НОВОСТИ КОРПОРАТИВНОГО САЙТА "WWW MDOFFICE" по вопросам внешнеэкономической деятельности в Украине
на 06/02/2003
Упрощение таможенного
контроля не значит его послабление
"Упрощение таможенного
контроля не значит его послабление" под таким
заголовком, опубликована сегодня в газете
"Урядовий кур'╓р" № 23 от 06.02.2003 статья о
результатах итоговой коллегии Государственной
таможенной службы.
Президент Украины Леонид Кучма выступает
за упрощение и либерализацию таможенного
контроля на государственной границе Украины.
Вчера во время заседания итоговой коллегии
Государственной таможенной службы он подверг
критике высокую плотность проверок на таможнях в
Украине, сообщает Укринформ.
Леонид Кучма считает, что украинским
таможенникам следует поучиться у европейских
стран проведению таможенного контроля, где
проверяют лишь 3-5 процентов грузов. При этом, по
его словам, в европейских странах нарушения
обнаруживаются более как в 10 случаях со 100. У нас
же, подчеркнул Президент, при почти сплошном
контроле выявленные нарушения не превышают
одного процента.
Президент объяснил, что упрощение
таможенного контроля не значит его послабление,
речь идет об эффективности и улучшении
организации и технического обеспечения
проверок.
По мнению Леонида Кучмы, качественного
прорыва удалось бы достичь в случае внедрения в
Украине в полном объеме централизованной
системы контроля за доставкой грузов с
использованием спутниковой связи. «А отдача от
упрощения и либерализации таможенного контроля,
применения современных методов работы может
быть огромной», - заметил глава государства.
Он также напомнил, что большое количество
таможенных препятствий оказывает содействие
развитию теневой сферы. Поэтому, по его словам,
благоприятные условия для движения товаров на
государственной границе будут уменьшать
количество фиктивных экспортных операций, будут
защищать бюджет от необоснованных возмещений
налога на добавленную стоимость при экспорте
услуг и товаров.
Леонид Кучма надеется, что таможенные
органы страны будут активно участвовать в
формировании зоны свободной торговли на
территории СНГ. «Председательство Президента
Украины в Совете глав государств Содружества
вменяет в обязанность все государственные
органы Украины к более активному сотрудничеству
с нашими ближайшими соседями.
Идется, прежде всего, о решительных
действиях в формировании общей зоны свободной
торговли, которая даст возможность более полно
использовать экспортный потенциал Украины и ее
инфраструктуру», - подчеркнул глава государства.
Заслушав отчет председателя Государственной
таможенной службы,
Президент Украины отметил значительные
положительные сдвиги в работе таможни после
того, как ее возглавил Николай Каленский. Вместе
из тем глава Государства поддал критике работу
региональных таможен и функционирование в
Украине свободных экономических зон. По словам
Леонида Кучмы, ситуация с экономическим
развитием свободных экономических зон с
привлечением в них инвестиций оставляет желать
лучшего. По мнению Президента Украины, нужно
поставить точку - ликвидировать свободные
экономические зоны, которые не оправдывают себя.
Л.Кучма поручил членам правительства,
лично первому Вице-премьеру Николаю Азарову,
срочно разобраться в этом вопросе.
Глава государства также затронул вопрос
границы в молдавсько-приднестровском
направлении. Президент акцентировал внимание на
необходимости обустройства этих границ, тем
более, что в этом заинтересован Европейский Союз,
и он готов предоставлять Украине необходимую
помощь в этом направлении. По
материалам газеты "Урядовий кур'╓р" , Liga online
Президент вернул в
ВР Закон Украины "О внесении изменений в
некоторые законы Украины по вопросам
налогообложения"
Президент Украины Леонид Кучма
вернул в Верховную Раду для повторного
рассмотрения со своими предложениями Закон
Украины "О внесении изменений в некоторые
законы Украины по вопросам налогообложения".
Предлагается также внести изменения в законы
Украины: "О едином таможенном тарифе"; "О
налоге на добавочную стоимость"; "О
налогообложении прибыли предприятий".
Как отмечено в предложениях главы
государства, принятый Верховной Радой Украины 16
января 2003 года Закон Украины "О внесении
изменений в некоторые законы Украины по вопросам
налогообложения" не может быть подписан,
поскольку этим Законом продлено до 1 января 2004
года действие отдельных норм законов Украины
"О Едином таможенном тарифе", "О налоге на
добавленную стоимость", "О налогообложении
прибыли предприятий", что касается
предоставления налоговых льгот в издательском
деле (эти льготы действовали до 1 января 2003 года).
Президент Украины считает, что с этим
согласиться не возможно, поскольку доходная
часть Государственного бюджета Украины на 2003 год
сформирована с учетом отмены действия указанных
льгот и соответствующего увеличения поступлений
в бюджет от налога на добавленную стоимость,
налога на прибыль предприятий и ввозной
таможенной пошлины.
Л.Кучма также отметил, что вследствие
применения таких льгот в 2002 году бюджет не
получил сумм налога на добавленную стоимость - 400
млн. гривен, ввозной таможенной пошлины - близко
200 млн. гривен, налога на прибыль - почти 50 млн.
гривен. По подсчетам Кабинета Министров Украины,
потери бюджета в 2003 году составят 700 млн. гривен.
Президент Украины считает, что продление
действия таких налоговых льгот без определения
альтернативных источников соответствующих
доходов бюджета отрицательно повлияет на
выполнение доходной части Государственного
бюджета Украины на 2003 год. Глава государства
отметил, что это не отвечает установленному
статьей 95 Конституции Украины принципа
сбалансированности бюджета Украины, а также
противоречит статье 27 Бюджетного кодекса
Украины, которая требует определять в таких
случаях затраты, которые нужно сократить,
источник или дополнительных бюджетных
поступлений. Источник: "Liga
online"
Таможня
может оказывать содействие
внешней торговле и быть прозрачной и прогнозируемой
(извлечение из интервью)
Приводим Вам извлечение из
интервью газете "Урядовий кур'╓р" -
председателя Государственной таможенной службы
Украины Николая Каленского. В течение прошлого
года таможенники перечислили в Государственный
бюджет почти 10 млрд. гривен. Бюджетная задача - 8,4
млрд. гривен - была выполнена еще во второй декаде
ноября. Для сравнения: в 2001 году благодаря
усилиям таможенной службы Украины госбюджет
пополнился на 6,5 млрд. гривен. - Николай Николаевич, минуло более года,
как вы возглавляете Государственную таможенную
службу Украины. Что удалось сделать за этот
период?
- Прежде всего, хочу подчеркнуть, что
благодаря моим предшественникам таможенная
служба уже была сформирована как орган
исполнительной власти. Поэтому главные задачи,
которые я ставил перед собой, - это детальное
изучение ситуации, поиск путей
усовершенствования и повышения эффективности
работы таможенной системы. В феврале 2002 года
Коллегия Гостаможслужбы утвердила Основные
направления развития Государственной
таможенной службы Украины на 2002-2004 годы. Сегодня
мы уже видим первые положительные результаты
внедрения этого документа. Сделаны реальные шаги
в направлении выполнения поручений Президента
относительно существенного улучшения работы
таможенной системы. К позитивам следует отнести
и то, что значительно увеличились платежи к
госбюджету, усовершенствована организация
борьбы с контрабандой и нарушениями таможенного
законодательства, усилено взаимодействие с
правоохранительными органами, сделаны серьезные
шаги в направлениях углубления сотрудничества с
таможенными службами соседних государств.
Завершен анализ действующей нормативно-правовой
базы и уже начата масштабная работа по ее
усовершенствованию. Тем не менее, резервов
остается еще много, далеко не все проблемы
разрешимы, итак, работать есть над чем. - Сегодня таможенная служба перечисляет
в бюджет значительно больше средств, чем, скажем,
год тому. С чем это связано и не лягут ли эти
доходы бюджета бременем на плечи
предпринимателей?
- Фактически увеличение платежей в
госбюджет - это результат нашей методической
борьбы с махинациями, теневыми схемами избежания
налогообложения, контрабандой. Ныне мы больше
анализируем не доходы бюджета, а, скорее, его
потери. Ищем слабые места, благодаря которым
отдельные предприниматели постоянно стараются
не платить налоги. В 2001 году процветали махинации
с векселями, которые подавались при таможенном
оформлении вместо денег. При поддержке
Президента Украины и правительства в начале 2002
года нам удалось значительно ограничить
возможности для этого через нормативную базу.
Шквал сетований и неудовольствия со стороны
отдельных импортеров вызвало усиление контроля
над правильностью определения таможенной
стоимости товаров, которая является основой для
начисления налогов. Порой таможенники проявляют
случаи занижения стоимости товаров в десятки
раз. Сегодня уже отработан системный подход
таможенных органов к решению этой проблемы. На
протяжении 2002 года лишь вследствие
корректирования таможенной стоимости и
кодирования товаров доначислено в бюджет около
200 млн. грн. Ныне мы начали анализировать
деятельность таможенных лицензионных складов и
других направлений работы. Возможно, это также
кому-то не понравится, но общая польза
государству от этого будет. И это главное. - Известно, что на протяжении года в
таможенной службе состоялись многочисленные
кадровые изменения - как в центральном аппарате,
так и в регионах. В чем состоит кадровая политика
- Государственной таможенной службы Украины?
- Кадровая политика очень простая: каждый
руководитель должен быть профессионалом и нести
полную ответственность за состояние дел на
возглавляемом участке работы. После
реорганизации центрального аппарата пришлось
пригласить специалистов из регионов, которые
знают, как осуществляется таможенное дело на
практике, поскольку изменились основные задачи
управлений центрального аппарата. В начале 2002
года мы усилили кадровые полномочия начальников
региональных таможен и таможен, а теперь
начинаем спрашивать - где результаты работы? В
прошлом году заменены начальники шести
региональных таможен и десять начальников
таможен. Последние примеры - увольнение по
рекомендации коллегии Гостаможслужбы
начальников Восточной и Западной региональных
таможен и нескольких начальников, заместителей
начальников таможен Восточного и Западного
регионов. Комплексное изучение состояния дел в
этих регионах показало, что эти люди не способные
контролировать ситуацию. Недостатки в работе и
отсутствие действенного контроля над
подчиненными уже приводят к открытому
игнорированию некоторыми работниками этих
таможен украинского законодательства. - А как с социальной защитой работников?
- Еще в начале 2002 года, благодаря поддержке
Президента Украины и правительства, нам удалось
обеспечить нормативную почву для увеличения
доходов таможенников почти вдвое. Другое дело,
бюджет прошлого года не разрешал полностью
реализовать это повышение, тем не менее, уже с
начала 2003 года работники таможенной системы
ощутят некоторое улучшение материального
состояния. Кроме того, таможенная служба
обеспечивает оздоровление своих работников в
санаториях, льготный отдых, регулярно проводятся
спортивные соревнования. Если бы нам удалось,
привести уровень доходов работника таможни хотя
бы к уровню доходов таможенника соседней Польши,
думаю, много из тех проблем, о которые мы только
что говорили, были бы решены. - Как может в дальнейшем развиваться
таможенная служба?
- Сегодня пришло время совершенствовать
не только работу таможенной службы, надо
усовершенствовать таможенную политику Украины.
Принятый новый Таможенный кодекс - этот уже
большой шаг вперед, тем не менее, кардинального
просмотра требуют и средства таможенного
регулирования и технологии таможенного контроля
и таможенного оформления. Необходимо установить
честные и прозрачные правила игры. Таможня может
оказывать содействие внешней торговле и при этом
быть прозрачной и прогнозируемой. Недавно мы
провели основательный анализ ставок таможенной
пошлины на некоторые группы товаров и сделали
вывод, что порой сами ставки таможенной пошлины
провоцируют предпринимателей на нарушение
действующего законодательства. Для примера:
разность ставок таможенной пошлины на
стиральные машины с разными параметрами
составляет до 20 процентов. Понятно, что
предприниматели стараются «подправить»
документы для установления меньшей ставки.
Возникает вопрос: а кому выгодны эти разные
ставки? И будет складываться такое впечатление,
что только инспектору, который проводит
таможенное оформление этих товаров. Ставки
таможенной пошлины следует унифицировать,
привести к общему знаменателю и исключить
возможность злоупотреблений, как со стороны
предпринимателей, так и со стороны работников
таможни. Вероятно, что по каждой конкретной
ставке таможенной пошлины - намерения защитить
отечественного производителя, но этот
производитель еще может ограждаться и через
повышение качества и конкурентоспособности
своей продукции. Тем более, что на практике те
ставки таможенной пошлины его практически не
защищают. Вскоре мы будем инициировать
рассмотрение этих вопросов в парламенте. Другая
проблема - большое количество контрольных служб
в пунктах пропуска, а также большое количество
разрешений разных инстанций, которые надо
собрать предпринимателю для проведения
таможенного оформления. Во всем мире большинство
контрольных процедур относительно качества и
безопасности продукции проводится по месту
реализации, а не во время ввоза. Кроме этого, есть
немало резервов для улучшения работы таможенной
службы. В 2002 году мы вывели на принципиально
новый уровень - сотрудничество с таможенными
службами соседних государств... - Чего ждать украинским
предпринимателям от нового Таможенного кодекса?
- Думаю, больше всего порадует
предпринимателей отмена таможенных сборов.
Кроме того, прозрачнее и более понятными станут
процедуры таможенного контроля и таможенного
оформления товаров. В новом кодексе и
нормативных документах, которые нами
подготовлены и приняты, значительно уменьшились
возможности для субъективного подхода работника
таможни к тому или другому субъекту
внешнеэкономической деятельности.
Предприниматели смогут заранее получать выводы
таможенного органа относительно классификации
товаров, значительно прозрачнее будет процесс
определения таможенной стоимости. Появятся
новые термины - таможенный перевозчик, склады
временного сохранения, грузовой таможенный
комплекс и прочие. - Как относитесь к критике в средствах
массовой информации, и которая вообще стратегия
Гостаможслужбы в отношениях с журналистами?
- К конструктивной критике всегда
прислушиваемся и строим заключения. Тем не менее,
к сожалению, не всегда такая критика есть
объективной. Очень часто отрицательные
выступления в печати носят сугубо политический,
а порой заговорный характер. Таможня должна быть
независимой от любых политических сил и течений.
Что же к информационной стратегии, то она
довольно простая: налогоплательщики имеют право
и должны знать, как работает таможенная система,
как она выполняет свои задачи, какие у нее
проблемы и достижения и т.п. Работа таможенной
службы может быть прозрачной, и нами делаются
конкретные шаги в этом направлении.
Зарегистрирован ведомственный журнал «Таможня»
и выдан его первый номер. Сегодня на выходе уже
второй номер журнала. В скором времени на одном
из центральных телеканалов начнет выходить
программа о таможенной системе. Кроме того,
активизированы размещения материалов на Web-
странице Гостаможслужбы в сети «Интернет». Я
уверен, что если общественность будет больше
осведомленной с работой таможенной системы,
места для необъективной критики не останется.
Николай
Каленський, председатель Государственной
таможенной службы Украины, УК № 21 от 04.02.2003