"МЕТРО И ВОКЗАЛЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА" часть 3 (начало в предыдущих выпусках).
6. Во глубине кембрийских глин («Пушкинская»)
Мы на станции «Пушкинская», одной из красивейших станций петербургского метро. Здесь в совершенстве выражен дух Петербурга, воплощенный в архитектурную форму: гранит и мрамор, строгость и вольность, подземелье и небеса, Пушкин и Царское Село. Давайте подойдем поближе к торцевой части вестибюля, где находится памятник великому русскому поэту.
Станция «Пушкинская» - единственная станция первой очереди, которая не принимала пассажиров в момент открытия первой очереди 15 ноября 1955 года, поезда здесь не останавливались еще полгода, пока не были преодолены возникшие проблемы с сооружением эскалатора.
Первоначально оформление станции планировалось связать с темой строительства Царскосельской железной дороги, первой в России. Ведь над нами Витебский (бывший Царскосельский) вокзал, с которым мы еще познакомимся. В окончательном проекте тематика изменилась — станцию решили целиком посвятить Пушкину. В Царскосельском лицее воспитывался будущий поэт, этому прекрасному пригороду посвящено несколько его стихов.
Станция строга и изящна. Пилоны как и на других станциях облицованы белым мрамором, а пол выстлан тёмно-красным гранитом с Токовских разработок в Украине. В нишах установлены черные мраморные торшеры с хрустальными чашами, светильники в чашах создают удивительное мягкое и приглушенное освещение станции, подчеркивая ее главную, алтарную часть.
В «алтаре» – статуя Александра Сергеевича Пушкина работы знаменитого ленинградского скульптора Михаила Константиновича Аникушина. Он автор еще двух памятников поэту – на станции «Черная речка», и перед Русским музеем. Размещенное за фигурой поэта панно художницы Энгельке, изображающее угол Царскосельского парка, усиливает ощущение алтаря и создает иллюзию открытого воздуха и бесконечной дали, которая так важна в подземном сооружении.
Торцевая стена «Пушкинской» - это распахнутое настеж окно, откуда в подземный мир устремляется свежий воздух. Наверное, другой станция «Пушкинская» и не могла быть. Несмотря на близость вокзала, здесь всегда тихо и уютно, благодаря притушенному свету, особенно вблизи алтаря. Подземный Пушкин искренне любим горожанами, у его ног всегда свежие цветы…
7. Окно в Европу (Витебский вокзал)
Мечта Николая I и первых строителей железной дороги сбывалась: Россия уверенно становилась железнодорожной державой. В 1880-х годах общая протяженность путей составляла 45 тыс. километров, а к началу первой мировой войны выросла до 75 тыс. км. По этому показателю наша страна уступала только США, причем почти половина всех дорог принадлежала частным компаниям. Даже за все годы советской власти протяженность российских магистралей увеличилась всего на 10%.
Итак, мы перед Витебским вокзалом. Новая жизнь Царскосельской дороги началась в 1900 году, когда на волне железнодорожного бума ее приобрела Московско-Виндаво-Рыбинская дорога. Новые владельцы решают ее реконструировать, и из увеселительной дороги превратить в полноценную магистраль для пассажирских и грузовых перевозок в юго-западном направлении. К тому времени конфигурация этой частной железной дороги была своеобразная, она состояла из двух параллельных непересекающихся
веток в направлении восток–запад: одна от Рыбинска до Пскова, другая – от Москвы до прибалтийского порта Виндавы – ныне латвийский Вентспилс. «Вертикаль» от Петербурга на юг до Витебска логично связывала эти ветки и прокладывала путь к европейским городам. В 1904 году открывается движение по новой дороге. Петербургской публике предстает новый вокзал, который стал символом второго рождения исторической дороги, и принял на себя огромный пассажиропоток, не свойственной до этого пригородному сообщению.
Надо сказать, что одним из главных условий модернизации Царскосельской дороги было сохранение ею статуса пути в Царское Село. В целях безопасности и возможности беспрепятственного движения императорского поезда для этого был устроен третий путь, который так и назывался Императорский. Справа от нас со стороны засыпанного Введенского канала был построен Императорский павильон, от которого и отходил поезд с августейшими особами.
Павильон сохранился и сейчас, а на месте бывшего Императорского пути находятся платформы пригородного сообщения. Первые 14 верст Императорский путь шел рядом с основной двухпутной дорогой, затем уходил вправо и приближался к Александровскому дворцу в Царском Селе…
В следующем выпуске - ФМ-станция (м. Достоевская), Стиль и технологии (м. Спортивная)! :)
PS: Приглашаю Вас в "Школу Природного Голоса", где каждый может возродить свой Природный голос - удивительный по красоте и силе. Подробнее - www.goloslogos.ru