психологические конструкции культурологических эпох

Часть 2 (XX век)

Продолжение.

(В предыдущих выпусках:
Часть 1 (XIII - XIX вв. Обзор).
Итак, в XIII веке произошёл перелом в сознании европейцев: можно считать, что закончилась эпоха мифологического сознания, характеризующаяся метафизическими представлениями о мире и возникла новая формация - эпоха рационально-логического сознания. Перед искусством была поставлена новая сверхзадача - как можно более точно изобразить видимый мир...
К этому времени неимоверно возросло значение дагерротипии, то есть фотографии (открытой ещё в 1839 году), что привело в смятение художников. Стали раздаваться голоса, что фотография полностью заменит живопись, и художники уже будут не нужны, что, мол, кончилось их время. Художники, как мы видим, не исчезли, а вот эпохальную точку фотография поставила. Вместе с изобретением фотоаппарата закончился целый период в мировой культуре, была выполнена программа - как можно более точно изобразить видимый мир, поставленная ещё во времена Ренессанса: теперь человечество может очень точно отобразить видимую действительность... Так законился XIX и начался XX век, а вместе с ним и новая культура...
Часть 2 (XX вв)
Художники не отставали
. Можно сказать, что даже мстили старому искусству.
Изменилась сама структура движения искусства. Возник новый механизм.
Фовизм (от фр. fauve - дикий). Живопись А. Матисса, А. Марке, А. Дерена, Р. Дюфи, Ж. Руо, М. Вламинка
Кубизм. Художники задумали дать некий концентрат форм, конструкций, сжать их до символа, совместить различные аспекты и показать логику формы через знак.
Футуризм (итал. futurismo от лат. futurum - будущее) - авангардистское художественное течение 1910-х - начала 1920-х годов
Абстракционизм. Художники-мыслители попытались
)

 

...Основоположником абстракционизма считается Василий Васильевич Кандинский. Он полагал, что в любой существующей в природе форме есть внутренняя основа, благодаря которой форма приобретает своё качественное содержание, свою духовность, обозначенная им как «принцип внутренней необходимости». Этот принцип проявляется через сочетание и взаимодействие линий и точек на плоскости. Кандинский не упрощал природные формы, не отрубал всё лишнее, как Микелланжело, не искажал предмет, заимствованный у природы. Он вычленял, проявлял их внутреннюю структуру, точнее направляющую линию, вокруг которой должна возникнуть природная мировая форма предмета. Эту идею можно сравнить с идеей «мировой линии» Эйнштейна, который, кстати, в это время работал над «Теорией относительности».

В 1912 году выходит книга "О духовном в искусстве", написанная еще в 1910 году в Мюнхене на немецком языке, перевернувшая устоявшееся представление об искусстве вообще. Книга стала первым теоретическим обоснованием абстракционизма...  

(продолжение следует)

P.S. Уважаемый читатель! Текст предыдущих выпусков <<АРТиФАКТ>> Логистика истории изобразительного искусства, Социально-психологические конструкции культурологических эпох>> можно прочитать на http://zolotogo-koltsa.narod.ru/logistika.html

 

 


В избранное