"МЕТРО И ВОКЗАЛЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА" часть 6 (начало в предыдущих выпусках).
12. Знамение («Площадь Восстания»)
Мы снова возвращаемся к истории питерского метро. «Площадь Восстания», как мы помним, стала конечной станцией первой очереди. Построена она была в одном из главных транспортных узлов северной столицы: на пересечении Лиговского и Невского проспектов, вблизи Московского вокзала.
Обычно здесь многолюдно, поэтому познакомимся с этой станцией кратко.
«Площадь Восстания» — пилонная станция глубокого заложения, ее глубина 58 м. Архитекторы Ганкевич, Журавлев и Фомин, оформляя подземный зал, сохранили конфигурацию тоннеля, стараясь как можно ближе подойти к габаритам конструкции и использовали пространство зала с максимальной полнотой. Задумав сохранить такое очертание станции, архитекторы подчинили этому замыслу всё.
Цоколь, облицованный красным уральским мрамором, поднимается в высоту всего на 60 сантиметров и является самым низким среди станций. Сводчатый потолок украшен ослепительно белыми лепными арками, со встроенными в них световыми дугами, и в чем-то напоминает потолок станции «Нарвская». В богатой декоративной отделке использованы элементы архитектуры классицизма.
Тема оформления подземного зала — Октябрьское вооружённое восстание 1917 года, хотя особого отношения площадь Восстания к октябрьским событиям не имеет. Разве что революционные массы в числе первых стратегических объектов захватили Николаевский, ныне Московский, вокзал. На пилонах центрального подземного зала размещены 4 барельефа: «Выступление В. И. Ленина у Финляндского вокзала», «В. И. Ленин у шалаша в Разливе», «Выстрел „Авроры“» и «Штурм Зимнего дворца». Сюжеты и исполнение,
что называется, дежурные, однако есть у них и особенность. Один из барельефов содержит единственное сохранившееся изображение Сталина в питерском метро. Попробуйте найти его самостоятельно. Первоначально станция имела только один выход, на площадь Восстания, торцевую стену центрального подземного зала украшал скульптурный портрет В. И. Ленина. Ильичом, которым и так было переполнено ленинградское метро, без ущерба пожертвовали в 60-х годах, когда был обустроен второй выход, к Московскому вокзалу…
13. «Красная стрела» (Московский вокзал)
Мы достигли последней точки нашего маршрута.
Итак, вспомним начало развития железных дорог в России. Царскосельская дорога, построенная в 1838 году, была опытной. Она показала, что железные дороги при всей дороговизне строительства могут окупаться достаточно быстро. В воздухе витала идея строительства железной дороги между Петербургом и Москвой.
Вспомним, что представляло собой путешествие из Петербурга в Москву во времена Николая I. К тому времени две столицы связывала уже не просто дорога, а шоссе, то есть дорога с относительно твердым щебеночным покрытием. В качестве общественного транспорта с 1820 года использовались дилижансы – огромные кареты на четырех человек. В дороге длиной 720 км лошади менялись 25 раз, и только через неделю измученные путники прибывали в столицу. Билет стоил 95 рублей, что по тем временам
было состоянием, поскольку за два рубля можно было купить теленка. Для публики попроще со временем появились «сидейки» - те же дилижансы, но на 14 мест с билетами от 3 до 5 рублей.
Появлению намного более удобного и быстрого сообщения между городами мы обязаны замечательному русскому инженеру Павлу Петровичу Мельникову. Он являл собой редкий пример сочетания высокой образованности, организаторских способностей и просто благородства. С этими качествами Мельников сумел дослужиться до поста Министра путей сообщения и дожил до глубокой старости. Итак, в 1837 году инженер П.П. Мельников и его ученик Кербедз, обоим покровительствовал сам Николай I, на полтора
года отправляются в Европу изучать опыт строительства железных дорог. Заметим, что самому Мельникову в это время было всего 26 лет. По возвращении ими был составлен отчет в пяти томах на полутора тысячах страницах. Практически сразу после этого Мельников уже с другим коллегой – профессором О.Н. Крафтом еще на полтора года отправляются в США И еще пять томов на 1500 страницах. Резюме – строительство дороги между Москвой и Петербургом при правильной организации будет экономически эффективным. Отчеты молодого
инженера кочуют из одного государственного департамента в другой, а тем временем Мельников и Крафт разрабатывают проект строительства дороги между Москвой и Петербургом…
Вот и закончилась наша экскурсия. Как видим, вокзалы и станции метро только на первый взгляд кажутся чисто утилитарными и оттого унылыми строениями. На самом деле это нервные узлы городской жизни, здесь сконцентрированы история и искусство, судьбы знаменитых и просто обычных горожан. Об этом нелишне вспоминать, пользуясь каждый день удобным и быстрым транспортом…
Экскурсию "Метро и вокзалы Санкт-Петербурга" любезно предоставила компания AudioGid - www.audiogid.ru
В следующем выпуске - "Петербург Достоевского". До новых встреч!
PS: Приглашаю Вас в "Школу Природного Голоса", где каждый может возродить свой Природный голос - удивительный по красоте и силе. Подробнее - www.goloslogos.ru