Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Украина неизвестная

  Все выпуски  

Украина неизвестная Выпуск 28


Информационный Канал Subscribe.Ru

УКРАИНА НЕИЗВЕСТНАЯ
ВЫПУСК №28


СВОЯ СТРАНА ИНКОГНИТА НА БЕРЕГАХ ТИСЫ
Клара ГУДЗИК


Знаем ли мы украинскую ночь?
Нет, мы не знаем украинской ночи.

В.Маяковский
"ДОЛГ УКРАИНЕ "

      Здравствуйте, уважаемые подписчики!

      Отправляемся в путешествие в один из самых красивых и загадочных регионов Украины - в Закарпатье. Итак, в путь к неизведанному! Только будьте готовы увидеть все в реальном свете, без "розовых" очков.




      ЧАСОВЫЕ ПОЯСА
      Закарпатская Украина впервые вошла в состав Украины (Советской Украины) в 1945 году. Столетиями она принадлежала то Венгрии, то габсбургской Австрийской или Австро-Венгерской империи, то Чехословацкой Республике. Процесс адаптации закарпатцев к жизни в молодом и до сих пор не самым лучшим образом устроенном государстве Украина непрост. Ярким и простым символом этого может быть то время, которое сегодня определяет жизненный ритм жителей Закарпатья и который является как бы тенью бывшей принадлежности края другим государствам. Дело в том, что сейчас здесь одновременно действуют три часовых пояса. Старшие все еще живут по пражскому времени, многие люди среднего возраста - по московскому, молодежь - по киевскому. Что-то вроде партийной принадлежности. Вежливый человек, отвечающий на улице на вопрос "Который час?", обязательно объясняет, по какому часовому поясу установлены его часы.
      Когда киевское время вытеснит московскую и чешскую тени, зависит, очевидно, от того, как дальше пойдут дела в нашей стране. Кажется, что это произойдет не так скоро.

      ДЕЛА ЦЕРКОВНЫЕ
      Сегодня в Закарпатье доминируют протестантские церкви (573 религиозные организации различных исповеданий) и Украинская православная церковь Московского патриархата (565 организаций). Затем идут греко-католики (331) и римо-католики (98). Что касается Киевского патриархата, то у него там только 16 религиозных организаций и общин. Как видим, треть закарпатцев, людей, разговаривающих исключительно на украинском языке, принадлежат к Русской православной церкви. Несмотря на это, иконы в церквях там пышно украшены украинскими вышитыми рушниками, а в субботу и воскресенье люди чинно идут в церковь, одетые - и женщины и мужчины - в вышиванки. После субботней службы я опросила многих простых прихожан одной из церквей московской юрисдикции. Выяснилось, что ни один из них не имеет ни малейшего представления о своей духовной иерархии или принадлежности - она для всех начинается и заканчивается личностью настоятеля храма. На вопрос: "К какой православной юрисдикции принадлежите?" люди трогательно отвечали: "К нашему священнику".
      Один из моих раховских собеседников - молодой сознательный греко-католик с горечью отметил, что украинские закарпатские церкви совсем отстранились от современных общественных проблем и даже не пытаются делать хотя бы какой-нибудь вклад в развитие своего государства. "Посмотрите, - говорил этот человек, - на наших венгров-католиков. Они граждане Украины, живут здесь из рода в род веками. А в церкви у них - венгерский государственный флаг, и на каждой службе Божьей они поют Государственный гимн Венгрии! А у нас что делается? Московских владык поминаем?"
      Я поинтересовалась еще, как влияет разнообразная конфессиональная принадлежность граждан Закарпатья на бытовые отношения между соседями, коллегами и тому подобное. "А никак, пока трезвые! Вместе садятся за стол, вместе выпивают, и все будто в порядке. А как немного подопьют, так можно услышать: "А ты баптист! А ты сектант! А ты к Москве лепишься!". Бывает, что и за грудки хватаются".

      СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ МУСОР
      Даже короткое пребывание в Рахове дает немало поводов для очень вероятного предположения, что местная власть почему-то весьма ограничена в передвижении по руководимому ею городу, и потому пребывает в блаженном неведении ситуации - что, где, как делается. Путешественнику легче - он знакомится с городом и его сервисом, как с погодой, с первых минут пребывания там. Мы приехали в Рахов ночью и должны были ночевать в привокзальной гостинице. Честно говоря, я не знала, что в наше время, да еще в курортном городе, да еще на западе Украины можно встретить такое абсолютное, такое позорное безобразие и такое нахальное попрание всех и всяческих санитарных норм, как в той гостинице. Вместо белья - куча грязных тряпок, вместо обоев на стенах - свисающий жирный бумажный мусор; стулья и столы с дефицитом ножек, шкаф не закрывается; к нему вообще безопаснее было не подходить, так же как к так называемым раковинам в так называемом туалете. Нужно было сделать над собой немалое усилие, чтобы к чему-то прикоснуться или воспользоваться стулом, кроватью, полотенцем, умывальником.
      Еще более страшная, прямо-таки апокалипсическая картина ожидает смельчаков, которые под давлением необходимости осмелятся воспользоваться туалетом на рынке Рахова, в самом центре города. Это "удобство" предназначено главным образом для людей, торгующих здесь овощами, молоком, сыром, хлебом; иными словами - берут продукты в руки, взвешивают их, упаковывают, а покупатель несет их в свой дом со следами того туалета. Местная администрация на базар, очевидно, не ездит, и поэтому санитарная служба города может спокойно гулять на свободе.
      К сожалению, гостиницы и туалеты не являются каким-то исключением. Замусоренность в черте города берегов Тисы, крутых улочек на склонах гор, обочин дорог и др. невероятная. Похоже, отбросы накапливаются здесь от одного наводнения Тисы до следующего и что эта река - главный мусоросборник и одновременно канализационная труба города (Дунай и Черное море все снесут!).
      Еще одна (и отнюдь не оригинальная) местная проблема - дороги. Более-менее в рабочем состоянии только магистраль Ужгород - Ивано-Франковск. Дороги же, связывающие город Рахов с селами и городками района, лучше считать несуществующими. Там всего за несколько километров маршрута автобус вытрясает из путешественника всю его бессмертную душу.
      Вспомнились популярные сегодня - даже на министерских уровнях - маниловские разговоры о так называемом "зеленом туризме" в Украине. Идея такая: как только хозяева приведут в должный порядок свои усадьбы и дома (что, между прочим, весьма проблематично, учитывая разницу между европейскими и нашими гигиеническими стандартами), начнется нашествие западных автотуристов. Потекут они тысячами и миллионами в украинские села, лесничества и пасеки, повезут сюда свои евро и доллары. Как же, ждите - так они и "потекут" по нашим поселковым дорогам на своих авто. Простаку очевидно, что, как ни крути, начинать нужно с инфраструктуры - с дорог и подъездов к экскурсионным местам, водопроводов, канализации и тому подобное. А уж потом рассчитывать на селянина и на его хату. Сегодня же на раховских сельских дорогах отсутствуют даже самые важные дорожные знаки - предупреждения об опасности проезда на крутых высоких берегах рек (над пропастью) или в местах, где возможны камнепады и обвалы.

      ПОПРАННАЯ КРАСОТА
      Рахов - необычайный город. Все, что там от Бога, от природы, поражает живописностью. Извилистая речка течет по городу между крутыми горами, лесами и лугами; зеленые долины притоков Тисы в центре города; исполинские роскошные старые деревья разных пород (белые тополя, каштаны, платаны, клены, пихты, катальпы и т. п.). Есть там улица, посредине которой течет бурный полноводный "ручеек"; один ряд частных домов стоит прямо над той речкой под крутым склоном высокой горы, нависающей, словно театральный задник, над усадьбами. Дома там неплохие - уже новой генерации, и у каждого через реку свой мост или мостик, который связывает его с проезжей стороной улицы. Представляю, какое чудо сотворили бы из такой улицы немцы или швейцарцы! Там не много и нужно - вьющиеся цветы, узорчатые литые или кованые перила мостиков, убранная и украшенная узенькая набережная перед каждым домом. А еще - чистая, как слеза, река. Нам, очевидно, это ни к чему. Поэтому быстрая горная речка превращена там в обычную канализационную трубу, куда прямо из окон сваливают и сливают отбросы.

