Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

От Руси до России

  Все выпуски  

От Руси до России Я ржавею – мне так нужна война.


Информационный Канал Subscribe.Ru

Я ржавею – мне так нужна война.

 

 

Фельдмаршал Бурхард Христофорович Миних проснулся середь ночи.

 – Мне нужна война.

- А? Что? – не поняла жена.

- Мне нужна война.

- Спи – сказала жена.

- Дура! Мне нужна ВОЙНА!!!

 

(Воспоминание из Пикуля).

 

И вот я засел за отечественный «Блицкриг» (фирма “Nival”). Правда, во всевозможных форумах многие геймеры выражали недовольство новой версией своей любимой игры. Типа, сплошная бойня со спецэффектами и никакой тебе свободы маневра.

Поскольку я превыше всего ценю маневр, то решил начать не с новой версии «Блицкриг 2», а со старого «Блицкрига». И был обескуражен.

Причины моего разочарования можно разделить на две группы. Во-первых, объективный характер войны в двадцатом веке. Представьте себе, танки - основа вооруженных сил, а горят как свечки при первом же соприкосновении с противником, не успевая толком повоевать. Про пехоту я вообще не говорю – жуткое дело в ней служить. Просто мясо.

Вот и получается, что ты вынужден воевать на американский манер – перед атакой устраивать длительные ковровые бомбардировки и артобстрелы вражеских  позиций. А затем занимать развалины городов. Мало удовольствия и искусства.

Правда, игра довольно хитро организована. Вот представьте себе – контрудар немцев под Витебском. Фрицам надо перейти мост, но за ним – мощный советский дот. У немцев имеется огромная самоходная мортира «Карл» (тонн на девяносто), способная разрушить любые укрепления. Но дальнобойная советская артиллерия засечет ее по выстрелам и уничтожит. В общем, «ножницы режут полотно, камень затупляет ножницы, полотно обволакивает камень».

Ладно, с этим мы знакомы по древней и средневековой военной истории (копьеносцы уничтожают кавалерию, кавалерия рубит стрелков, стрелки выбивают копьеносцев). Искусство войны состоит в правильном применении и взаимодействии средств.

Компьютер настоятельно предлагает бомбить артиллерию, но он же говорит о том, что она прикрыта зенитными орудиями. «Отправьте снайпера через другой мост, чтобы уничтожить расчеты зениток. Но делайте это осторожно – мост охраняется».

Снайпер уничтожает расчеты, бомбардировщики ликвидируют дальнобойные пушки, мортира «Карл» громит дот, танки захватывают железнодорожную станцию, на нее прибывает подкрепление («пантеры» и «тигры») и т.д.

Неглупо, но какое-то жлобство получается с этими снайперами. Вместо последних можно использовать и отдельных солдат – дабы разведать огневые точки противника (ценой собственной жизни обычно) или даже захватить вражеские орудия и повернуть их против него.

В общем, выходит, что главное средство, в конечном счете – дальнобойная артиллерия.

А как же танки?

С развитием огнестрельного оружия, войны в девятнадцатом веке постепенно приобрели позиционный характер. Вышел из траншеи – и все. Первая мировая была крайним проявлением такого подхода.

Германия, желавшая сломать сложившийся после войны международный порядок, должна была уйти от этой шахматной схемы размена и упрощения ситуации (где все решают ресурсы).

То, что война должна быть быстрой и победоносной (а в противном случае, ее лучше не начинать) знали с древних времен. Но над идеей «блицкрига» в современном понимании плодотворно работал Мольтке-старший – знаменитый начальник Генерального штаба в Пруссии и Германии. Война на два фронта – кошмар немецких стратегов. А она неизбежна, вследствие переоценки своих сил и пренебрежения к противнику (и плохой дипломатии). На этом споткнулся еще Фридрих Великий, который в Семилетнюю войну воевал, одновременно, против Франции, Австрийской империи, России, Швеции, германских государств.

Мольтке в грядущей войне планировал всеми силами разгромить сперва Францию, а затем перебросить войска на Восток. Расчет был при этом на неоперативность России, разброс ее войск. Однако даром ничего не дается. Пока немцы громили бы французов, армия русского царя заняла бы всю Пруссию (и бог знает что еще).

Когда Мольтке-старший умер, начальником Генштаба Германской империи стал его сын. А семейственность в делах до добра обычно не доводит (это мы видим и на примере современной России с ее квазифеодализмом во всех сферах жизни). Мольтке-младший как типичный обыватель, боялся жертв. Он хотел и «на елку влезть, и задницу не ободрать». Поэтому решено было разделить армию, и значительную часть ее оставить для защиты Восточной Пруссии.

В 1914 году Пруссия была защищена, вторгнувшаяся туда армия генерала Самсонова разгромлена. Однако ослабленная западная группировка не смогла разбить французов. Война перешла в чудовищную позиционную фазу, принеся неисчислимые беды всем воюющим сторонам.

Погибло 10 миллионов здоровых мужиков. В результате изменилась вся структура общества (и не в лучшую сторону). В России произошла революция, повлекшая гражданскую войну.

Победители – Англия и Франция оказались должны американцам кучу денег. Потеря колоний стала вопросом времени. Кроме того, не обладавшая очень большим человеческим потенциалом Франция фактически истекла кровью. Это показали события следующей войны, где она бесславно капитулировала.

Австрия развалилась. Германия (где как и в России случилась революция) капитулировала на очень жестких условиях (изумивших немцев). Отсюда у многих немцев возникла навязчивая идея реванша, давшая карт-бланш Гитлеру.

Развитие техники, казалось, давало Германии шанс.

Выход из позиционного тупика (где немцы неизбежно проигрывали, вследствие скудости ресурсов) состоял в глубоком прорыве танковыми клиньями (см. Сергея Переслегина) с разгромом тылов и коммуникаций противника. Танки заменили кавалерию.

В этом и состояло тогда наивысшее искусство войны. Американские генералы же шли по простой схеме – массированные бомбардировки. И не только потому, что боялись потерь, но также и из-за неуверенности в собственном полководческом мастерстве.

Советский Союз нашел свое решение – «война народная», с сильнейшей идеологизацией, вплоть до приурочивания отдельных операций к памятным датам.

Переслегин критикует все три способа ведения войны. Видимо, образцом для него является японская операция при Перл Харборе («непрямые военные действия» в стиле Сунь Цзы). Правда, в сражении при атолле Мидуэй и японцам военное искусство изменило.

 

Однако вернемся к игре. Может я чего-то не понял, хотя сыграл штук восемь сражений (ужасно долгих из-за всех этих манипуляция со снайперами и бомбардировками). Но маневра не получилось. И танковых прорывов тоже.

Принцип организации «Блицкрига» несколько отличается от “Total war”. Здесь также есть стратегические кампании (их три: за СССР, за немцев, и англоамериканских союзников). Плюс «исторические сражения»: Битва на Курской Дуге, контрнаступление немцев под Витебском, авиационная атака союзников при Дессау.

Кампании разделяются на отдельные операции, носящие характер прохождения миссий. То есть, тебе выдают несколько штук танков, пушек, пехотных подразделений и ставят задачи: занять поселок, отразить атаку вражеской бронетехники и т.д. Вплоть до мелочей. Плюс можно вызывать авиацию (если позволяет погода).

В отличие от “Total war” соединения противника сразу не видны, а обнаруживаются при боевом соприкосновении. Это, конечно, более реалистичная ситуация, однако она превращает битву в хаос и провоцирует вышеописанный сверхосторожный (и потому малоинтересный) метод ведения военных действий. Кстати, в заведенном на меня компьютерном личном деле («майор игрок») особо было отмечено такое мое ценное боевой качество, как «осторожность» и умение «воспитывать личный состав» J.

В “Total war”, если помните, «туман войны» существует только на стратегической карте кампании.

В «Блицкриге» же (насколько я понял) практически нет свободы действий. То есть, скажем, сторона не может проиграть войну, если исторически она ее выиграла. Не будет альтернативной истории. Ну и ладно.

Но вот эта заорганизованность… Повоевав за вермахт в Польше и Франции, я (кажется, штурмуя занятый англичанами Тобрук на границе Ливии и Египта) успешно нарушил предлагаемую мне «схему принятия решений». Всех англосаксов победил. Планировалась атака танков противника, но, поскольку я их уже разбомбил, она не состоялась. Однако не была снята с повестки дня («задачи миссии»). Так я и не дождался объявления победы. «Не надо как лучше, надо как положено».

 

Мимо величайшего танкового сражения всех времен и народов – исторической Курской битвы пройти было невозможно. Однако она не была непредсказуема.

Собственно, победа СССР в Битве под Курском представляется самоочевидной (из теплой квартиры J). Советское руководство знало заранее о готовящемся наступлении немецких войск. Оно располагало значительным превосходством в живой силе и технике и решило выстроить глубоко эшелонированную оборону, дабы измотать противника, а затем нанести ему сокрушительный удар. Так все и получилось.

Конечно, если бы наши генералы наделали ошибок… Но они уже обладали большим опытом и рассчитывать на те же провалы, что были в 1941 и. отчасти, в 1942 (поражения советских войск в Крыму и под Харьковым) фашистам не стоило.

 

Зато, атаку англоамериканских союзников при Дессау я не стал проводить. Город был нашпигован немецкой техникой («тигры», «пантеры», мортира «Карл», дальнобойные пушки, зенитки…). Опять-таки следовало высадить снайпера, ликвидировать расчеты зениток и начинать тотальную бомбардировку. Но снайпера надо было высадить на краю города, а затем вести его через весь Дессау. Что непросто.

 

 Гитлер, как всегда, крепко надеялся на «чудо оружие», в этом проявлялся его фантастический характер. В данном случае речь шла о тяжелом танке «Тигр» (Pz YI Tiger: 56 тонн, 88 мм калибр орудия, 100 мм броня, 38 км/ч скорость), среднем (но очень мощном) танке «пантера» (43 т, 75 мм калибр, 100 мм броня, 46 км) и самоходной противотанковой установке «Фердинанд» - позднее ее назовут «элефант» (68 т, 88 мм калибр, 200 мм броня, 22 км/ч).

С «Фердинандом» вообще вышла история. Готовился новый тяжелый танк (не «Тигр» ли?). Как всегда, на этой ниве конкурировали корпорации «Порше» и «Хенкель». Гитлеру понравился образец Порше, он заказал сразу 90 штук. А военные предпочли проект «Хенкеля». Но было уже готов 90 платформ этих самых поршей. Поэтому, поразмыслив, немецкие инженеры поставили на них тяжелые пушки, и получилась крупнейшая немецкая САУ (отличие самоходной установки от танка в отсутствии башни, следовательно, пушка не поворачивается).

Она была малоподвижна, но почти неуязвима благодаря толстой броне. Однако, на российских пашнях вязла. Поэтому была переброшена на каменистые почвы Италии. Но, вследствие дороговизны немцы новых фердинандов не делали.

Наряду со «слоном» был еще «носорог» - самоходка с дальнобойной пушкой, но слабой броней (в игре, как и положено, дается необходимая информация по боевой технике воюющих сторон).

Зато в конце войны германские инженеры спроектировали сверхтяжелый танк Maus – «Мышонок» (188 тонн, 128 мм калибр, 300 мм броня, 20 км). Чуть ли не в три раза больше «Тигра»! А ведь, когда Германия начинала войну, она отставала по тяжелым танкам от Франции и Советского Союза.

Из эволюционистики мы знаем, что появление громоздких бронированных монстров в той или иной группе животных является знаком ее вымирания (примеры – динозавры мелового периода, огромные головоногие моллюски аммониты со спиральной раковиной в 3м диаметром; панцирные рыбы девонского периода, гигантские звери предледниковья и т.д.).

Пресловутый «мышонок» был выпущен в количестве двух экземпляров. Заведомо провальная затея.

Демократические союзники, надо отдать им должное, не пошли по такому пути. Хотя, если вспомнить, танк – изобретение англичан (Первая мировая). Английские танки применял в боях против большевиков на Каховском плацдарме (Крым) барон Врангель.

Тем не менее, американцы во Второй мировой радуют своей сверхтяжелой САУ (самоходной установкой) Т-28, предназначенной для прорыва вражеских позиций (95 тонн, броня 305 мм, скорость 18 км/ч).

Что касается Советского Союза, то его машины не столь эффектны, как немецкие, зато гораздо более гармоничны по виду. В начале войны хорошо показали себя танки класса КВКлимент Ворошилов»). Им на смену пришли ИСы («Иосиф Сталин»): ИС-2 (46 тонн, 122 мм калибр пушки, 120 мм броня, 37 км/час) и Ис-3 (появившийся в конце войны и приведший на испытаниях союзников в состояние шока) и самоходки ИСУ. Это была сила.

Плюс знаменитые Т-34.

Да, по количеству танков СССР держал пальму первенства до самого своего конца. В Германии и других странах Центральной Европы стояли 50 000 наших танков (почти все пошло на металлолом).

Впрочем, в современной войне танки значат не очень много. Авиация научилась очень ловко уничтожать наземную технику. Что и показали войны в Заливе.

Правда, через какое-то время и сама эта авиация будет также свободно ликвидироваться из космоса.

 

 

Вообще, консультант «Блицкрига» явно питал слабость к немецкой технике (как и подавляющее большинство романтических любителей Второй мировой войны). «Тигр» и «Пантера» у него – лучшие танки периода. А про Т-34-85 сказано скромнее: «машина оказалась уязвимой для поздних немецких танков,  хотя и сама имела шанс подбить любой из них».

На смену пришел «Т-34 образца 1942 года. Быстроходный и маневренный танк. Имеет прочную и рационально размещенную броню, мощную пушку. Тесен и неудобен для экипажа».

Правда, сами создатели игры патриотичнее. Один недобитый романтик даже жаловался в форуме: «Да за что же авторы так немцев не любят?! Ну, никак не победить СССР!».

На что ему веско отвечали: «Лучшее лекарство от СССР – это воевать на стороне СССР». Типа – не можешь победить противника – присоединяйся к нему.

Да, вот вам печальные последствия романтизма L, который в его конкретной исторической форме был порождением германского духа. У нас ведь абсолютно неверно понимают характер явления. Отдельные гражданки думают, что это какой-то ужин при свечах. А на самом деле романтизм – это мертвецы и гробы. Отверженный Манфред и «Тотенкопф».

Говоря словами советского поэта: «не вздохи на скамейке». Хотя быть может, и «прогулки при луне». С вампиром.

 

Помучившись с «Блицкриг 1», я решил  все же посмотреть, какие такие усовершенствования внесены в новую версию. И приятно удивился.

Вот ведь какие у нас несправедливые критики, ругавшие новую версию игры! Да второй блицкриг сто очков вперед первому даст.

Что же изменилось?

Во-первых, сама стратегия стала гораздо лучше. Хотя данный термин здесь не вполне уместен. Согласно Клаузевицу, военная стратегия есть использование результатов сражений в целях достижения окончательной победы в войне. Сюда можно добавить еще экономическую стратегию, культурную стратегию и др. В любом случае речь идет о долгосрочном планировании. Но подлинной стратегической карты в «Блицкриге» нет. И, как бы вы не сражались, на результатах кампании это не отразится, Карфаген будет разрушен.

Кому интересна чистая стратегия, может поиграть в «День Победы 2». Там стратегическая карта прописана до чрезвычайности, а сражений в реальном времени нет.

В «Блицкриге» же есть карта оперативно-тактическая. Под оперативным началом подразумеют маневр, перемещение войск. Тактика же – чистое сражение.

Критикам новой версии игры не нравилось то, что карта буквально нашпигована подразделениями противника, так что времени и пространства для маневрирования весьма мало. Это верно, отчасти.

Но зато – какая великолепная тактика! И главное, создатели «Блицкрига» избавили игроков от промахов первой версии, которые меня, например, чрезвычайно раздражали. Там артиллерия и снайперы были почти всемогущи. А танки горели как свечки. Поэтому приходилось воевать в американском духе – ковровыми бомбардировками. Либо, засылать снайпера через линию фронта, убирать вражеских зенитчиков и артиллеристов, захватывать орудия, поворачивая их на противника… А затем танками занимать руины городов.

Но ведь блицкриг – «быстрая война», это именно танки! Гейнц Гудериан, создатель немецкой танковой мощи, в своей книге «Танки вперед» (заботливо изданной издательством «Русич») пишет о слабости артиллерии перед грозными боевыми машинами. Пожалуй, у танков в войну был один лишь по-настоящему грозный противник – авиация, и также вследствие своей мобильности (но только сейчас этот противник доказал свое абсолютное превосходство - см. войны в Ираке).

И вот, в новой версии игры, танки не столь уязвимы, и их всласть можно погонять по вражеским позициям.

Во вторых, улучшение коснулось изобразительной стороны. Особенно приятны осенние пейзажи. Правда, подлинной трехмерности (наподобие той, что имеется в “Rome. Total war”) увидеть не удалось. Непонятно поэтому столь резкое повышение требований к качеству видеокарты по сравнению со старой версией игры.

Но это мелочь. Оттянуться в «Блицкриге» очень даже можно.

Итак, игра включает в себя три возможные кампании: за англо-американских Союзников; за страны Оси (точнее, Германию); за СССР.

Каждая из кампаний делится на части. Война во Франции 1940 года, война в Северной Африке, Сталинградская битва и т.д. В этих частях имеется одно главное сражение и несколько второстепенных, на выбор. Эти второстепенные бои нельзя совершенно игнорировать, однако, ибо тогда не будешь допущен к главному. То есть в «Блицкриге» реализован тип прохождения миссий с последующим повышением уровня.

Юнитов строить здесь нельзя, зато можно вызывать подкрепления, которые, естественно, ограничены.

Исторических сражений (типа битвы на Курской дуге) во второй версии нет.

 

Итак, перехожу к описанию личного игрового опыта. Первую кампанию я провел за немцев (да простят меня патриоты). Дело в том, что хотя танк – изобретение английское, времен первой мировой войны, его значение по-настоящему первыми поняли именно немцы. Конкретно – Гудериан (хотя теорией занимались и американец Фуллер, и англичанин Лиддел Гарт). До него эти машины рассматривались лишь как средство поддержки пехоты, отныне же пехота превратилась в средство поддержки танков (для действий на сильно пересеченной местности, борьбы с противотанковыми средствами, занятия городов и пр.). Без танков потери среди пехотинцев бывают просто чудовищны.

События в Польше 1939 года (первый пример танкового блицкрига в истории) оказались пропущены, кампания началась во Франции. Французы обладали не меньшим количеством танков и самолетов, чем Германия, но находились в плену идей Первой мировой войны (пассивная оборона), полагаясь на мощь своей линии Мажино. Которую германские войска попросту обошли. В игре мне запомнилось главное сражение, точнее три связанные между собой боевые задачи.

Кампания в Африке еще интереснее. Как известно, Муссолини, обуреваемый эпигонской затеей возрождения римской империи в бассейне Средиземноморья, развернул захватнические войны на Балканах и в Северной Африке. И всюду был бит, особенно в Ливии, где англичане в 1941 году нанесли ему сокрушительное поражение (одними пленными итальянцы потеряли 130 тысяч человек!). Главной причиной этого поражения явилась очень плохое качество итальянских танков и другой военной техники.

