Здесь можно подписаться на рассылку "Экологическое ЗемлеДелие в
Украине"
ЭКОНОМИКА ЗЕМЛЕДЕЛИЯ БЕЗ ИЛЛЮЗИЙ
Курдюмов Николай Иванович
Окончание
Выпуск 106
СОБСТВЕННОСТЬ
Имея что-то своё, ты
лезешь в карман государству!
С давних времён собственность в цивилизованном обществе - искусственная, сугубо юридическая категория. Можно приехать на остров, и объявить его своим на том основании, что местные жители - "дикари". Можно переписать бумажки, и объявить своим завод. Можно сочинить другие бумажки, и на их основании объявить своим всё электричество, или всю нефть страны. По сути такая "собственность" - способ её владельцев объяснить остальным, что прав тот, кто сильнее. И закон, защищающий такую собственность - лучшая крыша
для преступников.
Но в природе существует реальная, конструктивная форма собственности. Её воплотил в начале 90-х дагестанский мудрец, директор совхоза в селе Шукты, Магомед Чертаев. Я знаю о нём только из его рассказа в прессе, и могу ошибиться в именах. Но суть передам точно.
Как и Тарханов, Чертаев не поверил экономистам. И разглядел прозрачнейший факт: ни при частной, ни при общественной собственности люди не стали жить намного лучше. Ни та, ни другая не даёт человеку главного - возможности получать пропорционально своему труду. Ни там, ни тут человек не может наращивать своё благосостояние и свободу до пределов эффективности своего труда - везде у него отнимают почти всю созданную им прибавочную стоимость. Стало ясно: "И частная, и общественная собственность одинаково неправильны.
Это всего лишь два способа отнять у человека то, что он создаёт".
Вклинюсь с важным пояснением. Один из важнейших законов экономики сформулировал ещё в 50-х Р. Хаббард. Экономическая этика проста: "ненаграждение высоких показателей и награждение низких показателей ведёт к краху всех показателей". Проще: если хорошая работа пропорционально не награждается - она прекращается. Ещё проще: что награждаешь, то и получаешь. Если платить зарплату халявщикам, халява становится всеобщим продуктом. Если платить за болезни, все болеют. Если платить всем одинаково, мастерство и трудолюбие
становятся предметом насмешек. Наша застойная, то есть уже лишённая энтузиазма уравниловка держалась только на негласной системе награждений - каждый тащил с работы всё, что мог. Но всё равно не удержалась.
Какая собственность сделает человека однозначной причиной своего благосостояния, не отнимая ничего у других? Только одна: собственность на продукт своего труда. И Чертаев превратил село в "союз собственников".
Каждому работнику просчитали долю участия в общем продукте, на каждого завели внутренний счёт для внутренней "валюты". Заработок стал соответствовать реальному продукту. В первый год поверили немногие. Но осенью они получили по продукту - на порядок больше остальных! Всё было честно, и народ быстро стал проникаться. Каждый стал искать способы работать эффективнее, потом ещё эффективнее, а потом ещё. Все руководители были посажены на процент от общего дохода, и их продуктом стало развитие производств. Вклад
в общее дело в виде денег или транспорта добавлял процентную долю участия. Через четыре года общая производительность труда выросла в 60 (шестьдесят) раз. Юмор в том, что это не фантастика и не рекорды, а обычная, нормальная производительность людей, живущих при нормальной форме собственности.
Жизнь в селе изменилась - всё встало на места. Труд и ум стали главной ценностью. Кто работал, стал уважаемым и счастливым. Строить хороший дом и асфальтировать улицу стало нормальным. Дети стали помогать взрослым - и открыли свои счета. Ещё не родившимся заранее выделяли землю. Свой процент получили старики, начинавшие строить этот совхоз полвека назад. Врачи стали получать за отсутствие больных, учителя - за то, что дети в них меньше нуждались. Хаос стал невыгоден - и исчез.
Жизнь стала утопически нормальной просто потому, что у людей появилась справедливая, нормальная собственность. Им принадлежит то, чем по природному праву владеет любое живое существо - эффективность их труда. Она не имеет предела - и человек становится ответственным владельцем своего счастливого будущего. Улучшение своего продукта становится его главной профессией.
Именно так выглядит нормальный прогресс нормального общества. Он именно таков - до тех пор, пока собственность на продукт труда не отнята. А если она отнята? Представьте себе несколько миллиардов человек, и ни у кого нет смысла улучшать свою работу. О каком прогрессе тут можно говорить?..
БЮРОКРАТИЯ И ДЕЛОКРАТИЯ
Почему слуги народа всегда
живут лучше своего хозяина?..
Закон награждения хорошего продукта абсолютно универсален. Он работает во всех сферах жизни, потому что самая главная потребность человека - улучшение его жизни. Везде, где заработок напрямую зависит от востребованного продукта труда, мы видим развитие и процветание. Хороший пример - система глазных клиник Святослава Фёдорова. Когда все получают справедливый процент от общей прибыли, все заинтересованы её увеличить. Те же идеи, но по-своему выразил наш известный политолог и публицист Юрий Игнатович Мухин. Его
книгу "Искусство управлять людьми" я также отношу к числу просветляющих книг нашего времени.
