Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Логистика истории иэобразительного искусства (Продолжение)


 

История изобразительного искусства в свете исторических и социальных событий,
явившимися вехами смены социально-культурных эпох в развитии общества.

Виктор Адамович

АРТиФАКТ
Логистика истории изобразительного искусства
Социально-психологические конструкции культурологических эпох

Часть 2 (XX век)

Продолжение.

(В предыдущих выпусках:
Часть 1 (XIII - XIX вв. Обзор). Итак, в XIII веке произошёл перелом в сознании европейцев: можно считать, что закончилась эпоха мифологического сознания, характеризующаяся метафизическими представлениями о мире и возникла новая формация - эпоха рационально-логического сознания. Перед искусством была поставлена новая сверхзадача - как можно более точно изобразить видимый мир...
К этому времени неимоверно возросло значение дагерротипии, то есть фотографии (открытой ещё в 1839 году), что привело в смятение художников. Стали раздаваться голоса, что фотография полностью заменит живопись, и художники уже будут не нужны, что, мол, кончилось их время. Художники, как мы видим, не исчезли, а вот эпохальную точку фотография поставила. Вместе с изобретением фотоаппарата закончился целый период в мировой культуре, была выполнена программа - как можно более точно изобразить видимый мир, поставленная ещё во времена Ренессанса: теперь человечество может очень точно отобразить видимую действительность... Так законился XIX и начался XX век, а вместе с ним и новая культура...)

...Физик Планк отпустил тормоза, и понеслось: 1905 год – Специальная теория относительности и в 1916 году полная теория относительности Эйнштейна, техническая революция с её невероятными изобретениями и т.д., и т.д.
Художники не отставали. Можно сказать, что даже мстили старому искусству за несостоятельность, что оно спасовало перед открытиями Нового времени. Стали возникать множество различных групп и объединений с манифестами и программами, декларирующие на разные лады одну и ту же идею - расправа с прошлым: «разрушим старый мир», «старое искусство на свалку истории» и т.д. А открывшаяся в 1906 г. выставка африканской скульптуры раздолбила европейское художественное сознание даже не на осколки, а на какие-то бесформенные кусочки и развеяла их в тумане неизвестности. Фундаментальные достижения всех художественных эпох, от Ренессанса до Реализма, которые считались непоколебимыми, в 20 веке были сброшены с пьедесталов и в лучшем случае оставлены в истории, как частные примеры. В архив были списаны и прямая перспектива, и классическая пластика, и анатомические пропорции, и даже всякая изобразительность, включая отказ от видимой действительности.

Изменилась сама структура движения искусства. Возник новый механизм, новая категория...

(продолжение следует)

P.S. Уважаемый читатель! Текст предыдущих выпусков <<АРТиФАКТ>> Логистика истории изобразительного искусства, Социально-психологические конструкции культурологических эпох>> можно прочитать на http://zolotogo-koltsa.narod.ru/logistika.html

 

 


В избранное