      НА КРУТЫХ СКЛОНАХ
      Вокруг Рахова разбросано множество хуторов, усадьб, летних хозяйств, сенокосов. Все они так или иначе неразрывно связаны с городом, и на горных тропинках можно наблюдать постоянное движение. Вниз отправляются продукты для продажи на базаре и для питания тех членов семьи, которые работают в городе; вверх несут магазинные покупки, домашние вещи, иногда - детей. Летом мужчины находятся на горных платах со скотом или косят, сушат, скирдуют сено на склонах. И летний хозяйственный обмен между городом и горными поселениями обеспечивают главным образом женщины. В жару и в дождь они поднимаются по тропинкам, на которых, как говорят туристы, нос упирается в склон, неся немалый груз. У женщин постарше лицо наливается кровью, ноги отекают, дыхание срывается. В дождь (который бывает здесь часто) идти становится еще труднее и опаснее. Несмотря на все это, не заметно ни одной попытки со стороны как самих гуцулов, так и властей хотя бы немного технически оборудовать наиболее хоженые тропинки. Скажем, установить бугели для грузов, перила в самых крутых местах и тому подобное. А самое главное - восстановить старые (австрийские или чешские), вымощенные брусчаткой дороги, которые все еще просматриваются из-под наслоений почвы, камней и травы; обеспечить там регулярное движение микроавтобусов, хотя бы и не ежедневное. Сегодня же гуцулки с мешками идут и идут в гору - как сто, двести или пятьсот лет назад.

      НА ГОВЕРЛЕ
      По сравнению, скажем, с Кавказом или Альпами, не говоря уже о Гималаях, Карпаты - горы невысокие. Однако для украинцев важно знать, что высшая точка на территории страны - это гора Говерла, которая возвышается недалеко от Рахова, на самой границе с Ивано-Франковской областью, и имеет высоту 2061 метр. Знающие люди говорят, что гора активно "растет" и каждый год становится на несколько сантиметров выше. Что происходит за счет "культурных наслоений", как скажут когда-то будущие археологи. А по-простому - из-за того мусора, который оставляют на Говерле любители природы и горных восхождений.
      Мы поднимались на Говерлу рано утром по крутой и потому не очень популярной тропке. Было тихое ясное свежее утро, вокруг - близкие и далекие горы, окутанные легкой дымкой. Тишина, запахи трав, благодать! Вершина не была видна почти до последнего шага подъема. Но вот мы наверху, где нашим глазам неожиданно открылась картина, которая чем-то напомнила мне рассказ Джонатана Свифта о путешественнике, которого злая судьба забросила в рот великана. "Первое, что он там увидел, был человек, который рассаживал капусту".
      Площадка вершины Говерлы очень напоминала майдан Незалежности в выходной день. Так много там было людей, такие они были разные и так по- разному вели себя. Одни сидели большим кругом, как на пикнике, с детьми, собаками, надувными матрасами и подкреплялись; похоже, капитально - судя по количеству отходов. В нескольких группах голосистые экскурсоводы пытались объяснить людям, что и где находится: там Рахов, в другую сторону - Ивано-Франковск, а вот туда - Вена. Кое-кто, утомленный подъемом, спал, сложив голову на рюкзак; бородатый путешественник углубленно читал газеты; многие присутствующие фотографировались возле обелиска и Национального флага. Один человек разговаривал (собственно, кричал) по мобильному телефону и повторял одни и те же слова: "Вы в Киеве, а я звоню с Говерлы! С Го-вер-лы!!!" Небольшая группа немолодых людей пела украинские песни под аккомпанемент сопилки. Несколько в стороне разместились молоденькие юноши и девушки, одетые в голубое. Как оказалось, это были участники Международного экуменического юношеского форума - украинцы и немцы. Они пели религиозные гимны, украинские и немецкие народные песни, а закончили Государственным гимном ФРГ на украинском и нашим - на немецком. Немногочисленная группка истинных аристократов пыталась собрать в свои мешки мусор, который генерировали другие; силы, однако, были фатально неравны!
      Путешественники все прибывали. Однако в те моменты, когда уже совсем невозможно было протолкнуться, та или другая компания поднималась, складывалась и исчезала за близким горизонтом. Равновесие восстанавливалось; можно было сесть "на краю", спустить ноги, посмотреть на Восток, на Запад, потом - на то небо, которое можно увидеть только с вершины, и вспомнить старинную молитву: "Спасибо тебе Господи, что я дожила до этого дня, прожила и пережила его".

      ЧЕРНАЯ ТУЧА ПТИЦ
      На пути вниз, чуть в стороне от лесной тропинки, я встретила старого- престарого гуцула. Он сидел под развесистым дубом, прислонившись к толстенному, чуть ли не в три обхвата корявому стволу, и "обедал" (как потом объяснил) хлебом и брынзой, запивая их минеральной водой, которая тут пробивалась, по-видимому, из самых недр Говерлы, - такая она была холодная, газированная, вкусная и необычная. Я присела рядом, мы разговорились. Старик рассказал, что всю жизнь занимался овцами, пока зрение, "падлюка", не стало слабеть: "Йо-йо, перехресні стежки не бачу, путь під ногами меркне. І хтів би працювати, та вже, мабуть, усьо".
      С тем гуцулом случилась дивная, как он рассказал, штука: чем хуже становится его зрение, тем лучше он видит вершину горы Говерлы, горы, около которой прошла вся его жизнь. "Я й сам не тямлю, як воно виходить, але почав бачити те, чого раніше ніколи не бачив і чого ніхто інший не бачить. Тото, аж лякає. Бо я осягнув, що коли над Горою збереться великая хмара чорних птахів, - чекай лиха. Або бистрії води Тиси підуть гуляти по оселях, або щось ще гірше трапиться - у самому Києві, де наші вбогії долі вирішуються. Вже скільки разів я певно знав, що бути лиху! Страшно мені від того, а особливо тоді, коли вказую людям на хмару чорних птахів над Говерлою, а вони сміються і кажуть, що там нічого немає. Як же немає, коли єсть! Отаке тутки ся дії, шановна пані, - Бог чи чорт те мені поробив. Може хай би ті хмари літаки розганяли, як ви думаєте?"

      ВОСТОК - ЗАПАД
      Обычно восточные украинцы и киевляне не любят, когда кто-то, сравнивая Восточную и Западную Украину, находит определенные преимущества в последней. Сравнивать действительно сложно - трудно избавиться от собственной предубежденности, сбалансировать ценности, учесть природный фактор. Но вот что бросается в глаза, когда пересекаешь страну от Киева до Рахова. Чем дальше на запад, тем более обустроенной становится земля, лучше обработаны поля и огороды и больше цветов вокруг домов. Заметнее становится желание людей, несмотря на социальное положение и ограниченные возможности, украсить быт вокруг себя. В этом есть разница даже между Закарпатьем и Ивано-Франковской областью; в Закарпатье более заметны следы европейской традиции времен Австро-Венгерской империи. А Ивано-Франковская область словно подтверждает, что довоенная Польша так и не успела стать истинным Западом. Чем дальше на восток, тем заметнее вокруг влияние Москвы, Азии - слишком много там было земли, чтобы заботиться о каждом ее клочке, слишком много безразличия к "миру сему", чтобы украшать свой быт.

      (Опубликовано в газете "День", № 156 от 05.09.2003).



      Бруно Ферреро
      "Пение полевого сверчка"

      ЗАНОЗА В ЧУЖОМ ГЛАЗУ

      Один бедный человек, чтобы утолить голод, украл буханку хлеба. За это преступление его присудили к смерти через повешение. Перед исполнением приговора осужденнного спросили, какое у него последнее желание. Вор обратился к королю:
      - Хочу, ваше величество, перед смертью посадить в землю семя яблони, из которого за одну ночь вырастет дерево и даст плод. Это тайна, которую мне передал отец перед своей смертью. Думаю, было бы большой потерей, если бы эта тайна пропала вместе со мной.
      На другой день был назначен час, когда вор должен был посадить волшебное зернышко яблони. Вор выкопал ямку и сказал:
      - Это зерно может посадить только лишь человек, который ничего за всю свою жизнь не украл, ничего чужого не присвоил. Очевидно, что я, укравший буханку хлеба, не могу этого сделать.
      Король повелел посадить зерно своему премьер-министру. Но тот категорически отказался:
      - Ваша королевская милость, когда я был еще молодым, то, припоминаю, присвоил себе одну небольшую вещь. Поэтому, я не могу посадить зернышко.
      Когда предложили посадить зерно государственному казначею, он сказал королю, что в молодости обманул кого-то на определенную сумму. Когда же пришел черед самого короля, он вспомнил, что стянул у своего отца дорогое кольцо.
      Король высоко оценил мудрость бедняка и отпустил его.


Высказать свои замечания, пожелания автору рассылки можно по адресу: vasylsokha@nwgsm.ru. Заранее благодарю.
До встречи!
Всегда ваш Dr. Sokha



ПОДПИСКА

Рассылки Subscribe.Ru
Украина неизвестная


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное