Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Логистика истории иэобразительного искусства (Продолжение. Кубизм (1908 ~ 1918)


 

История изобразительного искусства в свете исторических и социальных событий,
явившимися вехами смены социально-культурных эпох в развитии общества.

Виктор Адамович

АРТиФАКТ
Логистика истории изобразительного искусства
Социально-психологические конструкции культурологических эпох

Часть 2 (XX век)

Продолжение.

(В предыдущих выпусках:
Часть 1 (XIII - XIX вв. Обзор).
Итак, в XIII веке произошёл перелом в сознании европейцев: можно считать, что закончилась эпоха мифологического сознания, характеризующаяся метафизическими представлениями о мире и возникла новая формация - эпоха рационально-логического сознания. Перед искусством была поставлена новая сверхзадача - как можно более точно изобразить видимый мир...
К этому времени неимоверно возросло значение дагерротипии, то есть фотографии (открытой ещё в 1839 году), что привело в смятение художников. Стали раздаваться голоса, что фотография полностью заменит живопись, и художники уже будут не нужны, что, мол, кончилось их время. Художники, как мы видим, не исчезли, а вот эпохальную точку фотография поставила. Вместе с изобретением фотоаппарата закончился целый период в мировой культуре, была выполнена программа - как можно более точно изобразить видимый мир, поставленная ещё во времена Ренессанса: теперь человечество может очень точно отобразить видимую действительность... Так законился XIX и начался XX век, а вместе с ним и новая культура...
Часть 2 (XX вв)
Художники не отставали
. Можно сказать, что даже мстили старому искусству.
Изменилась сама структура движения искусства. Возник новый механизм.
Фовизм (от фр. fauve - дикий). Живопись А. Матисса, А. Марке, А. Дерена, Р. Дюфи, Ж. Руо, М. Вламинка)

 ...Культуру накрыла страшная волна цунами, разрушалось всё. Одни считали себя санитарами искусства, напропалую уничтожая всё на своём пути. Другим, ради, познания внутренней структуры того же искусства, захотелось посмотреть что там под кожей, вытащить из груди сердце и ощутить в своих руках его биение, именно эти «хирурги» создали мощнейшее направление – Кубизм (1908 ~ 1918). Вопросы! Как же строится этот мир? Как возникает форма? - бурили художественное сознание. Художники задумали дать некий концентрат форм, конструкций, сжать их до символа, совместить различные аспекты и показать логику формы через знак. И первым средь великих был Пабло Пикассо со своей картиной «Авиньонские женщины» 1907 г., созданной под влиянием африканского искусства.

А чуть позже, итальянец Т. Ф. Маринетти в парижской газете «Фигаро» от 20 февраля 1909 в Манифесте футуризма завил: «Самые старые среди нас – тридцатилетние, за 10 лет мы должны выполнить свою задачу, пока не придет новое поколение и не выбросит нас...

(продолжение следует)

P.S. Уважаемый читатель! Текст предыдущих выпусков <<АРТиФАКТ>> Логистика истории изобразительного искусства, Социально-психологические конструкции культурологических эпох>> можно прочитать на http://zolotogo-koltsa.narod.ru/logistika.html

 

 


В избранное