Здесь можно подписаться на рассылку "Экологическое ЗемлеДелие в
Украине"
ЭКОНОМИКА ЗЕМЛЕДЕЛИЯ БЕЗ ИЛЛЮЗИЙ
Курдюмов Николай Иванович
Продолжение
Выпуск 105
НАУЧНО-ФАНТАСТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИКА
Демократия - это возможность
самим выбирать себе рабовладельцев.
Вся идиллия первобытных общин закончилась с изобретением сельского хозяйства! Как только один крестьянин смог прокормить десятерых, девятеро тут же бросили заниматься земледелием. Двое или трое из них, естественно, занялись самой нужной и ценной работой - распределением продуктов чужого труда. Им важно было объяснить остальным, что они делают, почему берут себе львиную долю ценностей и почему без боя их не отдадут. Так и появилась "экономическая теория". Тех, кто работает, она назвала "производительными силами",
а способ "законно" отнять у них часть продуктов - "производственными отношениями".
Для удобства присвоения и обмена придумали деньги. Это оказалось так выгодно, что деньгам экономия уделяет на порядок больше внимания, чем природе самих товаров. Изобретена масса видов ценных бумаг, за их исследования получен ряд Нобелевских премий. Результат налицо: разных денег в мире на два порядка больше, чем эквивалентно стоящих товаров. Деньги сами стали товаром, и всё запуталось. Чтобы получить ценный товар одной страны достаточно напечатать на станке бумажки другой страны, которые ничего не стоят -
и это считается нормальным, хотя подобный выпуск денег ничем не отличается от их подделки.
На самом деле у экономики, как и у любой науки, есть простая суть, и есть цель, без которой сама экономика теряет смысл. Так же, как сохранение плодородия для сх, главная цель мировой экономики - выживание всего человечества. Хочет она этого, или нет. Любая другая цель науки - продолжение агонии без доступа кислорода. Войны за право хозяйствовать на оставшихся почвах вряд ли оставят кого-то в живых. Выход один - научиться процветать все вместе. Иначе и горячо любимая собственность, и удовлетворение изысканных
потребностей, и все экономические теории станут тем же, чем стало изобилие роскоши на борту "Титаника".
ПОТРЕБНОСТИ КАК ЦЕЛЬ ЭКОНОМИКИ.
Капитализм - это эксплуатация человека
человеком, а коммунизм - наоборот!
Работающий человек создаёт продукт (потребительная стоимость), часть которого использует сам, а часть меняет на другие продукты. Не важно, как - бартером или за деньги. Важна только честность обмена.
Но только появился продукт - тут же появляются производственные отношения. Сами они ничего не производят и никакую стоимость не создают. Это просто способ распределить общие блага не в ущерб себе. С его помощью авторы "отношений", не создавая стоимости товаров, эффективно влияют на их цену. Но сначала им нужно было повлиять на наш ум.
Сейчас люди ставят цели двумя способами: "когда рак на горе свистнет" и "когда жареный петух клюнет". Оказывается, чем большему количеству людей цель полезна, тем дольше она осознаётся. Труднее всего мы осознаём общечеловеческие цели. Почему? Потому что есть отдельные человеки, которым неполезна цель большинства. И они нашли идеальный способ отвлечь это большинство от осознания своих целей - свели цели экономики к удовлетворению личной утробы, чувств и воображения.
"Всё для блага человека" - классическая цель политической экономии - обычная приманка, морковка для ослов. Вдумаемся самую малость, и увидим: эта цель принципиально не достижима. Потребности даже одного человека удовлетворить невозможно - они безграничны по своей природе. И уж точно не помогут удовлетворить чужие потребности! Тысячи кулинарных блюд, поглощаемых сытыми, никогда ещё не делали более сытыми почти миллиард голодных. Если говорить без дураков, упомянутый лозунг реален только в его корректной форме:
"Всё для блага человека (имя, фамилия)". В этом виде он тысячи лет и реализуется.
Лозунг пролетарской экономии "От каждого по способностям, каждому по потребностям" вытекает из первого, и реализуется так же чётко: у одних берут способности, а другим удовлетворяют потребности.
Как видим, на деле обе экономии стремятся к одному: получить меркантильную выгоду.
И неминуемо проигрывают! Любой меркантильный (то есть классовый) подход - тупик для экономики. Вот простая иллюстрация. По реке плывут рядышком две баржи - например, "Коммунизм" и "Капитализм". На первой работает большинство, а блага делятся поровну между всеми. На второй тоже работает большинство, но львиную долю благ имеют "20% обеспеченных". Экономисты этих барж будут до драки спорить, где лучше. Но суть процесса в ином: никто не смотрит вперёд. А там - Ниагарский водопад. :)
Деградация почв и урожаи ценой чудовищных затрат - ситуация общепланетная. Изобилие в отдельно взятой стране - давно уже миф, превращающий одни страны в спрутоподобных монстров, а другие - в их недолговечные аграрные придатки. Экономика, обслуживающая отдельных людей, патогенна по природе. Экономика, развивающая отдельные страны в ущерб другим, безвыходна, как цепной пёс, который сдуру загрыз своих хозяев.
Удовлетворение потребностей - не цель, а лишь средство. Средство достижения общих целей человечества. Как красиво заметил автор, "вырождение этого средства в цель приводит к динозавризации человечества с последующей его самоликвидацией путём самоедства". И это экономически верно: ведь чем больше труда (стоимости) тратится на ублажение изощренных потребностей, тем меньше усилий можно направить на решение глобальных задач. Очевидно, главным признаком выжившей цивилизации будут как раз разумные потребности.
Настоящая цель цивилизации может быть поставлена только всем человечеством. Тут нет вариантов: эта цель - бесконечное процветание всего человечества. В философском смысле, вероятно - переход в ноосферу, в перспективе, скорее всего - освоение Галактики. Все прочие цели должны подчиняться главной цели. Иначе возникает противоборство целей - хаос. Это очевидно.
ТОРГОВЛЯ ХАОСОМ
Производители сигарет в последний раз
предупреждают Минздрав!..
Почему же наши цели так противоречивы?
Потому что торговля хаосом - самая выгодная торговля. Достаточно убедить нас, что есть "опасность", и мы охотно платим за "спасение"! Львиная доля наших потребностей - вера в мифические опасности. Мы уверены, что не болеть нельзя, что внешность - главное; что дети - глупые, и учить может только учитель, а не жизнь; что деньги может платить только работодатель; что есть плохие страны, войны с которыми неизбежны; что терроризм - происки злых изгоев, а не политика власти; что полиция спасает от преступников, а
не прикрывает их; что закон служит справедливости, что власть думает о людях, а пресса пишет правду.
Вместо того, чтобы решать свои проблемы самостоятельно, мы верим страшилкам - и ищем помощи. Вот эти потребности и предлагает удовлетворять хитрая экономия! Но всё ещё смешнее: мы сами платим хаосу - и этим поддерживаем его. И хаос благодарно процветает: чтобы зарабатывать на проблемах, их надо создавать! Наше обычное общество - детский сад абсурда: искусственные проблемы, выгодная борьба, доходный ремонт и фальшивая забота, вечная память жертвам, честь и слава героям войн и катастроф - и мгновенное забвение
тех, благодаря кому катастрофы не происходят, и остракизм для тех, кто делает ремонт не нужным.