Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Украина неизвестная

  Все выпуски  

Украина неизвестная Выпуск 29


Информационный Канал Subscribe.Ru

УКРАИНА НЕИЗВЕСТНАЯ
ВЫПУСК №29


ХОЛМЩИНА - ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ
(продолжение)
Григорий Куприянович, Николай Рошенко


Знаем ли мы украинскую ночь?
Нет, мы не знаем украинской ночи.

В.Маяковский
"ДОЛГ УКРАИНЕ "

      Здравствуйте, уважаемые подписчики!

      Заканчиваем прочтение украинской истории Холмщины. Начало этого материала смотрите в № 23 от 04.11 и № 25 рассылки от 14.11.



      Попытки легализации украинской национальной жизни при новой власти были обречены.
      Еще 8 сентября 1944 г. между "правительством" УССР и Польским комитетом национального освобождения был заключен Договор об обмене населением, в соответствии с которым началось сначала добровольное (выезжали отдельные семьи), а потом принудительное выселение украинцев из Польши. Этот процесс происходил на фоне польско-украинского противостояния и массовых жертв среди мирного населения. Украинцев пытались защитить отряды УПА, переместившиеся на Холмщину. Они боролись как против Войска Польского, так и против подполья, хотя были и случаи отдельных общих военных акций отрядов УПА и некоторых формирований польского антикоммунистического подполья.
      Выселение продолжалось до августа 1946 г., за это время из Польши было изгнано свыше 488 тысяч украинцев, в т.ч. из Холмщины и Южного Подляшья - почти 190 тысяч человек автохтонного населения.
      Окончательным решением украинского вопроса должна была стать по замыслу польского коммунистического правительства акция "Висла", которая началась 27 апреля 1947 года и охватила почти всех украинцев, оставшихся в Польше. После депортации в 1947 г. около 45 тысяч человек из Холмщины и Южного Подляшья в северные и западные земли Польши остались здесь - случайно или же по недосмотру властей - лишь отдельные украинцы. Рассеянные по всему краю, они, естественно, были вынуждены скрывать свое происхождение. Благодаря действиям церковной иерархии под видом необходимости удовлетворения религиозных нужд "польского православного населения" удалось сохранить в Холмщине лишь несколько православных приходов.
      В Южном Подляшьи и Холмщине украинская жизнь начала возрождаться уже в начале 50-х годов. Образованы были драмкружки в нескольких подляшских селах (Коденец, Хоростита, Заболотье, Межилистя), возобновлено обучение украинскому языку в школах. Начали возрождаться и церковные структуры. Заметные изменения в положение украинского населения Польши принесла "оттепель" 1956 года. Возможным стало возвращение на родные земли, определенная часть украинцев вернулась тогда в Южное Подляшье. К концу 1950-х годов в Холмщине, а особенно в Южном Подляшьи, была образована сеть кружков Украинского общественно-культурного товарищества. Но в 60-х годах вся эта деятельность затихла, причиной чего было запугивание украинского населения.
      Единственной структурой, благоприятствовавшей в послевоенное время сохранению национальной идентичности или, по крайней мере, чувству "непохожести", была здесь Церковь. Все время сохранялась традиция главного церковного праздника Холмщины - праздника Пречистой в Холме. В 80-х годах возобновлена в Томашеве традиция почитания Туровицкой иконы Богородицы.
      Изменение политической ситуации в Польше в конце 80-х годов положительно повлияло на жизнь украинского населения. В конце 80-х в Холме проводилось обучение молодежи и детей украинскому языку. В 1985 г. восстановлен кружок Украинского общественно-культурного товарищества в Володаве, а в 1990 г. - в Холме (сейчас кружок Объединения украинцев в Польше). Благодаря деятельности членов кружка проводятся в Холме скромные украинские культурные мероприятия. В начале 90-х годов открылся стараниями холмского поета Т.Карабовича Музей материальной культуры Холмщины и Подляшья в Голе.
      Определенный толчок к активизации украинской жизни в Холмщине дают приезды холмщаков-выселенцев, организуемые образованными в начале 90-х годов во Львове, Луцке, Ровно товариществами "Холмщина". В 1992 г. состоялся в Холме съезд учеников прежних украинских школ Холмщины, тогда же отмечено в Церкви св. Иоанна Богослова 110-летие со дня рождения и 20-летие со дня смерти митрополита Иллариона. По этому поводу появилось первое после 40-х годов украинское издание в Холме - "Акафист перед Холмской чудотворной иконой Богородицы". В сентябре 1994 г. Холм посетили многочисленные участники I Всемирного конгресса украинцев Холмщины и Подляшья, состоявшегося во Львове, приняли они участие в празднике Пречистой и в мероприятиях по случаю 75-летия образования общества "Рiдна хата".
      И в церковной жизни 1989 год стал переломным: возобновлена деятельность Холмской православной епархии под названием "Люблинско-Холмская" с центром в Люблине. Возглавил ее епископ Авель (Поплавский). Церкви возвращены некоторые храмы, упорядочены имущественные вопросы, построена новая церковь в Замости (на месте разрушенной в 1938 г.), в Шиховицах недалеко от Хрубешова церковь строится. Но это все-таки больше символическое существование - сегодня в Холмщине всего 9 православных приходов: в Холме, Бонче, Угрушске, Войславицах, Хрубешове, Томашеве, Тарнограде, Замости, Шиховицах; духовную опеку верующих осуществляют четыре священника. Несмотря на то, что далеко не всегда Церковь сохранила здесь украинский характер, она и теперь остается самой авторитетной структурой, связывающей украинцев Холмщины со своими корнями. Долгие послевоенные десятилетия проповеди в церквях звучали на русском языке, в последнее время начинает входить в храмы польский язык. Несмелые попытки хотя бы частичного возвращения Церкви украинского характера приходятся на последние годы после возобновления Люблинско-Холмской епархии.
      Самым важным событием в жизни Церкви и украинской общины Холмщины в 2003 году стало прославление Мучеников Холмских и Подляшских XX века. Решением Священного Собора Епископов Автокефальной Православной Церкви в Польше к лику святых причислены восемь священников и монахов, принявших мученическую смерть во время польско-украинского конфликта 40-х годов. Первое воскресенье июня стало ежегодным всецерковным праздником Собора Святых Холмских и Подляшских Мучеников.
      На торжествах, посвященных этому событию, проходивших в единственном на сегодняшний день православном храме Холма - церкви св. Иоанна Богослова - 7-8 июня 2003 г., присутствовало около 2 тысяч мирян с разных уголков планеты, более 100 священников и 19 архиереев, представлявших большинство поместных Православных Церквей.
      Сохранению украинского наследия Холмщины способствует и деятельность украинских студентов и докторантов образовательных учреждений Люблина - центра Люблинского воеводства, в состав которого входят Холмщина и Южное Подляшье. Украинская молодежь учится, в частности, в Люблинском Католическом Университете, Европейском коллегиуме польских и украинских университетов, Греко-Католической Духовной Семинарии. Под руководством настоятеля люблинского греко-католического храма Рождества Пресвятой Богородицы о. Степана Батруха студенты путешествуют по бывшим украинским селам, трудятся над благоустройством заброшенных украинских кладбищ, делают попытки сохранить для будущих поколений полуразрушенные церкви. У Греко-Католической Церкви есть здесь еще один приход - приход Св. Николая в Гребенном.
      Послевоенные выселения полностью изменили лицо Холмщины. Не поют уже здесь украинских песен, а украинский язык можно услышать на улицах Холма разве что от приезжих из соседней Украины. Но и они даже не догадываются, что находятся в славном княжьем граде Холме, для них это просто польский приграничный город Хелм. Не интересуются судьбой местных украинцев и памятников украинской культуры в Холмщине и официальные представители Украины.
      Национальная жизнь немногочисленных украинцев, живущих сейчас в Холмщине и Южном Подляшьи, достаточно скромная и сосредоточена, в основном, вокруг Церкви. По данным переписи населения в 2002 году в Люблинском воеводстве проживало 694 украинца, включая учащихся и работающих здесь граждан Украины. Молодое поколение большей частью ассимилировано. Все меньше сохраняется памятников украинской культуры. Но и их польская общественность не всегда воспринимает как часть собственно украинской культуры.
      Грустная действительность…

      (Подготовлено по материалам статей "Холмщина - минувшина i теперiшнiсть" Г.Куприяновича и Н.Рощенко и "Украiнський етнос на Холмщинi та Пiдляшшi в XIX-XX ст." Г.Куприяновича - http://free.ngo.pl/nadbuhom/).

Бруно Ферреро "Пение полевого сверчка"
КАМЕНЬ НА ДУШЕ


      Однажды монах выбрался в дальнюю дорогу с целью посетить своего друга. Шел он долго и неспешно, был слышен только шорох его сандалий, и пыль поднималась над дорогой. Возле полудня монах почувствовал, что очень устал и проголодался. Но к несчастью оказалось, что он забыл взять с собой в дорогу поесть. В голову стали лезть надоедливые мысли о том, какая долгая дорога, какая страшная жара, и вообще, стоило ли отправляться в путь.
      Озабоченный своими мыслями, он напоролся на камень, лежавший посреди дороги, и поранил себе палец. Боль заставила его вернуться к реальности. "Что здесь делает этот камень? Почему он лежал посреди дороги именно в тот момент, когда я здесь проходил? Не подстроил ли это кто-нибудь?" Камень начал расти. "Точно. Кто-то специально подложил этот камень, чтобы я поранился". А камень стал расти еще быстрее. "И это сделал тот, кто меня недолюбливает". Камень вырос до таких размеров, что полностью перекрыл дорогу. Монах стал вспоминать всех людей, которые могли недолюбливать его, а может даже желать ему зла. В конце концов, камень стал таким большим, как гора.
      Опечаленный монах сел на обочине дороги в тени, упершись взглядом в гору, выросшую с целью помешать ему осуществить свои замыслы.
      Той же дорогой двигалась женщина. Увидев опечаленного монаха, она подошла к нему и спросила, в чем дело. Монах рассказал ей целую историю о своем путешествии и о том, как кто-то, явно ему не симпатизирующий, насыпал на его пути это препятствие. Женщина же вышла на дорогу, подняла небольшой камушек и отбросила его в сторону.
      Монах страшно удивился.


Высказать свои замечания, пожелания автору рассылки можно по адресу: vasylsokha@nwgsm.ru. Заранее благодарю.
Выбросите все камни со своей души и будьте счастливы!
До встречи!
Всегда ваш Dr. Sokha



ПОДПИСКА

Рассылки Subscribe.Ru
Украина неизвестная


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное