Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Русские на Украине

  Все выпуски  

Русские на Украине: ИнформЦентр Русское содружество


ИНФОРМАЦИОННЫЙ СБОРНИК

Всеукраинского объединения «Русское содружество»,

редакции Газеты для соотечественников «Русская правда»

и сайта «Русские на Украине» (www.rus.in.ua)

+ 38 (044) 255-30-16, +38 (044) 223-05-43 E-mail: redaktor@rdu.org.ua, post@rus.in.ua

___________________________________________________________________________________________________________________________

 
                                          Выпуск № 10 (100) от 2 февраля 2009 года

 

НОВОСТИ

- В Храме Христа Спасителя состоялась интронизация Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

- В Кремле состоялся приём в честь архиереев - участников Поместного Собора Русской Православной Церкви

- Виктор Черномырдин опроверг слухи о своей возможной отставке

- Председатель Совета Федерации Сергей Миронов встретился с первым заместителем Председателя Верховного совета Крыма Сергеем Цековым

- В Госдуме России обсудили проект закона о противодействии реабилитации нацистов и их пособников

КОММЕНТАРИИ

- Виктор Черномырдин: «Не удивлюсь, если на Украине поставят памятник Гитлеру»

- Виктор Черномырдин: «Не вижу смысла обсуждать с Ющенко будущее Черноморского флота»

- Сергей Проваторов: Свою цель сторонники автокефализации канонической Православной Церкви заявляют практически открыто, началось «укатывание» общественности

ВЫСТУПЛЕНИЯ

- Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла после интронизации 1 февраля 2009 года в соборном Храме Христа Спасителя

ИНТЕРВЬЮ

- Константин Затулин: Россия пришла к выводу, что Ющенко невменяем

СТАТЬИ

- Поле Русской Славы

- Газовая война без победителей

___________________________________________________________________________________________________

 

НОВОСТИ

 

В Храме Христа Спасителя состоялась интронизация Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

1 февраля, за Божественной литургией в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя совершено поставление (интронизация) Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, сообщает Патриархия.ru. Он был избран на Московский Патриарший Престол Поместным Собором Русской Православной Церкви 27 января.

За четверть часа до начала богослужения начался колокольный звон, который при приближении нареченного Патриарха к Храму Христа Спасителя сменился праздничным перезвоном. При входе в собор избранному Предстоятелю Русской Церкви преподнесли хлеб-соль.

В Храме Христа Спасителя собрался сонм архипастырей и пастырей Русской Православной Церкви, монашествующие, тысячи мирян. На интронизацию Патриарха Московского и всея Руси прибыли Блаженнейший Патриарх Александрийский Феодор, Блаженнейший Архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий, Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши Савва, Блаженнейший Митрополит Чешских земель и Словакии Христофор, а также делегации всех Поместных Православных Церквей. В соборном храме присутствовали Президент России Дмитрий Медведев, председатель Правительства Владимир Путин, руководители и представители органов власти других государств на территории канонической ответственности Русской Церкви, представители инославных общин.

Перед началом богослужения нареченного Патриарха Кирилла облачили в обычные архиерейские одежды. Исключением явился Великий параман – четырёхугольник из ткани с изображением креста, который по обычаю возлагается на Патриарха прежде подризника.

На Литургии по малом входе духовенство в алтаре прежде положенных по уставу дневных тропарей воспело тропарь Пятидесятницы, а потом и кондак этого праздника.

При пении "Трисвятого" – молитвы "Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас" – священнослужители в алтаре и богомольцы в храме возожгли свечи. Затем рядом с нареченным Патриархом стали два старейших митрополита – постоянные члены Священного Синода – митрополит Киевский и всея Украины Владимир и митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир. Обратившись к востоку, они трижды поклонились вместе с Патриархом, затем, взяв его под руки, возвели на патриаршее Горнее место. Они обратились к западу, и Блаженнейший митрополит Владимир возгласил: "Божественная благодать, немощная врачующи, оскудевающая восполняющи и промышление всегда творящи о святых своих православных церквах, посажает на Престоле святых Первосвятителей Российских Петра, Алексия, Ионы, Макария, Филиппа, Ермогена и Тихона, отца нашего Кирилла, Святейшего Патриарха великаго града Москвы и всея Руси…" Затем со словами: "Во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь" старейшие митрополиты трижды посаждали нареченного Патриарха на Патриарший трон.

Митрополит Киевский и всея Украины Владимир возгласил "Аксиос" (греч. "Достоин"). Ему многократно вторили священнослужители в алтаре, хоры Храма Христа Спасителя, Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, Сретенского монастыря города Москвы, Никольского хора при Третьяковской галерее, а также все молящиеся. Затем Патриарха Кирилла облачили в патриаршие богослужебные одежды, возложили на него две панагии и крест; на главу была возложена митра. Справа от Царских врат с этого времени встал диакон с предносимым патриаршим крестом.

Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси, возгласил мирную ектению, в одном из прошений которой возносилась молитва: "Еще молимся о спасении и заступлении Святейшего Отца нашего Кирилла, ныне посаждаемого Патриарха, рцем вси прилежно". Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий прочел молитву: "Владыко Вседержителю и Господи всяческих, Отец щедрот и Боже всякаго утешения! Ты сохрани пастыря с паствою, зане Ты еси всех благих вина, Ты еси сила немощным, Ты еси Помощник безпомощным, Ты еси врач душам и телесем, Спаситель, чаяние, и живот, и воскресение, и вся, яже к вечному, спасительному бытию сочетавый нам, Ты вся, яже хощеши, можеши: избави убо, сохрани, покрый и огради нас. Ты убо, Господи, даждь сему председящему область и благодать решити, яже подобает решити, и вязати, яже подобает вязати. И Церковь Христа Твоего избранником Твоим умудри и яко добру невесту сохрани ю. Ты бо Всесилен и Вседержитель Бог еси, и Твое есть Царство и сила и слава Отца и Единородного Твоего Сына и Всесвятаго и Благаго и Животворящего Твоего Духа".

Далее протодиакон произнес "Великую похвалу", в которой поминаются все Предстоятели Поместных Православных Церквей. Во время чтения "похвалы" присутствовавшие Предстоятели, каждый в свой черед, благословляли молящихся. Затем в Храме Христа Спасителя продолжилось совершение Божественной литургии святителя Иоанна Златоуста.

По запричастном стихе было оглашено Послание Поместного Собора возлюбленным о Господе пастырям, честным инокам и инокиням и всем верным чадам Русской Православной Церкви.

По окончании Литургии митрополит Минский и Слуцкий Филарет и митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий возложили на Патриарха мантию. Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, вручая Патриарший куколь Предстоятелю Русской Церкви, сказал: "Ваше Святейшество! Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл! Ныне, изволением Поместного Собора Русской Православной Церкви, преподается тебе сей "шлем надежды спасения" (1 Фес. 5:8). Ангелы, чьи лики осенят твое чело, да предстательствуют перед Престолом Вседержителя с молитвой о благоуспешности твоего служения. Крест Христов, венчающий твою главу, да будет тебе напоминанием о жертвенном подвиге Патриаршества, совершаемом во имя любви к Богу и Церкви. Возложи его на свою главу с твердым упованием на Пастыреначальника, умершего за нас и воскресшего. И да утвердит тебя в предстоящем служении всесильная десница Божия". Затем куколь был возложен на главу Патриарха Кирилла.

Митрополит Киевский и всея Украины Владимир вручил Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу Патриарший жезл – посох святителя Петра, митрополита Московского. На время интронизации этот древний посох был принесен в Храм Христа Спасителя из Оружейной палаты – места его постоянного хранения. Перед вручением жезла Блаженнейший митрополит Владимир сказал: "Ваше Святейшество, дорогой Святейший Владыко! В сей радостный день, в который Церковь наша обрела нового, шестнадцатого Патриарха Московского и всея Руси, от лица Поместного Собора, совершившего сие избрание, торжественно вручаю Вашему Святейшеству посох Первосвятителей Московских. Этот священный посох принадлежал некогда святителю Киевскому и Московскому Петру, чудотворцу, перенесшему Первосвятительскую кафедру в сей град. И ныне, вручая в Ваши руки древний посох, мы уповаем, что, подобно прославленным в лике святых Первосвятителям Московским, неустанно трудившимся над созиданием и благоустроением Церкви Христовой, Вы станете продолжателем их служения, упрочившего единство Святой Руси – духовной общности многих народов, промыслом Божиим начавшей бытие во святой Киевской купели. Мы все обещаем Вам, что по мере сил, каждый на своем месте, будем помогать Вашему Святейшеству в этом святом делании. Посох есть знак странствия. Он помогает в пути посланнику, грядущему для исполнения своей миссии. Предстоятель Церкви призван являть образ апостольства, образ подражания Христу, Которого "Бог послал в мир… чтобы мы получили жизнь через Него" (1 Ин. 4:9). Вручение Вам сего посоха есть выражение готовности всей Церкви идти за Вами, трудиться под Вашим началом, дабы слава имени Божия распространялась по всем концам земли. Вверяя ныне Вам сей посох, вся Полнота нашей Церкви свидетельствует не только о великой чести Первосвятительства, но и об особом доверии. Миллионы людей смотрят ныне на Вас с радостью и надеждой. Приимите же, Святейший Владыко, жезл сей, и да будет он для всей Церкви нашей жезлом наследия Божия (Иер. 10:16), жезлом правости (Пс. 44:7), жезлом благоволения (Зах. 11:7)".

Приняв жезл, Патриарх Кирилл благословил народ, глаголя: "Да сохранит Христос Бог вся вы Своею Божественною благодатию и человеколюбием, всегда, ныне и присно, и во веки веков". Его Святейшество обратился ко всем собравшимся в соборном храме с Первосвятительским словом, отметив, в частности: "Нет и не может быть в жизни Патриарха ничего личного, частного: он сам и вся его жизнь без остатка принадлежат Богу и Церкви, его сердце болит о народе Божием, особенно же о тех, кто отпал от церковного единства и кто еще не обрел веру. Патриаршее служение является особым духовным подвигом. Этот подвиг невозможно нести в одиночку или при поддержке ограниченного круга единомышленников. В этот подвиг через молитвенное общение и соборное делание вовлекается весь епископат, вся полнота Церкви со всем многообразием дарований, присущих ее членам. Посему, сознавая свое недостоинство, с большим внутренним трепетом восхожу я ныне на горнее патриаршее место, смиренно поручая себя молитвенному предстательству пред престолом Божиим моим святым предшественникам святителям Киевским и Московским".

Затем к Патриарху Кириллу, Предстоятелям и представителям Поместных Православных Церквей, участникам Поместного Собора Русской Церкви и всем пришедшим во храм обратился Президент России Дмитрий Медведев. "Уважаемые Предстоятели Поместных Православных Церквей, Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, участники Поместного Собора, уважаемые дамы и господа, дорогие друзья! Прежде всего позвольте мне искренне поздравить Ваше Святейшество со вступлением на Первосвятительскую кафедру Патриарха Московского и всея Руси, – сказал Президент России. – Это огромное событие в жизни нашей страны, в жизни всех православных народов. Это событие, которое открывает иную эпоху развития Православия в нашей стране и создает, мы надеемся, новые условия для полноценного солидарного, как Вы только что сказали, диалога между Русской Православной Церковью и государством. Служение Патриарха – действительно исключительно сложное. И подвиг Патриаршества, который совершался на Руси прежде, был свидетельством исключительно внимательного, особого отношения к своему народу, его защиты в очень сложных, порой трагических обстоятельствах. И сегодня, когда Россия развивается, когда мир остается столь же противоречивым и несет на себе такую же печать проблем, как и многие века назад, совместная работа, работа между государством и Русской Православной Церковью будет обязательно востребована. Россия – сложное государство, где живут люди разных народов, разных верований. В этом смысле миссия Патриарха Московского и всея Руси также является особенной".

К Предстоятелю Русской Православной Церкви обратил слово приветствия Блаженнейший Патриарх Александрийский Феодор, отметив, в частности: "Мы пустились в путь, чтобы принять участие в радости Вашего возведения на Святейший Престол Патриарха Московского и всея Руси, который прославили Ваши святые предшественники Петр, Алексий, Филипп, Иона, Ермоген и Тихон, молитвами которых да дарует Вам Господь Бог долготу дней, крепкое здравие духовное и телесное, силу могучую во исполнение Вашего Патриаршего служения, а также изобильное плодоношение на благо Святейшей Русской Церкви и Святой, Соборной и Апостольской Церкви, которой все мы посильно служим".

Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу было возглашено многолетие. К хору, поющему "Многая лета", присоединили свои голоса священнослужители и богомольцы.

Русская линия

 

В Кремле состоялся приём в честь архиереев - участников Поместного Собора Русской Православной Церкви

Сегодня, 2 февраля, по случаю интронизации Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, в Большом Кремлёвском дворце состоялся приём от имени Президента России Дмитрия Медведева в честь архиереев – участников Поместного Собора Русской Православной Церкви, сообщает официальный сайт Президента России. В мероприятии приняли участие Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Президент России Дмитрий Медведев.

Глава Российского государства, выступая с вступительной речью, напомнил, что несколько дней назад завершил работу Поместный Собор Русской Православной Церкви, избравший Предстоятеля Русской Православной Церкви. "Я рад видеть сегодня в Кремле участников Поместного Собора и рад ещё раз поздравить Вас, Ваше Святейшество", – сказал Президент России, обращаясь к Патриарху Кириллу.

"Со времени предыдущего Поместного Собора в жизни нашей страны произошли перемены исторического масштаба. В обновлённой России отношения государства и Церкви строятся на основе конституционных принципов свободы совести и вероисповедания, невмешательства государственных органов в деятельность религиозных организаций и в то же время на основе признания государством огромного вклада Церкви в становление российской государственности, в развитие национальной культуры и в утверждение духовно-нравственных ценностей в обществе. Мы высоко ценим осуществляемое Церковью социальное, просветительское, миротворческое служение и её усилия по укреплению межрелигиозного диалога, межнационального диалога, мира и согласия в нашей стране", – заявил Дмитрий Медведев.

"Принципиально важно, что в Поместном Соборе приняли участие представители всех стран, где Церковь несёт свою высокую духовную миссию. Мы поддерживаем её усилия по укреплению братских связей между Россией и народами ближнего зарубежья. Нас разделяют государственные границы, но у нас общее прошлое и общая историческая судьба. К выборам Патриарха Церковь подошла сильной, восстановившей свою целостность и каноническое единство. Огромная заслуга в этом принадлежит Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II и митрополиту Лавру и, конечно, всем вам, всему православному духовенству. Подписание в мае 2007 года в Москве Акта о каноническом общении между Московским Патриархатом и Русской Православной Церковью за границей положило конец трагическому разделению русского народа и придало одновременно решающий импульс консолидации русского мира, ещё крепче связало наших соотечественников по всей земле", – отметил Президент России.

"В основе всех наших достижений и побед, представлений об уверенном развитии государства в будущем лежит нравственная сила российской нации, вера в идеалы добра, любви и справедливости. Источником этой силы на протяжении многих веков является Русская Православная Церковь. Без всякого сомнения, так будет и впредь", – выразил уверенность российский лидер.

Со своей стороны, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал: "Ваше превосходительство, глубокоуважаемый Дмитрий Анатольевич, Президент Российской Федерации! Позвольте от лица епископата, клира и мирян, Русской Православной Церкви, от лица членов Поместного собора сердечно поблагодарить Вас за внимание, которое государственная власть России проявила к этому большому событию, за ту помощь, которая была оказана".

"Благодарю Вас сердечно за слова, которые Вы сейчас произнесли, – продолжил Святейший, обращаясь к Президенту. – Как в капле воды отражается солнце, так в этих словах отражён весь наш опыт церковно-государственных отношений. Это сложный опыт, его истоки – в Византии, когда лучшие умы Церкви и лучшие умы государства работали над формированием церковно-государственной модели отношений. Тогда они использовали для описания этой модели замечательное слово "симфония", которое по-русски мы употребляем с другим ударением. Так вот, симфония предполагает гармоническое сочетание интересов, распределение ответственности. И очертания этой симфонии запечатлены в каноническом придании Православной Церкви. Наверное, в идеале эти отношения никогда не были реализованы по многим обстоятельствам, но они всегда были примером".

"Русская Православная Церковь прошла тяжелейшим путём многих исторических событий, перипетий, трудностей, и ни о какой симфонии не могло быть речи тогда, когда волей государственной власти было ликвидировано патриаршество. Не могло быть речи тогда, когда власть стала гонителем Церкви. В новых условиях мы сознаём невозможность осуществления этого идеала, который родился в I тысячелетии, но с другой стороны, мы, как Церковь, сознаём необходимость, чтобы дух симфонии направлял наши мысли и дела в построении модели церковно-государственных отношений", – отмечает Предстоятель Русской Церкви.

"Мы живём в современном демократическом государстве, и те братья наши и сёстры, которые живут в иных государствах, а их много среди нас, также существуют в той системе права, которая сегодня является общепризнанной. Общепризнанными являются и те принципы, которые заложены в нашу государственную Конституцию. Поэтому дух симфонии, но не буква, должны реализовывать себя в рамках того законодательного поля и на основе тех конституционных положений, которые существуют. Это открывает замечательную перспективу развития церковно-государственных отношений таким образом, чтобы ни государство, ни Церковь, не вмешиваясь в дела друг друга, уважали взаимно позицию друг друга по этим внутренним делам и одновременно выстраивали широкую систему взаимодействия, диалога и сотрудничества. Это и происходит сегодня в России и во многих других государствах, где осуществляет своё служение Русская Православная Церковь", – считает Патриарх Кирилл.

По его словам, "взаимодействие Церкви и государства в тех областях, которые имеют, в том числе, и отношение к внутренней, духовной жизни человека, к его нравственности, к его мироощущению, к его пониманию жизни, являются очень важными". "Потому что послание Церкви – это нравственное послание, это призыв к чистоте, праведности, к святости, это призыв к добру, к снисхождению, это призыв к тому, чтобы сердца наши были открыты друг другу. Если эти возвышенные нравственные идеи будут осуществляться в рамках конкретного взаимодействия, в том числе Церкви и государства, то мы совместными усилиями будем помогать современному человеку справляться с теми огромными вызовами, с теми многочисленными стрессами, с теми большими проблемами, которые перед ним возникают", – выразил уверенность Первоиерарх Русской Церкви.

"Государство заботится о земном, Церковь заботится о небесном. Невозможно представить небо без земли и землю без неба. И земля, и небо образуют гармонию божественного бытия, божественного творения. Дай Бог, чтобы сочетание небесного и земного, усилия церковные и усилия государственные были направлены на духовное и материальное процветание людей", – пожелал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Русская линия

 

Виктор Черномырдин опроверг слухи о своей возможной отставке

Посол Российской Федерации в Киеве Виктор Черномырдин в крайне эмоциональной манере опроверг слухи о своей возможной отставке и назначении главой российской дипмиссии на Украине губернатора Московской области Громова.

«Говорите дыма без огня не бывает? – переспросил Черномырдин у корреспондента «Нового Региона», попросившего прокомментировать слухи, появившееся в конце прошлого года в российской и западной прессе. – Не было никакого огня. Один лишь дым. Видимо, у некоторых журналистов в голове что-то перемкнуло. Особенно у «Нового Региона» и «Росбалта»», – неожиданно резко отреагировал на вопрос Черномырдин.

«Назначение и отзыв послов – прерогатива президента, – заявил Виктор Черномырдин. – Вот отзовут, тогда и уеду. А все эти разговоры про моих преемников – это фантазии, пустое занятие».

Заметно похудевший Виктор Черномырдин заявил, что прекрасно себя чувствует и находится в хорошей форме. «Себя я чувствую нормально, как видите, – заявил посол. – Вот даже загорел. Тут главное не пригореть. Так что не надо обо мне беспокоиться. Я работал, работаю и буду работать! До конца!».

Русские на Украине

 

Председатель Совета Федерации Сергей Миронов встретился с первым заместителем Председателя Верховного совета Крыма Сергеем Цековым

По отзывам участников встречи, разговор состоялся откровенный, речь шла о самых  актуальных проблемах, волнующих сегодня российских соотечественников, проживающих в Крыму: о ходе реализации Государственной программы по содействию добровольному переселению соотечественников в Российскую Федерацию, о совершенствовании российского законодательства по вопросам взаимодействия с соотечественниками за рубежом. Были обсуждены и такие вопросы, как сотрудничество России и Украины в энергетической сфере, будущее российского Черноморского флота, проблемы сохранения русского языка и культуры в Крыму.

"На сегодняшний день из стран ближнего и дальнего зарубежья переехало около 8 тыс. участников Государственной программы по содействию добровольному переселению соотечественников и членов их семей, - заявил по окончании встречи Сергей Миронов, - конечно, это мало. Особенно если учесть, что закон "О гражданстве Российской Федерации" избавляет их от сбора множества справок, от изнурительных хождений по кабинетам и поборов на каждом шагу. Реализация Госпрограммы должна быть активизирована. Кстати, партия "Справедливая Россия" настаивает на расширении перечня российских регионов, принимающих переселенцев. Нужно также распространить действие Госпрограммы не только на переселенцев, претендующих на трудовые вакансии, но также на предпринимателей, высококвалифицированных рабочих и производственных менеджеров, на соотечественников, заключивших контракт на службу в российской армии".

"Кроме того, "Справедливая Россия" выступает за распространение условий и преференций Госпрограммы еще и на тех, кто уже переехал в Россию самостоятельно, обустроился, но не может урегулировать свой правовой статус из-за бюрократических препон, - отметил он. - 31 декабря прошлого года истек срок действия части 4 статьи 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации", сокращавший для таких людей путь к гражданству до 6 месяцев. Этот срок нужно либо продлить, либо создать гибкий правовой режим, регулирующий облегченный доступ таких лиц к получению российского гражданства. В период экономического кризиса государство просто не вправе бросать их на произвол судьбы".

mironov.ru

 

В Госдуме России обсудили проект закона о противодействии реабилитации нацистов и их пособников

На прошлой неделе в Москве состоялось заседание рабочей группы, созданной в Государственной Думе, по подготовке проекта федерального закона «О мерах Российской Федерации по противодействию реабилитации нацизма, нацистских преступников и их пособников в новых независимых государствах – бывших республиках Союза ССР», на котором присутствовали депутаты Государственной Думы, политические эксперты, историки, работники архивов.

В состав рабочей группы от Украины вошел народный депутат Украины Вадим Колесниченко, автор аналогичного закона «О запрещении реабилитации и героизации фашистских коллаборационистов 1933-1945 гг.», который был внесен в Верховную Раду Украины 15 января 2009 года.

«Создание рабочей группы по проблеме реабилитации и героизации нацистских коллаборационистов имеет очень большое значение, - говорит народный депутат Украины В. Колесниченко. - Ведь в последнее время активизация пронацистских настроений в бывших республиках Советского Союза вызывает огромное беспокойство. Преступления национал-социалистического режима фашистской Германии и их пособников, базировавшихся на идеологии расизма, антисемитизма, шовинизма, социального дарвинизма, идеализации нордической расы – ужасны, и до этого времени не поддаются осознанию. Именно поэтому, человечество сформировало ряд международных принципов приоритета и уважения прав человека, объявило преступными и запретило деятельность и организации, основанные на национал-социалистических и фашистских идеалах. Деятельность фашистских коллаборационистов и лиц, которые боролись против антигитлеровской коалиции, осуждена Приговором Нюрнбергского трибунала и международным законодательством».

«Однако в республиках бывшего Советского Союза, к сожалению, законодательная база, которая могла бы снять социальное напряжение в вопросе героизации и реабилитации фашистских коллаборационистов, способствовать воспитанию общественной морали в духе гуманизма и уважения к правам человека, создать реальные условия и юридические основания для привлечения к ответственности должностных лиц виновных в разворачивании фашизма и нетерпимости, до сих пор не разработана».

«Поэтому важным шагом по направлению к борьбе с фашизмом и нацизмом является сотрудничество в законодательной сфере бывших республик, вместе переживших тяжелые годы Великой отечественной войны», - говорит Вадим Колесниченко.

Пресс-служба народного депутата Украины Колесниченко В.В.

 

КОММЕНТАРИИ

 

Виктор Черномырдин: «Не удивлюсь, если на Украине поставят памятник Гитлеру»

Посол Российской Федерации в Киеве Виктор Черномырдин, выступая на пресс-конференции в Москве, подверг жесткой критике курс украинского руководства на героизацию «предателей и фашистов» и заявил, что не удивится, если в скором времени на Украине откроют памятник Адольфу Гитлеру.

«Мне непонятны многие поступки украинского руководства, – заявил Виктор Черномырдин. – Эта странная история с празднованием годовщины Конотопской битвы, например… Но разве это – только это? Они подняли на щит Бандеру, всяких предателей, получавших награды от немецких фашистов. Это как понять? Ну ладно там Мазепа… 300 лет прошло – там трудно разобраться. Но и он предатель, хотя в Полтавской битве и не участвовал. Но мне не понятна сама позиция украинского руководства. Когда они предлагают установить памятник Карлу XII в Полтаве – это ладно, это их дела. Но, между прочим, когда они предложили поставить памятник Мазепе в Стокгольме – шведы обалдели. Они и Карла-то своего терпеть не могут. Если так все пойдет, они там скоро памятник Гитлеру поставят. Он ведь тоже Украину «освобождал». Больно и стыдно от всего этого».

Вместе с тем Виктор Черномырдин отметил, что антироссийский курс украинского правительства никак не сказывается на отношении простых украинцев к России и россиянам.

«Отношение людей к России очень неплохое, – отметил посол. – Я часто бываю в регионах, встречаюсь с простыми людьми, и ни разу не было, чтобы кто-то сказал что-то непотребное в адрес России. И в Западной Украине нет оголтелых антироссийских настроений».

«Политики могут говорить все, что угодно, однако у простых людей свое видение отношений между странами», – заключил Виктор Черномырдин.

ИА «Новый регион»

 

Виктор Черномырдин: «Не вижу смысла обсуждать с Ющенко будущее Черноморского флота»

Москва не планирует в ближайшее время вступать в переговоры с Киевом по поводу размещения в Севастополе российского Черноморского флота. Об этом, как передает корреспондент РИА «Новый Регион», на пресс-конференции в Москве заявил посол РФ на Украине Виктор Черномырдин. При этом он отметил, что не видит смысла обсуждать сейчас договор, действие которого заканчивается только в 2017 году.

«Я участвовал в создании и подписании так называемого Большого договора с Украиной 10 лет назад, согласно которому Черноморский флот останется в Севастополе до 2017 года, – напомнил Виктор Черномырдин. – В то время мы не вполне себе представляли, как предусмотреть все нюансы, как правильно разделить имущество. Поэтому была создана специальная двухсторонняя комиссия, которая занимается исключительно вопросами Черноморского флота. В отличие от некоторых других комиссий, эта действует на постоянной основе. Там есть масса проблем для обсуждения – и по земле, и по маякам, и по базированию, и по прохождению. Все эти вопросы комиссия рассматривает».

Вместе с тем Виктор Черномырдин высказал мнение, что в связи с тем, что до окончания срока действия договора остается еще довольно много времени, он не видит смысла в обсуждении его будущего с президентом Украины Виктором Ющенко.

«Что касается базирования российского Черноморского флота, то в договоре четко записано – до 2017 года, – напомнил Виктор Черномырдин. – И пока мы этот вопрос не поднимаем. А зачем? До конца договора осталось почти десять лет».

Комментируя заявления украинских политиков, которые предлагают пересмотреть договор, Черномырдин заявил: «Я вот что на это скажу: ничего и никому мы докладывать не собираемся. У нас почти 10 лет в запасе – еще успеем разобраться. Вот придет 2017 год – а там видно будет».

ИА «Новый регион»

 

Сергей Проваторов: Свою цель сторонники автокефализации канонической Православной Церкви заявляют практически открыто, началось «укатывание» общественности

После избрания нового Патриарха Русской Православной Церкви, на Украине наступает новая фаза продвижения идеи автокефализации, то есть, отделения канонической Православной Церкви от РПЦ, - считает председатель Правления Всеукраинского союза общественных организаций «Русское содружество» Сергей Проваторов: «Свою цель сторонники автокефализации канонической Православной Церкви на Украине заявляют практически открыто, пусть и не устами лиц из числа Священноначалия, но посредством «выражения мнений» различными причастными к ней лицами или информированными политологами».

«Сторонниками автокефализации начата новая фаза - активного «укатывания» общественности. Это нужно, по мнению сторонников отделения УПЦ от Русской Православной Церкви, для того, чтобы сделать процесс автокефализации «эволюционно вызревшим» и «действительно необратимым» - говорит Сергей Проваторов.

Например, как стало известно из средств массовой информации, 30 января 2009 г., во время пресс-конференции, представитель Отдела внешних церковных связей УПЦ МП протоиерей Николай Данилевич, как это интерпретируют некоторые СМИ, в частности – российский ИА «Новый Регион», «дал понять», что, якобы, «новый Предстоятель Русской Православной Церкви может «дать независимость Украинской Православной Церкви, если увидит, что большинство священников и мирян выступают за такой статус УПЦ».

В частности цитируются слова, якобы сказанные протоиереем Николаем Данилевичем о новоизбранном Патриархе Русской Православной Церкви и подтверждающие этот «посыл»: «Он не будет делать так, что нельзя автокефалии, потому что нельзя. Если он увидит, что тут будут именно такие настроения преобладать... он будет на это идти. Если он увидит, что тенденции будут на сохранение единства с Русской Церковью, конечно, он будет это отстаивать … Он будет защищать интересы Церкви, он не будет проводником государственных идей. Конечно, он будет учитывать государственный фактор страны, в которой он является Патриархом, однако, вместе с тем, его паства находится во многих странах. Соответственно, он должен быть выше вот этого политического контекста. Как лично зная митрополита Кирилла, могу сказать, что у него есть все задатки, чтобы встать выше вот этого российского контекста».

«Непонятно, почему, основываясь на каких «тайных знаниях» целый ряд лиц в последнее время рассуждает о том, что новый Святейший Патриарх не будет стоять на пророссийских государственничесих позициях, или даже «вступит в конфликт с высшей российской властью» - считает Сергей Проваторов. – Для подобных рассуждений нет, да и не должно быть никаких оснований! Мы видим в новом Святейшем Патриархе не меньшего, а может и большего сторонника единства Церкви, чем был его предшественник. А единство Русской Православной Церкви требует также и мира с российским государством, а не конфронтации. Когда я говорю «мира», это не значит, что Церковь должна подчиниться светскому государству. Но мир между государством и Церковью в России – это единственный залог единства Русской Православной Церкви. А оно, это единство, в свою очередь является залогом единства Русского Мира».

Как прокомментировал председатель Правления Объединения «Русское содружество» публикацию «Нового Региона», из приведенных слов протоиерея Николая Данилевича не видно, чтобы он заявлял о том, что «новый Предстоятель Русской Православной Церкви Кирилл может дать независимость Украинской Православной Церкви, если увидит, что большинство священников и мирян выступают за такой статус УПЦ», как об этом пишет корреспондент «Нового Региона». Однако, из контекста других публикуемых «Новым Регионом» комментариев видно, что процесс продвижения автокефализации как «идеи канонической» запущен.

Например, приводятся слова «украинского политолога» Константина Матвиенко, который считает, что процесс отдаления УПЦ от Московского Патриархата «необратим»: «Перед Поместным собором в Москве в Киеве было совещание делегатов от Украины. Был вынесен проект резолюции, где участники украинской делегации обращались к Собору с просьбой подтвердить права широкой автономии УПЦ. Против этого выступило только три митрополита. Резолюция не была поставлена на голосование. Однако Собор в Москве подтвердил этот автономный статус. А если бы не подтвердил, мог бы возникнуть правовой вакуум. Наиболее логичным выходом из вакуума было бы возвращение к предыдущему статусу УПЦ – экзархату. То, что Собор в Москве подтвердил автономный статус, – думаю, это была кулуарная договоренность между митрополитом Кириллом и митрополитом Владимиром. В результате Поместный собор полностью утвердил права широкой автономии. На Украине в Московском Патриархате новое поколение священников полностью ориентируются на автокефалию».

Следует обратить внимание, что подобные публикуемые комментарии – технологический ход, цель которого – готовить общественное мнение к восприятию «необратимости» позиции «нового поколения священников, полностью ориентированного на автокефалию» - считает Сергей Проваторов: «Ведь если общество будет со всех перекрестков информпространства слышать о том, что «священство за автокефалию», что «процесс автокефализации необратим», что, якобы, «Патриарх готов предоставить автокефалию, если священники и миряне буду «за» - многие поверят, что все это правда. А поверив, не придадут значения той информации, которая будет свидетельствовать о насильственной украинизации и автокефализации канонической Церкви на Украине. Этого нельзя допустить. Нужна ясность в позиция Священноначалия УПЦ и еще большая ясность в позиции Святейшего Патриарха и Синода Русской Православной Церкви».

Как бы в дополнение к вышесказанному К.Матвиенко, «Новым Регионом» публикуются и слова, приписываемые преподавателю Киевской духовной семинарии УПЦ МП Владимира Берего, заявившего «Новому Региону», что однозначного преобладания сторонников независимости от Москвы в Украинской Церкви нет: «Однозначности нет. Есть очень серьезные разномыслия среди УПЦ. Сказать, какая «партия» количественно преобладает, достаточно сложно. Есть люди, стремящиеся принципиально за автокефалию, есть люди за сохранение нынешнего статуса, а есть и те, кто считают и нынешний статус избыточным, настаивая на возвращении к экзархату… Сейчас главная задача УПЦ – сохранить баланс между всеми этими направлениями, найти какой-то средний путь. С точки зрения канонической, у нас есть все, чтобы быть автокефальной Церковью. Но у нас нет внутреннего единства, чтобы этот вопрос ставить, он преждевременный, все должно эволюционно вызреть».

То есть, если принимать эти публикации за «чистую монету», представители священства УПЦ всерьез рассуждают о том, что автокефалия УПЦ, то есть – отделение ее от РПЦ, должна «вызреть эволюционно», а следовательно, они указывают «направление для дальнейшей работы». И «главной задачей автокефалистов» здесь видится именно обработка общественного мнения и продолжение усиления «партии нового поколение священников полностью ориентированных на автокефалию». И, как следствие, следует ожидать эскалации нападок на ту часть священства, которая придерживается позиций единства РПЦ. О множестве таких фактов рассказывали участники состоявшегося в Киеве 21 января Всеукраинского собрания представителей православной общественности, рассказывает Сергей Проваторов: «В частности, как свидетельствуют многие участники собрания православной общественности в Киеве 21 января, усиливаются гонения на священников, сторонников единства Русской Православной Церкви. Например, в Конотопской епархии отстраняется от руководства Софрониевой пустынью архимандрит Герман Тимоник, который, практически, милостью Божией и своими трудами поднял этот монастырь из праха. Я знаю отца Германа еще по его служению в Полтаве, в Крестовоздвиженском монастыре. И считаю, что если начали отстранять таких священников как архимандрит Герман, значит в УПЦ серьезные проблемы, и проблемы вовсе не канонического, а именно политического порядка, и инспирируются они именно сторонниками автокефализации».

Но главный «лейтмотив» всех этих рассуждений, публикуемых сейчас в СМИ и имеющих целью продвижения идеи автокефалии УПЦ, раскрыт в приводимых «Новым Регионом» словах игумена Лонгина (Чернухи), «который заявил корреспонденту агентства, что не разделяет точку зрения тех верующих, которые категорически заявляют о невозможности автокефалии УПЦ: «Есть каноны, по которым возможна автокефалия. Но в их лице (таких верующих, – ред. ИА «НР») автокефалия вообще невозможна. Они руководствуются не учением Церкви, а пониманием политической ситуации, которая сложилась между Украиной и Россией».

Получается, что для игумена Лонгина «автокефалия УПЦ ВОЗМОЖНА», уже по тому, хотя бы, что есть каноны ее позволяющие.

Таким образом, подтверждается вывод, сделанный Сергеем Проваторовым о том, что свою цель сторонники автокефализации канонической Православной Церкви на Украине заявляют практически открыто, а теперь ими начата новая фаза - активного «укатывания» общественности… Это нужно, по мнению сторонников отделения УПЦ от Русской Православной Церкви, для того, чтобы сделать процесс автокефализации «эволюционно вызревшим» и «действительно необратимым», тем более, что всегда можно найти некие «канонические права».

И если сторонники автокефализации канонической Православной Церкви на Украине считают необходимым подталкивать «эволюцинное вызревание» автокефалии и заявляют о том, что она «действительно необратима», православная и русская общественность должны сделать все, чтобы не допустить развития этих негативных процессов, - считает председатель Правления «Русского содружества» Сергей Проваторов: «Разделение русской Православной Церкви на собственно Русскую и «Украинскую» - будет очередным, вслед за разделением СССР, разрушением основ общерусского и восточнославянского единства. После отделения от РПЦ, то есть после предоставлении канонической Церкви на Украине прав автокефалии, говорить о духовном единстве Русского Мира, и вообще о каком-то «единстве двух народов – русского и украинского» не будет целесообразно».

Информцентр Объединения «Русское содружество»

 

ВЫСТУПЛЕНИЯ

 

Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла после интронизации 1 февраля 2009 года в соборном Храме Христа Спасителя

Ваши Блаженства, Предстоятели и представители Святых Божиих Церквей! Глубокоуважаемый Дмитрий Анатольевич Медведев, Президент Российской Федерации! Глубокоуважаемый Владимир Владимирович Путин, Председатель Правительства Российской Федерации! Глубокоуважаемые главы и представители государств, православные народы которых пребывают в лоне Московского Патриархата, представители иных стран! Преосвященные собратья архипастыри! Всечестные отцы, матушки игумении, дорогие во Христе братья и сестры!

Изволением Святого Духа и членов Поместного Собора Церкви нашей ныне был я недостойный возведен собратьями моими на престол Патриархов Московских и всея Руси и из их рук получил знаки патриаршего достоинства. Ваши молитвы, ваши добрые лица напутствуют меня сегодня перед началом Патриаршего поприща, которое не может быть ни легким, ни беспрепятственным. Господь и Церковь возлагают на меня тяжкий крест, несение которого требует полной самоотдачи и полного посвящения себя тому служению, к которому ныне я был призван через троекратное посаждение на Патриарший престол. Неслучайно на плечи Патриарха возлагается великий параман – символ отречения от всего, что не есть патриаршее служение, символ готовности быть верным Богу до конца, через предание себя в послушание Его воле по образу Того, Кто "смирил Cебя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной" (Флп. 2. 8).

Нет и не может быть в жизни Патриарха ничего личного, частного: он сам и вся его жизнь без остатка принадлежат Богу и Церкви, его сердце болит о народе Божием, особенно же о тех, кто отпал от церковного единства и кто еще не обрел веру. Патриаршее служение является особым духовным подвигом. Этот подвиг невозможно нести в одиночку или при поддержке ограниченного круга единомышленников. В этот подвиг через молитвенное общение и соборное делание вовлекается весь епископат, вся полнота Церкви со всем многообразием дарований, присущих ее членам.

Посему, сознавая свое недостоинство, с большим внутренним трепетом восхожу я ныне на горнее патриаршее место, смиренно поручая себя молитвенному предстательству пред престолом Божиим моим святым предшественникам святителям Киевским и Московским. Мой мысленный взор обращается также к Святейшим Предстоятелям Церкви нашей, особенно же к тем, кто нес это служение в новейшее время, начиная со святителя и исповедника Тихона и кончая приснопамятным Святейшим Патриархом Алексием Вторым.

Патриарх – хранитель внутреннего единства Церкви и вместе с собратьями по епископату блюститель чистоты веры. Воспринимаю как особый знак Божий то, что Патриаршая интронизация совершается сегодня, в день памяти святителя Марка Ефесского – дерзновенного защитника и поборника православной веры. Задача Патриарха - не допускать перерастания разномыслий, которым по слову апостола "надлежит быть" (1Кор. 11. 19), в расколы, нестроения и лжеучения. Патриарх должен заботиться о том, чтобы каждая личность во всей ее неповторимости находила свое место в церковном организме и, в то же время, чтобы разномыслия не нарушали духа любви и не ослабляли общих усилий по созиданию дома Божия. "В главном – единство, во второстепенном – свобода, во всем – любовь", – эти слова святого Викентия Леринского должны оставаться руководящим принципом церковной жизни.

Патриарх – защитник внешних канонических рубежей Церкви. Это служение приобретает особое значение в той ситуации, которая возникла после образования независимых государств на пространстве "исторической Руси". Уважая их суверенитет и радея о благе каждого из этих государств, Патриарх в то же время призван заботиться о сохранении и укреплении духовных связей между населяющими их народами во имя сбережения той системы ценностей, которую являет миру единая православная цивилизация Святой Руси.

Особой заботой Патриарха станет церковная проповедь духовно-нравственных идеалов применительно к реалиям современной жизни. Свидетельство об истине и красоте Православия может быть принято и усвоено только тогда, когда люди ясно поймут значение этого свидетельства для своей личной, семейной и общественной жизни и научиться сопрягать вечные Божественные слова с реальностями повседневной жизни, с ее заботами, радостями и скорбями.

Соединить православную веру и евангельскую мораль с повседневными мыслями, чаяниями и надеждами людей означает помочь им ответить на сложнейшие мировоззренческие и этические вопросы современности. Вера станет понятной и реально востребованной, несмотря на всю множественность и противоречивость существующих в обществе взглядов и убеждений тогда, когда человек осознает и глубоко прочувствует несомненную правоту и силу того послания, которое Cам Бог передает людям через Cвое Откровение. Не может человеческая мысль и человеческое слово быть сильнее Cлова Божия. И если эта очевидная истина не становится очевидной для многих людей, то означает сие только то, что красота и убедительность Божественного Слова помрачается тем, что сегодня мы называем "человеческим фактором".

Свидетельство Церкви миру предполагает не только проповедь с церковной кафедры, но открытый, доброжелательный и заинтересованный диалог, в котором обе стороны и говорят, и слушают. Через такой диалог истины веры становятся по меньшей мере понятными, ибо входят в творческое и живое соприкосновение с мыслями и убеждениями людей. Церковь же обогащает себя через такой диалог знанием того, что представляет из себя современный человек с его образом мыслей и вопрошаниями к Церкви.

Такой диалог способствует также большему взаимопониманию между людьми разных взглядов и убеждений, включая убеждения и религиозные, и содействует упрочению гражданского мира и согласия в наших обществах и государствах. В рамках доброжелательного диалога и сотрудничества на конституционной основе должны развиваться и церковно-государственные отношения, служа благу Церкви и государства, служа благу народа.

Предстоятель каждой Поместной Церкви призван вместе с собратьями из других Церквей заботиться о единстве Вселенского Православия. Благодаря за совместную молитву находящихся здесь Первоиерархов и представителей Святых Православных Церквей, свидетельствую, что всегда буду открыт к диалогу с Церквями-Сестрами и к совместным усилиям, которые помогли бы нам укрепить и усовершенствовать всеправославное сотрудничество, добиться большей координации пастырских и миссионерских усилий.

Предметом нашей особой заботы станет молодежь, которая сегодня особенно остро нуждается в духовном руководстве. В эпоху нравственного релятивизма, когда пропаганда насилия и разврата похищает души молодых людей, мы не можем спокойно ждать, когда молодежь обратится ко Христу: мы должны идти навстречу молодым людям – как бы это ни было трудно для нас, людей среднего и старшего поколения, – помогая им обрести веру в Бога и смысл жизни, а вместе с этим и осознание того, что есть подлинное человеческое счастье. Сильная личность, сплоченная и многодетная семья, солидарное общество – все это следствие того образа мыслей и того образа жизни, которые проистекают из искренней и глубокой веры.

Наш христианский долг – заботиться о страждущих, о сиротах, о бедных, об инвалидах, о престарелых, о заключенных, о бездомных: обо всех, кому мы можем помочь обрести надежду. Голос Церкви должен стать в том числе и голосом слабых и лишенных власти, взыскующих справедливости.

Нам предстоит многие и нелегкие труды совершить. И сейчас я вспоминаю священные заветы первого и пятнадцатого Патриархов. "Доброе дело – украшать и воздвигать церкви, – писал святитель Патриарх Иов, – но если в то же время мы будем осквернять себя страстями, то Бог не пощадит ни нас, ни наших церквей". "Восстанет, как уже не раз бывало, из пепла и из бездны греховной новая Русь – Русь, давшая миру многих подвижников веры и благочестия, Русь, созидающая храмы в городах, весях и сердцах, Русь, сияющая всему миру правдой и любовью, Русь святая". Дай Бог, чтобы эти вдохновенные слова Святейшего Патриарха Алексия II стали пророческими.

Я сердечно благодарю всех собравшихся здесь на молитву. Надеюсь, что ваша молитвенная поддержка, как и ходатайство обо мне перед Богом всей Церкви, никогда не иссякнут. Ко всем архипастырям, пастырям и чадам Церкви нашей обращаю святые слова апостола Павла: "Братия, радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны, – и Бог любви и мира будет с вами" (2 Кор. 13. 11). Аминь.

Официальный сайт Русской православной церкви

 

ИНТЕРВЬЮ

 

Константин Затулин: Россия пришла к выводу, что Ющенко невменяем

Украинско-российские газовые баталии не оставили равнодушным никого. И в то время, как украинцы, считая свою победу в этом конфликте вполне обоснованной, полагают, что можно еще «повыступать», российская сторона таким гастролям отнюдь не рада. По словам депутата Госдумы Константина Затулина «как раз Украина дает поводы вспоминать о газовой войне, поскольку, по крайней мере, в умах вашей политической элиты она продолжается». О своем видении газовой ситуации, а также об отношении к Президенту Ющенко российский политик рассказал в интервью корреспонденту ForUm'a.

- Константин Федорович, в России все еще говорят о газовой войне с Украиной?

- Я бы задал встречный вопрос: а на Украине прекратились попытки усомниться в этих газовых договоренностях? По-моему, как раз Украина дает поводы вспоминать о газовой войне, поскольку, по крайней мере, в умах вашей политической элиты она продолжается. Я, например, не знаю, состоится или нет перенесенное на эту пятницу заседание СНБО. Но мы ведь знаем, что предпринимаются попытки поставить под сомнения эти договоренности. В силу этого полностью закрыть тему никак не получится.

В данный момент мы приняли к сведению заявления, в том числе со стороны критиков Тимошенко, которые обвиняют ее в сдаче национальных интересов, о том, что Украина не ставит под сомнения подписанные договоренности.

- Как вы думаете, учитывая договоренности Путина и Тимошенко, российско-украинские отношения теперь станут конструктивнее?

- Базируясь исключительно на том, что подписаны документы по газу, говорить о том, что во всех сферах российско-украинских отношений у нас стало конструктивнее, конечно, было бы наивно. У нас не один газ на уме. Нельзя исключать и другие сферы, в которых за время нахождения Ющенко у власти проблемы не разрешались, а только накапливались. Поэтому, я думаю, в полной мере говорить об изменениях климата российско-украинских отношений преждевременно. Эти изменения произойдут не раньше, чем на Украине будет окончательно решен вопрос «кто – кого». А это может произойти только по итогам выборов.

- Будет ли Россия на следующих президентских выборах в Украине делать ставку на Тимошенко?

- Нет. Я не думаю, что Россия будет делать какую-то ярко выраженную ставку на этих выборах. В том числе и потому, что вы же нас и критиковали за такие ставки в 2004-2005 годах.

На данный момент мы считаем, что Президент Ющенко превратился в персону нон-грата в российско-украинских отношениях, которым он навредил больше, чем кто-либо за всю историю раздельного существования Украины и России. Явно было бы странно думать, что кто-то в России будет ему сочувствовать. Все остальные открыты для диалога - и Тимошенко, и Янукович, и те третьи-четвертые силы, которые пытаются реализоваться.

- А Вы лично кого видите следующим Президентом Украины?

- Учитывая мою репутацию, которую мне усиленно создают на Украине, я бы не хотел оказывать кому-то медвежью услугу. Для кого-то эта моя рекомендация может стать основанием для того, чтобы задуматься и проголосовать, а для других - наоборот. Поэтому я сейчас не хочу высказываться на эту тему. Это преждевременно.

- Некоторые российские эксперты утверждают, что у Тимошенко и Путина общая цель - политическое уничтожение Ющенко. Вы с этим согласны?

- Мы здесь без голосования в Государственной Думе или где-то еще пришли к выводу, что Ющенко невменяем. Я считаю, любой разумный человек, не обязательно с российским или украинским паспортом, который судит по делам, а не по словам, должен был это понять.

Конечно, мы не вмешиваемся в этот вопрос, а просто наблюдаем за тем, как у Ющенко падает рейтинг, и видим, что нет никакой необходимости его поддерживать. Он не является нашим политическим партнером.

У Тимошенко свои внутриполитические цели. Безусловно, она борется за власть, в прочем, как и оппозиция. Если говорить о Ющенко и Тимошенко, то для Партии регионов из двух зол большая - это Юлия Владимировна, а для нас она - меньшая. В этом у нас - тактические расхождения. Но у ПР, как у самостоятельной политической силы, есть все основания вести себя так, как она считает нужным.

- Давайте вернемся к газу. Может ли этот конфликт закрыть Украине дорогу в НАТО?

- И без газового конфликта были сомнения, что в сегодняшней ситуации Украина реально готова к вступлению в НАТО. Как бы этого не хотели американцы, они вынуждены подчеркивать, что без мнения большинства граждан Украины, говорить о вступлении в Альянс неактуально.

В то же время, я считаю, что газовый конфликт существенно ухудшил образ Украины в глазах Европейского Союза.

- Константин Федорович, украинский МИД считает, что Россия должна брать разрешение на перевооружение ЧФ РФ. Как в Кремле могут отнестись к такому требованию?

- МИД Украины является важным инструментом доведения российско-украинских отношений до маргинальной стадии. Убежден, что нынешний МИД с его этими трескучими заявлениями, мнением о том, что братства между нашими народами давно нет, и подобными фобиями, уйдет в прошлое вместе с Ющенко.

Я не хочу комментировать предвзятых людей. Их мнение о том, что должно быть, например, с Черноморским Флотом, мы, конечно, вынуждены учитывать, но действовать будем там, как считаем нужным, и спрашивать по этому поводу МИД Украины не будем.

- Несколько месяцев назад Вы сказали, что Ющенко ведет с Вами <холодную войну>. Она не прекратилась?

- Все организации, которые носят название Институт стран СНГ, на Украине сегодня под попыткой запрета и политически подавляются. Я сегодня нахожусь в судебном процессе, где выступаю истцом против господина Наливайченко. Власть Украины без объяснения запретила мне въезд на территорию вашей страны. А до этого был еще один запрет, после чего последовало разрешение. То есть, в этом отношении украинская власть играет со мной «в кошки-мышки». Но она лишний раз доказывает, что не в состоянии даже у себя дома спорить, потому что всегда переходит на административный окрик.

ForUm

 

СТАТЬИ

 

Поле Русской Славы

С нами Бог и Святая Триединая Русь!

В сегодняшних границах города Полтавы между поселками Яковцы и Тахтаулово расположено Поле Полтавской битвы, 300-летний юбилей которой будет в следующем году. Но мало кто знает, что именно на этом поле 350 лет назад, 27 января 1658 г., в урочище Жуков Байрак восставшие казаки и дейнеки под руководством Полтавского полковника М. Пушкаря и прибывшего отряда запорожских казаков во главе с Я. Барабашем наголову разгромили карателей И. Выговского, пытавшегося вернуть Малороссию под иго шляхетской Речи Посполитой.

Впоследствии двурушничествующий шляхтич Выговский натравит на Полтаву 20-тысячную орду крымского хана и наемников из Малопольши, а в награду «самостийничающий писарчук» разрешит татарам грабить и уводить в плен население ряда городов и местечек «Русского княжества». Летописец об этом писал: «Дате на разграбление и пленение Гадяч, Миргород, Обухов, Веприк, Сорочинцы, Лютенки, Ковалевку, Бурки, Богочку…». Оранжевый президент Ющенко так умилился от грабежа «национально свидомыми», что на Рождественские праздники поехал в Галичину поклониться гробу писаря. А тогда, 350 лет назад, на смену погибшим сподвижникам Богдана Хмельницкого, – Пушкарю и Барабашу, – появились новые герои: И. Сирко, И. Искра, И. Донец, И. Богун. Восстали люди Малороссии, с оружием в руках воспрепятствовали вражеским намерениям шляхты ликвидировать завоевания освободительной войны, навязать малороссийскому народу иго шляхетской Польши или султанской Турции, оторвать Украину от братской России.

Сепаратисты и вся «школа Грушевского» замалчивают неопровержимые факты предательства Выговского и, искажая действительность, пытаются его представить как украинского патриота, стремившегося к автономии, а затем и к полной независимости Украины-Руси. Немногочисленных приверженцев Выговского нынешние оранжевые идеологи называют «украинскими автономистами». В действительности же они преследовали только свои интересы, ради которых пошли на сговор с Польшей, и статьи «Гадячского договора» это красноречиво подтверждают. Попытка Выговского не удалась: народ «клял его», а гетман с отрядами наемных войск (немцами) жег и разорял целые города: Полтаву, Лубны, Гадяч, Глухов. Польский клеврет потерял булаву и бежал к польскому королю, от которого получил в награду звание сенатора и символический титул «воеводы Киевского».

Надо признать, что планы писаря И.Выговского, который опирался на шляхетскую Польшу и Крымское ханство, ввергал в руину малороссийские земли и пытался ликвидировать решения Переяславской Рады 1654 года, сегодня симметрично похожи на действия оранжевых революционеров и американских грантоедов из окатоличенных и ополяченных галичан, захвативших Печерские холмы.

Анализируя волнения 2004 года, голосование за «американского зятя», раскол Украины на «національно свідомих» и «східняцьке бидло», которое обязано кормить «элиту» (галичан), сразу видны параллели со временами восстания против предателей и двурушников под руководством Мартина Пушкаря и Якова Барабаша.

Сегодняшние оранжевые деятели предают забвению память о Пушкаре и Барабаше, вычеркивают победу Петра І с учебников истории, отдают на поругание память полтавчан.

Надо сказать, что с этим местом – Полем Полтавской Виктории – связаны еще ряд знаменитых событий. На этом поле находится группа могил и поселений скифов (VII-III вв. до н.э.). Известный полтавский писатель Юрий Погода вместе с историком Николаем Ульяновым и его романом «Атосса» считают, что на этих полях закончился поход персидского царя Дария Гистаспа на Скифию. А также, именно отсюда в годы Великой Отечественной войны подымалась дальняя авиация, наносившая бомбовые удары по Берлину.

Находясь на этом поле ратной славы наших предков, поле величия и стойкости их духа, как нигде остро ощущаешь сегодняшний отрыв Малороссии от России, и разрыв Украины на крайние, трудно совместимые части – правобережный запад, оказавшийся под влиянием США и Польши (американского сателлита в Европе), и левобережные восток и юг. Сегодня надо признать, что стабильность Украины фактически зависит от позиции России, от количества миллиардных дотаций «независимой» экономике Украины. Пока она сдержанная, пока на своих соотечественников Москва махнула рукой (выражаясь образно, «соболей Выговскому шлет больше, чем Хмельницкому»), помаранчевому Киеву несложно сохранять власть над Востоком и Югом. Пока на Украине и может существовать оранжевый трест «Шаровары энд гопак», главная забота которого – гонения на русский язык, унижение малороссов, обгаживание истории, религии, культуры.

Классик утверждал: редкая птица долетит до середины Днепра. Но, анализируя выборы в Полтавской области и политику разрухи, проводимую засланными на Полтавщину «киевскими воеводами», видим, что в некоторых местах все же удалось перейти Рубикон. И как при Выговском, когда один процент поляков на левобережье тянул Малороссию в Польшу, так сегодняшним незначительным последователям дела Мазепы удается стелить Украину под НАТО.

Противостояние между нынешними Пушкарями и Выговскими наиболее остро идет в национально-культурной сфере, в области информационной, идеологической, исторической, религиозной. Наиболее остро противостояние затронуло культуру и информационную политику, их отдали на откуп «национально свідомим». Вакуум, образовавшийся после изгнания русской литературы из школ Украины и перевод Н. Гоголя в иностранцы, оказался заполненным хуторянством. Так, по данным НПЦ «Эмпатия», проводившего опрос сельской интеллигенции Полтавщины, за годы независимости только 2% интеллигентов, находящихся в «колыбели нации, центре национальной культуры и духовности», купили хотя бы одну украинскую книгу, а назвать лауреатов Шевченковской премии в области литературы за это же время – не смог никто! Не приживается галицкий принудительно насаживаемый диалект в Малороссии, как когда-то не прижилась и норовистая шляхта.

Гетман Выговский, так же как и помаранчевые безумия майдана, принесли Руину.

Об этом думается, обходя ПОЛЕ РУССКОЙ СЛАВЫ – Поле Полтавской Победы. Неухоженные, разрушающиеся памятники, захламленная и замусоренная территория. Зарабатывая деньги на славе Петра I, Пушкаря, доблестных защитников города, помаранчевые областные и городские власти ни гривни не вкладывают в музей-заповедник. Но именно Петр давал инструкции своему комиссару Вельяминову, отправляя его в Малороссию: «Препятствовать гетману, Генеральной Старшине и полковникам изнурять работой казаков и посполитых людей. Препятствовать писарям гетманским подписывать вместо него универсалы». Как видим из приведенной инструкции, оспаривать достоверность которой невозможно – она сохранилась в архиве, защитником народа от притеснений его шляхтой являлся царь Петр.

 Этот неоспоримый исторический факт находится в противоречии с утверждениями сепаратистской «исторической школы» о том, что Россия угнетала весь украинский народ, а Петр был его «катом». На самом же деле палачами, как говорят документы, были свои же украинцы – старшинская шляхта, а защитником от них был «москаль» – Петр. Так и сегодня Россия дотирует Украину одной лишь заниженной ценой газа на 5 миллиардов долларов ежегодно, но сколько грязи выливают «свідомі» на Россию и её Президента… Американцам достаточно было выделить 60 миллионов долл. (поучаствовал и Б.А. Березовский), чтобы получилась оранжевая революция с «американским зятем» в президентах… Цена на газ касается каждого украинца, а американские сребреники достаются только грантоедам и «уличным демократам». А может не дотировать трест «Шаровары энд гопак», а выставить европейскую цену на газ, и на полученной разнице не только достойно отметить юбилеи на ПОЛЕ РУССКОЙ СЛАВЫ, а и затмить «помаранчевые» союзы?…

И все же закончить эту статью хочу стихотворением:

В дни хаоса и праздной суеты,

Когда стоим мы у порога той черты,

Где нет Любви и Веры,

Где обрываются надежды и мечты,

Я заклинаю зовом предков,

Я заклинаю, ради Бога,

Давайте сохраним потомкам

Религии, культуры, истории мосты…

Николай Яременко

 

Газовая война без победителей

 

Все годы независимости украинскому обществу усиленно навязывались качественные критерии повседневного бытия с приставкой «евро»: евростандарт, евроуровень, евростиль, евроинтеграция, евровыбор, евровидение, евроарены и прочие свидетельства принадлежности к континентальной цивилизации. В быт прочно вошли словосочетания: евроремонт, еврофурнитура, европлинтус и евроунитаз. Одним словом, «европаранойя» в тяжелой форме. Казалось бы, перечень достоинств с европейским привкусом уже достаточно широк, но в день Водного Крещения Украина получила очередное свидетельство своей континентальной  «продвинутости» Она получила европейскую цену на азиатский природный газ. Но восторга по этому поводу почему-то никто не выражает: ни коалиция, ни оппозиция, ни правые, ни левые; ни луганчане, ни галичане, ни олигархи, ни  «биомасса». Даже газовый король Фирташ, демонстрировавший чудеса изобретательности,  остался без источника дармовой «зелени». А как  удачно все складывалось  до этого: не имея ни скважины, ни газовой трубы, ни заслонки на ней, ни гаечного ключа,  он нескольких лет успешно качал миллиарды долларов,  щедро  подпитывая  ими американо-хоружевский клан.

В  день православного праздника  было заключено газовое перемирие, в связи с чем  европейские потребители облегченно вздохнули. Война завершилась, но остались её последствия, а также риторические вопросы: кто проиграл, а кто выиграл, кому скандал был выгоден, а кому нет, кто виноват и что делать? Следует сразу отметить, что победителей в этой войне нет и не могло быть, если не считать заокеанских кукловодов, препятствующих нормализации отношений Украины с Россией и содействующих ослаблению позиций ведущих стран Европы в условиях глобального кризиса.  Россия поставила под сомнение свою репутацию поставщика топлива, потеряла сотни миллионов от несвоевременного выполнения договорных обязательств, дала повод для судебных разбирательств. Но больше всего пострадала Украина и её обездоленный народ, оказавшийся заложником межклановых разборок элиты. Пострадал её престиж транзитера и политического партнера, а главное экономика страны от неподъемной цены, вдвое превысившей уровень 2008 года. Одним словом: “віграв він, як бігли в гору, а з горі-так я програв”

Своеобразной была позиция украинского гаранта в разразившемся «газавате». Стратегам из его «балогана» казалось, что еще несколько усилий, и Газпром в нокауте, а потому  новогодние разваги можно провести в Карпатах, в предвкушении победы. Уж очень хотелось одним махом засвидетельствовать свое пренебрежительное отношений к москалям, скомпрометировать энергичную соперницу на президентское кресло, чтобы снять её с предвыборной дистанции, а еще «по-легкому срубить деньжат». Предполагалось, что, поиграв на газовой трубе, Киев поставит Кремль на колени, вызовет Миллера на ковер и начнет диктовать свои правила игры. Но, похоже, менеджеры Газпрома заблаговременно просчитали тайные замыслы Киева и подготовил контрмеры,  с учетом всех возможных негативных последствий. Со слов Ю.Тимошенко, в разгар  кризиса президент, в свободное от отдыха время, периодически звонил в Москву и настаивал на цене в 210 долларов за газ и на  европейском тарифе за транзит. Но каждый раз получал один и тот же ответ: 450  и 1,7 долларов. Поняв, что личное участие в переговорном процессе не дает желаемых преференций, он начал давить на непосредственных переговорщиков, выдвигая  премьерской стороне заведомо невыполнимые директивы. Теперь, после заключения долгосрочного договора, выяснилось, что киевские стратеги переоценили свои переговорные способности, а потому получили лишь то, что  позволила Белокаменная.

Еще в канун Нового года Киев объявил Москве информационную войну, которую также героически проиграл.  Какие только домыслы при этом не выдвигались: шантаж Россией Европы, сговор России с Европой, намерение захватить нашу ГТС, версия  о том, что в осложнениях с Украиной Россия преследует политические цели, рассчитанные на дискредитацию «отца нации» перед собственным народом и европейской спильнотой. В сознание простых людей  вбивалась фарисейскя мысль о том, что объявленная газовая война угрожает интересам всех граждан Украины, умалчивая при этом, что за счет воровских схем ещё год назад  российский газ конечному потребителю продавался  по 320 долларов, а не по российским 180 и что навар от перепродажи шёл в карманы олигархов, а также их высоких покровителей из властных структур. Доврались до того, что у Росси, якобы, нет в наличии газа, а поэтому она решила блокировать поставки, свалив вину  на Украину.  Комментируя слухи о нехватке, В.Черномырдин  прозрачно намекнул, что у сторонников  такой версии,  на самом деле, не хватает мозгов в голове. Москва  категорически отвергала политическую подоплеку конфликта, утверждая, что преследует исключительно коммерческий интерес. Кто здесь прав, а кто нет - судить сложно, но бесспорно, что в затяных перегорах присутствовал психологический подтекст, обусловленный предыдущими событиями. Весь год  Киев только и делал, что провоцировал Белокаменную: заявка на ПДЧ, возня вокруг Черноморского флота, причастность к кровопролитию на Кавказе, дискриминация русского языка  и российского телевидения и, наконец, истеричная кампания по поводу голода 1932-33 годов, под лозунгом «Москва, покайся!».

Россия  долго терпела выпады в свой адрес, полагая, что Киев к концу года все же образумится, но этого не произошло. «Терпець урвався»  у Москвы и наступила развязка, весьма сходная с кавказской, после которой бесноватому Мишико от бессилия пришлось жевать собственный галстук. Похоже, что настал черед жевать его  киевскому куму. Известно, что «русские долго запрягают, но потом быстро ездят». Холодный  январский душ был вполне прогнозируемой процедурой: прежний тариф за транзит, двойная цена за газ, международный  контроль, жесткий порядок оплаты за потребляемые  энергоносители и уверенная в своей победе газовая принцесса в роли соперницы на президентское кресло. Нафтогаз, не без оснований, заподозрен в жульничестве, всплыли коррупционные схемы с участием тех, чьи «руки николи ничого ни крали». Вот уж действительно: «хотели как лучше, а получилось, как всегда». Официальный Киев системно и сознательно чинил помехи переговорному процессу, выставляя заведомо невыполнимые условия. Даже когда Газпром предложил льготную  цену в 250 долларов, Киев ультимативно требовал 210. Однако, «сталося не так, як гадалося». Газовая халява  для олигархов, а также их покровителей, безвозвратно исчезла, а в свои права вступил его Величество – Рынок, который всех и все расставил по своим местам. Говорят, что если хочешь  наказать своего недруга, то  ударь его по карману. Вот  Москва и ударила, не прибегая ни к кнуту, ни  к прянику.

Провоцируя газовый конфликт, его инициаторы в Киеве очень надеялись на поддержку Запада и заокеанского дядюшки. Ожидалось, что ощутившие на себе последствия украинского «холодомора» румыны, чехи, словаки, болгары, а также «Сполученые штаты Америки» вступятся за Украину перед имперской Россией. Но европейцы, насмотревшись на неадекватные действия её высшего руководства, уже давно не питают иллюзий,  а потому охладели к тем процессам, которые происходят в Украине. Европа заняла нейтральную позицию, размышляя при этом, как защититься от киевского форс-мажора. В этот напряженный период президент полетел не в Москву, в поисках компромисса, а в Варшаву, за поддержкой своего коллеги-русофоба Качинского. Что касается США, то в это сложное время им было не до Украины. Срыв газовых поставок  побудил  Европу задуматься над диверсификацией газовых потоков  в обход Украины, чтобы не зависеть от её ГТС и капризов непредсказуемой элиты. Неадекватное поведение украинского вождя поставило крест на его евроинтеграционных амбициях, имевших и ранее сугубо декларативный характер. Европа  окончательно убедилась, что оранжевая Украина стала серьезным фактором дестабилизации на континенте. Усилились аргументы тех политиков, которые выступают за прокладку газовой магистрали из Средней Азии  в Европу в обход России и Украины. В свою очередь усилилась аргументация России, Болгарии и Германии в пользу прокладки газовых магистралей  по дну Черного и Балтийского морей, также в обход Украины. Дело идет к тому, то через 3-4 года Украина может лишиться  транзитной монополии на  газ для Европы.

Сегодняшняя власть, страдающая пещерной русофобией, дорого обходится украинскому народу. Четыре года подряд она только и делала, что провоцировала внутренние и внешние конфликты, переписывала историю, нагнетала страсти вокруг Батурина, Крут и Черноморского Флота, чествовала головорезов и предателей, вооружала фашиствующего  Саакашвили. Власть озабочена  поиском врага, которым неизменно оказывается пьяный матрос и злобный москаль с винтовками Мосина или автоматами Калашникова наперевес. По утверждению стратегов из президентского «балогана» украинцам очень мешают советские памятники и названия улиц, захоронения освободителей, русский язык и российское телевидение. Коварную руку Москвы они видят даже там, где и нога «клятих москалив» не ступала на украинскую землю: развал «Демократической коалиции» также списан на происки Кремля. И чем хуже ситуация в стране, тем циничнее ведет себя президентская рать, не скупясь на антироссийскую риторику, находя всё новые аргументы и новых виновников катастрофичного положения в стране, не признавая при этом своей  бездарности и предстоящей ответственности  перед  народом.

Логика конфликта свидетельствует, что газовая тягомотина Киева, наряду со шкурными расчетами олигархов и действующей власти, преследовала еще и политическую цель: отвлечь внимание общества от тяжелейших социально-экономических проблем внутри страны, которые усугубляются с каждым днем. По причине активного участия в нечистоплотной геополитической игре, Украина вновь оказалась жертвенной пешкой на шахматной доске зоологического русофоба З.Бжезинского. Кто из европейских лидеров теперь сядет с нами за стол переговоров по вопросу евроинтеграции? После подписания договора, межклановая война органично перешла в финансово-банковскую сферу с предвыборным прицелом, где вновь засветилась фигура орденоносного Фирташа. Обострились  базарные разборки кланов за рейтинги, за власть, за сферы влияния, за денежные потоки, за обладание печатным станком и газовой трубой. Задействованы все наличные силы: СНБО, Прокуратура, суды, парламентские комиссии, прорежимные СМИ.  Действующие силы и способы борьбы те же,  мотивация прежняя. А в проигрыше от всех этих  игрищь – страна. Снискав отечественный и европейский позор, президент, со своим рейтингом на уровне статистической погрешности, без оптимизма смотрит в решающий для него 2010 год, понимая, что второго Майдана уже не организовать. Это сколько же нужно затратить средств, чтобы, по выражению одного из  «любых друзив»,  «впыхнуты невпыхуемое». А потому он действуя по принципу: чем хуже - тем лучше,  всеми способами пытаяется  дискредитировать, а затем разогнать Верховную Раду, чтобы получить основания для отмены очередных выборов и введения прямого президентского правления.

Морально-психологические последствия газовой войны долго будут сказываться  на отношениях Киева с Москвой. Вряд ли,  после всего случившегося Россия быстро забудет весь скопившийся негатив, чтобы настроится на доброжелательные и взаимовыгодные отношения. В условиях мирового экономического кризиса Россия способна оказать Украине финансовую помощь и экономическую поддержку, однако при нынешнем президенте,  и его  русофобской политике - это весьма проблематично.  И Кремль можно понять: зачем ему инвестировать партнера, который работает против России, по заморскому сценарию, если выручка от перепродажи газа используется опять же против России. Украинский народ  должен быть благодарен россиянам, что они долгие годы терпели антироссийские выпады Киева. Но президент и его оранжевое окружение руководствовались не интересами своей страны, а покорно выполняли волю своего заокеанского хозяина по противодействию России. По этой причине Москва решила проблему газовой трубы довольно  радикально с тем, чтобы надолго отбить у  киевских стратегов желание  и далее играть на стальном инструменте огромного диаметра. Цена на газ уже никогда не опустится ниже уровня  2002-07 годов. Сомнительно, что Россия  подключится к масштабным совместным проектам, позволит открыть внутренний рынок для украинских товаров, будет содействовать трудовой миграции из Украины. Но даже если отношения  с Москвой будут как-то нормализованы, то все равно надеяться, что цена на газ, по доброте российской души,  будет ниже европейской – это верх  легкомыслия. Времена газовой халявы для олигархов безвозвратно ушли по причине необузданной  русофобии, тем более, что для конечных потребителей газ и раньше продавался за 320 долларов, а не за  180  на границе с Россией. 

Ситуация, прямо сказать, не очень благостная, но вселяет сдержанный оптимизм  недавнее высказывание В.Путина о том, что в этой конфликтной ситуации действия России «были направлены на то, чтобы избавить украинский народ от всякого рода проходимцев и мздоимцев». С учетом этих слов,  можно предполагать, что высшее руководство России не отождествляет  русофобствующую  коррумпированную власть в Киеве с 46 миллионами её многострадального  народа, что Россия еще помнит о наших единых корнях и единой истории, в которой  были не только трагедии, предательства и позор: Батурин,  Круты, Мазепа, Выговский, голод-1933 и Хоружевка.  Но были свидетельства русско-украинского братства, славы, мудрости, гордости и таланта: Переяславль, Полтава, Севастополь, освоение Сибири и Дальнего Востока, Днепрогэс, Криворожсталь, Южмаш, генерал Кирпонос, летчик Кожедуб, академики Вернадский, Королев, Амосов. На этой оптимистичной ноте и заканчиваю свои размышления «пересичного громадянина», небезразличного к дальнейшей судьбе Русского Мира.

Ю.Приходько,

 председатель Черниговской общественной организации

 «Содружество «Сиверская Русь»

 

ИНФОРМАЦИОННЫЙ СБОРНИК Всеукраинского объединения «Русское содружество», редакции Газеты для соотечественников «Русская правда» и сайта «Русские на Украине» (www.rus.in.ua) предназначен для руководителей русских организаций и объединений российских соотечественников, организаций, экспертов и журналистов, занимающихся вопросами соотечественников.


В избранное