Транспортные, как и многие другиепроблемы, в рамкахзастывшего стереотипного мышления больше не имеют решений.
В ПЛЕНУ ИЛЛЮЗИЙ.
Давайте для начала попробуем взглянуть со стороны на транспортные проблемы нашего города и на традиционные пути их решения. А потом немного подумаем.
Автомобилей становится все больше; и они вместе с обслуживающей их инфраструктурой все больше захватывают наше жизненное пространство, отбирая его у тротуаров, зеленых насаждений, детских площадок, мест отдыха, торговли и сферы услуг. Они создают реальную опасность для здоровья и жизни горожан, далеко не озонируют городской воздух, затрудняют движение общественного транспорта
и пешеходов. На строительство и содержание дорог, автозаправок, моек, станций технического обслуживания и прочего, расходуются немалые городские и частные деньги, а также драгоценная городская земля.
Городской общественный транспорт вместе с частными маршрутными и обычными такси в пиковые часы не справляются с наплывом пассажиров. Это ежедневно отнимает массу времени и нервов у десятков и сотен тысяч горожан.
В сложившейся ситуации чувствуют себя удовлетворенными единицы: владельцы стоянок, парковок, сервисных точек, маршрутов, плюс несколько городских чиновников. Все остальные недовольны и раздражены, но сделать ничего не могут.
В привычной системе координат эти проблемы не имеют решения. Любые меры властей, связанные со строительством, ремонтом и расширением дорог,будут нивелированы возрастающими автомобильными и пассажирскими потоками.
Но вообще-то, нерешаемых проблем не бывает; просто иной раз решение лежит в непривычной для нас плоскости. Попробуем эту плоскость найти.
ПРИЧИНЫ.
Автомобиль в городе нужен по нескольким причинам.
1.Обычно мы живем и работаем в разных местах, а общественный транспорт не обеспечиваетжелаемый комфорт перемещения на работу и обратно.Поездки же в такси слишком дороги.
2.В процессе работы нам приходится двигаться по городу для встреч с другими людьми.
3.Автомобиль защищает от непогоды и даетощущениесвободы.
4.С помощью автомобиля мы поднимаем свой статус.
Все причины весьма уважительны, и обвинить автомобилистов можно разве что в такой вполне человеческой черте, как некоторое легкомыслие (непрактичность), от которой они сами же и страдают.
Однако, есть среди нас и счастливчики. Причем, это – никакая не элита, а самые обычные горожане, которые живут там (в том районе), где работают, а работают там, где живут (например, в собственной квартире). Автомобилисты из их числа успешно и без малейших усилий избегают дорожных рытвин и пробок, а пешеходы – очередей и давки в душных маршрутках. И те, и другие ежедневно
сберегают все самое ценное, что у них есть: время, деньги и здоровье.
Так может, вместо расширения дорог и парковок, попробуем оценить и другие варианты?
ЖИТЬ ТАМ, ГДЕ РАБОТАЕШЬ.
Для этого в большинстве случаев придется воспользоваться съемной квартирой. Да, я знаю, что наш менталитет склонен иметь свою, но не слишком ли большая роскошь иметь такой финансово неграмотный менталитет? Аргументов много.
1.Дорога на работу и обратно, в лучшем случае,отнимает 4 гривны и два часа времени в день. Деньги посчитать легко: при вложении под 12% годовых, через 30 лет они превратятся в 300 000 гривен и обеспечат ежемесячную
пенсию в 3 000 гривен. Время тоже легко посчитать, но тяжело оценить. Если из 24 часов в сутках вычесть 8 часов сна и 9 часов работы, то на личную жизнь остается всего 7. Отдать из них два (29%) на бессмысленную толкотню в переполненном транспорте, на мой взгляд, - слишком расточительно.
2.Аренда квартиры обойдется гораздо дешевле ее покупки в кредит. Покупка тоже будет, но гораздо позже и на лучших условиях. Эти расчеты я делал еще до кризиса; можете порыться в архиве «Горожанина». Кризис добавил аренде несколько плюсов.
Арендная плата снизилась, кредитные ставки выросли, финансовый форс-мажор в случае аренды решается гораздо проще, чем в кредитной ситуации.
3.Молодые семьи мобильны; ради карьеры могут многократно меняться не только районы, но и города. Собственная квартира в этих условиях становится обузой.
4.Молодые семьи нестабильны; совершенно незачем ко всем неприятностям разводов добавлять хлопоты раздела недвижимости.
5.Купить квартиру в начале жизни на всю жизнь невозможно; в ее течение, и потребности, и возможности будут меняться многократно. О мебели и бытовой технике и говорить нечего.
Действительно, нынешний рынок аренды жилья еще не приобрел вполне цивилизованный вид. Но сдерживает его развитие, в первую очередь недостаточный спрос; будет спрос, появится и предложение. Вот, до сих пор существуют общежития, в которых некоторые люди проводят довольно много лет. Стоит сделать их более удобными и пригодными для жизни, как бытовые проблемы с молодых семей снимутся и желание
иметь свое поутихнет.
РАБОТАТЬ ТАМ, ГДЕ ЖИВЕШЬ.
Здесь два решения: работать на дому или искать работу поближе к дому. Работу на дому можно также разделить на две части: то, что связано с компьютером и сетью интернет и то, что связано с рукоделием.
К сожалению, Украина еще не настолько охвачена технологиями интернета, чтобы удаленная работа стала распространенным явлением. Тем не менее, она возможна, и этот вопрос вполне уместно решать со своим руководством. При нормальной организации работы, в выигрыше будут обе стороны.
Свободная и удаленная работа в интернете, - так называемый freelance, тоже получает все большее распространение. А еще существует работа со свободным графиком; и это тоже весьма положительное явление, снимающее пиковую нагрузку и с дорог, и с транспорта. Опять же, для нее нужна особая организация труда, в
которой наши менеджеры пока не слишком сильны. Но и подвинутым работникам никто не запрещает проявлять в этом направлении собственную инициативу.
Кстати, на Западе все это хорошо известно и давно работает, но мы не любим учиться, зато с удовольствием ругаем бизнес-тренинги и консалтинговые услуги.
То, что рукодельники вынуждены искать применение своим талантам по всему городу, просто временная недоработка. Я, например, постоянно наблюдаю, как мой сосед-строитель ежедневно мотается с чемоданом инструментов по городу, при наличии 12 000 квартир, из которых немалая часть требует ремонта, по соседству. Решение этой проблемы уже найдено, и в одном из будущих номеров я расскажу о нем
подробнее.
Искать работу способом обхода близлежащих офисов и предприятий, просто не приходит нам в голову. А ведь это куда эффективнее заброса своего резюме на «трудовые» сайты и пассивного ожидания реакции работодателя. Кстати, этот метод подробно описывает в одной из своих книг известный финансовый гуру Бодо Шефер. Работодатели, которые не отгораживаются от посетителей вахтерами и секретарями, знают
это и без Шефера; всегда проще поговорить с одним живым человеком, чем прочесть груду стандартных резюме.
Малое количество рабочих мест в спальных районах, не должно пугать; все равно они есть и занимают их далеко не только местные жители. Есть способ исправить и это недоразумение, и о нем вы тоже скоро узнаете.
БЫТЬ БЛИЖЕ К ЛЮДЯМ.
Понятно, что ни транспортные потоки, ни расположение рабочих мест никто в нашем городе не планировал. То, что получилось, - следствие стихийного развития капитализма.
А получилось следующее. Центральные улицы переполнены офисами. Под это дело ушли не только многие административные здания, но и значительная часть дорогого жилого фонда. В том же центре сосредоточено множество магазинов и торгово-развлекательных комплексов, и в том же центре катастрофически мало автостоянок и парковочных мест для автомобилей. Естественно, что постепенно центр
превращается (и в скором времени неизбежно превратится) в одну большую автомобильную пробку и в один большой человеческий муравейник.
Из моего окна виден кусочек ТРЦ «Караван», который являет собой пример безболезненного перехода от первобытногохаоса к простой человеческой логике. Сегодня до 100 000 жителей Левобережных-1,2,3 могли бы отменить свои поездки в центр за строительными материалами, мебелью, бытовой техникой, одеждой, хозтоварами и многим, многим другим, разгрузив тем самым и дороги, и
транспорт. Могли бы, если бы им все равно не приходилось это делать ради работы.
Думаю, пару тысяч новых рабочих мест для местных, и не только (а жаль), жителей «Караван» создал, но если бы рядом с ним появился не менее масштабный офисный центр, новые рабочие места удвоились бы и утроились. Ну почему их снова строят в том же тесном, загазованном центре, где нет ни трудовых ресурсов, ни пропускной способности дорог, ни мест для стоянки и парковки?
Потому что не имеют плана, - раз; не учитывают развитие новых технологий, - два. Сегодня, чтобы купить билет на поезд, совсем не обязательно ехать на вокзал, чтобы выбратьместо отдыха за рубежом, нет смысла лично обходить многочисленные турагентства, для приобретения множества товаров существуют интернет-магазины, а еще есть интернет-почта, интернет-телефон и даже интернет-видео,
а доставкой писем и грузов занимаются многочисленные курьерские службы.
Думаю, только застарелые маркентинговые стереотипы не позволяют сегодня центровым офисам двинуться ближе к своим потенциальным клиентам в спальные районы; к их обоюдной выгоде, между прочим.
ЧТО ДЕЛАТЬ.
Пассивно ждать глобальных изменений в городской транспортной инфраструктуре, - глупо. Вопросы работы, транспорта, денег, времени и здоровья, каждый из нас может попытаться решить самостоятельно. И кое-что, о чем вы скоро узнаете, нам в этом поможет. Я, например, уже начинаю подумывать об обмене своего стометрового офиса на Подстанции на аналогичное помещение в своем спальном районе.
Руководитель «Центра Финансового Здоровья» Ждан Сергей.