Азбука мигранта. Возможно, поколение Y научит нас жить
Гипотеза о сходных поколенческих ценностях была проверена в ЮАР, Канаде, Азии и Европе. Результат: учение признано вполне работоспособным и применимым. В границах одного и того же поколения люди из разных стран и даже с разных континентов — похожи.
Посмотрите на нынешних десяти- двенадцатилетних. Они читают те же книги (Гарри Поттер интернационален, а вот «Бронзовая птица», «Тимур и его команда», да и русская народная сказка с ее таинственной морфологией оказались за бортом). Комиксы — те же. Бесконечные «люди-пауки» и прочая гадость. А Шрек говорит на русском, английском, французском, немецком и, кажется, даже на суахили. И вносит свой вклад в процесс формирования нового поколения, причем уже в планетарных масштабах. Ну а Интернет, международный туризм
и все более распространенное обучение за рубежом дополняют картину. «Игреки» в разных странах похожи друг на друга куда больше, чем «иксы».
Теория поколений носит вполне прикладной и практический характер.
Главное — иметь в виду базовые постулаты, что позволяет иначе взглянуть на мир и сделать немало полезных выводов о том, почему самые юные пока потребители покупают одни товары и равнодушны к другим. О том, почему они не хотят выполнять одну работу, но с жаром берутся за другую.
Средний возраст нынешнего поколения Y — 22 года. Они получили дипломы и стучатся в кабинеты кадровиков. Пусть даже виртуально, через Интернет и по электронной почте. Но кадровики почти всегда в ответ на вопрос о том, почему бы не взять на работу молодых, отвечают: «А стоит ли брать людей без опыта?»
Но как раз «поколение Сети» отличается тем, что способно очень быстро набирать опыт! Люди поколения Х сначала оканчивали школу, затем институт, потом устраивались по распределению и начинали медленный карьерный рост. Более или менее заметной единицей молодой специалист становился (если становился) к 30–40 годам.
А вот у поколения Y все несколько иначе. Представитель этой группы может то, что казалось немыслимым «иксам». Например — окончить школу экстерном (теперь можно); поступив в институт, быстро перескочить через пару курсов, сдав необходимые экзамены; окончить несколько курсов или тренингов; за год–два на основе диплома написать диссертацию — и при этом работать чуть ли не со школьной скамьи. Так что же означают эти беспомощные ссылки на «отсутствие опыта»? Те, кому сейчас двадцать два, часто имеют несколько образований,
владеют языком (причем не так, как «иксы», униженно присовокупляющие в резюме — «со словарем») и — обладают (!) опытом работы.
Поколение Y умеет не только искать возможности, но и находить их — и пользоваться шансами. С другой стороны, значительная часть этого поколения готова, напротив, довольствоваться малым, чтобы не перенапрягаться. «Им хватает». Такая вот публика. Не соскучишься.
Не проявляющие активности представители поколения Y предпочитают работать в частном или семейном бизнесе, занимаются оказанием посреднических услуг. Девушки хотят выйти замуж и «осесть» дома, не работать. Это довольно типичное для них желание – не перенапрягаться. Эта фракция поколения Y не то чтобы «довольствуется малым», а скорее ищет возможности получить требуемое другим путем, не напрямую через выполнение трудовой функции.
Может быть, поэтому мы то называем их лентяями и балбесами, то в остолбенении замираем, созерцая их неожиданные и, как нам кажется, совершенно незаслуженные успехи?
«Игреки» хорошо адаптируются к корпоративной среде. Другой вопрос — насколько им это нужно и интересно. Это поколение, которому в принципе не очень нравится работать много и подолгу. Любая корпоративная среда требует от человека упорного труда, чувства «принадлежности», разделения ценностей.
Но поколение Y — это все-таки поколение, которое скорее… хочет получать, а не отдавать.
При этом не следует утверждать, что это «поколение потребителей». Просто у них есть другие ценности, кроме работы. В отличие от поколения X, они привыкли «тусоваться» и «оттягиваться». Это не плохо и не хорошо. Это — факт.
И есть подозрение, что это поколение еще всех нас научит тому, как действительно нужно жить.
Продолжение следует...
Надежда Матусевич
Директор
Sonata Global
Великобритания