Италия вынуждена была обратиться к своему могущественному союзнику. В ливийские пески прибыл Эрвин Роммель – один из лучших генералов Второй мировой войны. Его танковый корпус добился больших успехов и стоял на пороге Египта. Однако,  в решающем сражении под Эль Аламейном, где англичане обладали значительным превосходством в количестве самолетов и современных танков (они получили большие партии средних танков «Грант» и «Матильда») немцы были отброшены. Это стало началом их агонии в Африке. Между прочим, на Западе любят трактовать сражения под Эль Аламейном и в Коралловом море (против японского флота)  в качестве переломных битв Второй мировой (дабы преуменьшить решающие победы советских войск под Москвой, Сталинградом и Курском).

В этой мини кампании главное сражение еще интереснее.

Третьей мини кампанией являются бои под Сталинградом. Я бы охарактеризовал их как высшую точку игры. Как известно, события разворачивались осенью и осенние пейзажи выдержаны в великолепно подобранных красках. Есть даже ночная миссия – сопроводить танками группу инженерных грузовиков.

Бои в Сталинграде вообще великолепны. Здесь появляются знаменитые «катюши». Этот тип оружия, помимо своей убойной силы обладает высокой подвижностью, меняя положение после каждого залпа. Так что дальнобойная артиллерия, пытаясь засечь «катюшу», каждый раз бьет мимо цели. Единственный недостаток – крайняя уязвимость в случае попадания, так что надо держать данные машины подальше от противника.

Наконец последний этап – контрнаступление немцев под Арденнами в Бельгии (1944). В советской историографии любили расписывать данную битву как пример военной несостоятельности американцев. На самом деле, она закончилась для Германии стратегической неудачей, о чем писал и ее непосредственный участник немецкий танковый генерал Гот.

В «Блицкриге 2» битва под Арденнами почему-то представлена в виде серии запутанных миссий (ни одного нормального танкового сражения!). Например, захват американского штаба. В центре местности находится озеро, на противоположных сторонах размещаются немцы и Союзники. Атакуют и те и другие, причем американские спецназовцы двигаются даже по водной глади на лодках.

Главную проблему для германских частей представляют многоствольные реактивные минометы (типа наших «катюш»), постоянно перемещающиеся. Но у немцев имеется свой ассиметричный ответ – некое «супероружие».

Да, забыл сказать, в игре, естественно, присутствует панель управления, где каждый род войск обозначен понятным значком. Но вот супероружие, появившееся в последних главах обозначено черепом. Полагая, что это какая-то машина, я активировал его, пригласив занять свое место среди танков и артиллерии. Увы, точно джинн из бутылки возникла ракета, точно нацелившаяся на мои позиции. Не успел я опомниться, как все танки и пр. лежали обугленные (авторы игры проявили свое чувство юмора). Пришлось начинать все сначала.

Это была знаменитая «Фау-2» – предшественник баллистических ракет (будущей основы боевой мощи СССР).

Для борьбы с замаскированной, или перемещающейся дальнобойной артиллерии Фау в игре оказались более пригодны, чем бомбардировщики или штурмовики, поскольку не зависят от погодных условий, не боятся зениток и истребителей и добираются до цели очень быстро.

В некоторых миссиях Арденн в качестве подкреплений можно было вызвать такого курьезного монстра, как противотанковое самоходное орудие «Фердинанд». Тупая грибообразная машина с очень толстой лобовой броней эффективно использовалась при атаке в лоб, например при форсировании мостов (могла замочить до пяти танков противника, прежде чем…). Но отсутствие башни и крайняя неповоротливость делала ее уязвимой при фланговых атаках.

После четвертой мини кампании компьютер выдает небольшую анимацию, где ветеран второй мировой запускает с ребятишками планер. Финал.

 

А теперь я играю за СССР. И первым моим боем было спасение партии «катюш» из вражеского окружения и транспортировка их в безопасное место. Шел 1941 год…

 

 

Алексей Фанталов.

 

"Хроники Селевкидов"

Стратегический роман.

I.

II.

III.

IY.

Y.

YI.

YII.

YIII.

IX.

 


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: country.ru.russian
Архив рассылки
Отписаться Вебом Почтой
Вспомнить пароль

В избранное