Прежде всего, Мухин без всякого пафоса, то есть честно сформулировал главный закон поведения любого работника: человек всегда стремится получить (быть награжденным) как можно больше, а потерять (быть наказанным) как можно меньше. Заметим: такое поведение совершенно этично. Так ведут себя все живые существа - иначе они погибли бы. Так ведут себя и альтруисты, и лучшие работники, и руководители государства. И система Чертаева процветает именно потому, что он согласился с этим законом. Представим, что человек
ведёт себя иначе: не требует награды за труд и не избегает наказаний. Ясно: или сдвинулся, или в глубокой апатии. Вера в такие "идеалы" идеальна для рабов. Для них её когда-то и выдумали. :)
И вот нормальный человек на работе. Награждать или наказывать его могут две вещи: или доход от своего труда, или начальник. Разница - просто чудовищная!
Если тебя награждает и наказывает твой продукт, он и станет смыслом твоей работы. Тогда главное твоё хобби - улучшать дело и увеличивать выход продукта. Все находят способы договариваться, всем выгодно помогать друг другу, и производительность растёт параллельно доходам каждого. Тут властвует дело, и система - делократическая. Продукт в такой системе конкретен: это то, за что люди согласны платить. Любой другой продукт - профанация и зря потраченные средства.
Если же тебя награждает и наказывает начальник - он и станет смыслом твоей работы! Тогда главное - избежать его гнева и добиться его наибольшего расположения. Заметим опять же: в данной ситуации это нормально. Если вести себя наоборот, путь один - в психушку. Посему главным продуктом работы становится расположение начальства. Властвует начальник, и система - бюрократическая. Сама работа при этом теряет вообще всякий смысл.
Думаете, я утрирую? Посмотрите вокруг. Если у вас есть начальник, многое вы можете изменить для улучшения своего дела?.. Гляньте на сотрудников любой конторы: их задача - решить ваш вопрос, но чем они заняты вместо этого? Они работают в поте лица. Но к делу это не имеет почти никакого отношения, и результат никого не заботит. Недавно, пытаясь заплатить обычный налог за дом, я открыл на двух этажах девять дверей, купил три бланка и получил четыре подписи. А дело состояло в том, чтобы принять деньги и пробить
один приходный ордер!
Любой, кто ставит начальство выше дела - бюрократ. По сути, бюрократы - все, у кого есть начальство. И чем дальше люди от дела, тем безопаснее быть бюрократом. В управленческих кабинетах смысла работы уже почти не осознают. "Власть начальства" впитывается в кровь, и им начинает казаться, что ждать решения начальника - нормально, выполнять глупое решение - тоже нормально, и ничего не делать из-за накладок в приказах - тоже нормально. Результат не имеет значения. Работы куча - дела ноль.
Бюрократ в принципе не несёт ни за что ответственности. И безответственность его несокрушима - просто в виду геометрического положения между. Жалуются подчинённые - виноват начальник-самодур, а ругает начальник - виноваты лентяи-подчинённые. При этом бюрократ всегда имеет какую-то власть. А с ней - и кусок масла. Ну, просто праздник какой-то!
Поскольку дело никак не влияет на работу, на всё должен влиять начальник. Но он не может за всем уследить, и назначает себе помощников. А те - себе. Знаменитый закон Паркинсона гласит: при уменьшении производства, и даже при полном исчезновении его, численность аппарата не снижается, а продолжает расти. Они всегда найдут, чем занять друг друга!
И вот такие работники по странной, необъяснимой причине управляют нашим реальным производством. И страной! Они пишут тысячи норм, лимитов и распоряжений, мешающих работать, а потом штрафуют за нарушение этих кабинетных фантазий. Не производя ровным счётом никакого полезного продукта, они потребляют огромное количество ценностей. Управленцы не просто живут за счёт производства, но и мешают ему себя кормить. До такого даже паразиты не додумались! :)
Мухин предполагает, что именно бюрократия задушила советское производство и привела к его кризису. Доля правды тут, несомненно, есть. Моя гипотеза такова: ввиду особой безопасности жизни, бюрократия размножается тем сильнее, чем ближе кризис экономики. И тем помогает его ускорить. Ну, хоть какая-то польза.
В делократическом производстве бюрократия окажется просто не у дел. Для этого достаточно перенаправить поток денег. Вся выручка должна идти не сверху вниз, а снизу вверх - от рабочих к начальству. При этом все получают свой процент от общей прибыли. Рабочие - свой. Бригадиры - долю от процента рабочих. Начальники цехов - долю процента бригадиров. Директор завода - долю начальников цехов. Министр отрасли - долю директоров. Плохой сотрудник просто не удержится - он снизит общий доход, и его тут же попросят заняться
чем-то другим. Управлять производством останутся только нужные специалисты, продукт которых все согласны оплачивать. И всем будет хорошо.
Почему же такие разумные системы пытаются воплотить лишь единицы "ненормальных"? Потому что мы считаем нормальным то, как живём. Потому что не хотим думать и боимся отвечать за результаты. Потому что согласны работать задаром и терпеть лишения. Потому что верим в заботливую власть и доброе начальство. Воистину, наше общество - отражение нас самих, и воздаётся нам по вере нашей! Аминь.