Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Логистика истории иэобразительного искусства (Продолжение. Абстракционизм)


 

История изобразительного искусства в свете исторических и социальных событий,
явившимися вехами смены социально-культурных эпох в развитии общества.

Виктор Адамович

АРТиФАКТ
Логистика истории изобразительного искусства
Социально-психологические конструкции культурологических эпох

Часть 2 (XX век)

Продолжение.

(В предыдущих выпусках:
Часть 1 (XIII - XIX вв. Обзор).
Итак, в XIII веке произошёл перелом в сознании европейцев: можно считать, что закончилась эпоха мифологического сознания, характеризующаяся метафизическими представлениями о мире и возникла новая формация - эпоха рационально-логического сознания. Перед искусством была поставлена новая сверхзадача - как можно более точно изобразить видимый мир...
К этому времени неимоверно возросло значение дагерротипии, то есть фотографии (открытой ещё в 1839 году), что привело в смятение художников. Стали раздаваться голоса, что фотография полностью заменит живопись, и художники уже будут не нужны, что, мол, кончилось их время. Художники, как мы видим, не исчезли, а вот эпохальную точку фотография поставила. Вместе с изобретением фотоаппарата закончился целый период в мировой культуре, была выполнена программа - как можно более точно изобразить видимый мир, поставленная ещё во времена Ренессанса: теперь человечество может очень точно отобразить видимую действительность... Так законился XIX и начался XX век, а вместе с ним и новая культура...
Часть 2 (XX вв)
Художники не отставали
. Можно сказать, что даже мстили старому искусству.
Изменилась сама структура движения искусства. Возник новый механизм.
Фовизм (от фр. fauve - дикий). Живопись А. Матисса, А. Марке, А. Дерена, Р. Дюфи, Ж. Руо, М. Вламинка
Кубизм. Художники задумали дать некий концентрат форм, конструкций, сжать их до символа, совместить различные аспекты и показать логику формы через знак.
Футуризм (итал. futurismo от лат. futurum - будущее) - авангардистское художественное течение 1910-х - начала 1920-х годов)

 

...И тогда же в 1910-1911 годах появился на свет Абстракционизм. Художники-мыслители попытались, как страус засунуть голову поглубже в песок, раскрыть там пошире глаза и заглянуть в самого себя, чтобы увидеть изнутри своё великолепное «Я», как единую частицу мироздания. Потому что всё это так называемое видимое, что находится наверху, всего лишь слабые и мимолетные срезы тектонических структур ноосферы (греч. nous - разум и sphaira - шар) земли, а то и самой вселенной. Жаль только, что песок стал засорять глаза и вызывать неуместные слёзы. Но всё же, это был подвиг первопроходцев, и не важно, что Колумб плыл в Индию, заблудился, и открыл Америку. Ведь история сказала «Да». Этой новой обетованной землёй, новой Америкой стал Дизайн, пока всего лишь крохотные, почти незаметные лепестки появились на поверхности, как раз на том самом месте, где пролились под землей и ушли в песок художественные слёзы. И как по Библии, слегка перефразируя её, «до сих пор все знали живопись, но родился новый Царь, который не знал живопись». И уже совсем скоро, Дизайн со своей царицей Модой взойдёт на престол и будет править балом.
Абстракционизм (лат. "abstractio" – удаление, отвлечение) — направление нефигуративного искусства. Концепция - создание определённых цветовых сочетаний и композиций геометрических форм, вызывающие в сознании разнообразные ассоциации.
Главными представителями абстракционизма были :
Василий Васильевич Кандинский (1866-1944) — абстрактный экспрессионизм.
Пит Мондриан (нидерл. Pieter Cornelis Mondriaan, 1872 - 1944) — Неопластицизм - философская система: из «двух базовых противоречий, формирующих нашу Землю и всё земное. Это горизонтальная силовая линия Земли вокруг Солнца и вертикальная силовая линия земли, имеющая своё начало в центре Солнца».
Казимир Северинович Малевич (1878 - 1935) — супрематизм.
Михаил Фёдорович Ларионов (1881- 1964,) — Лучизм
Робер Делоне (фр. Robert Delaunay, 1885 — 1941) — цветовая абстракция.

Основоположником абстракционизма считается Василий Васильевич Кандинский. Он полагал, что в любой существующей в природе форме есть внутренняя основа, благодаря которой форма приобретает своё качественное содержание, свою духовность, обозначенная им как «принцип внутренней необходимости»...

(продолжение следует)

P.S. Уважаемый читатель! Текст предыдущих выпусков <<АРТиФАКТ>> Логистика истории изобразительного искусства, Социально-психологические конструкции культурологических эпох>> можно прочитать на http://zolotogo-koltsa.narod.ru/logistika.html

 

 


В избранное