[лист "Кооператор юга России"] Круглый стол о развитии сельского хозяйства в условиях кризиса
Круглый стол о развитии сельского хозяйства в условиях кризиса
Источник: http://www.agroru.com/news/313376.htm
Дата публикации: 17 апреля 2009 года
16 апреля Комитет Госдумы по аграрным вопросам провел Круглый стол на тему: "О
развитии сельского хозяйства в условиях кризиса, регулировании рынков сельскохозяйственной
продукции и обеспечении продовольственной безопасности", сообщает пресс-служба
Комитета Госдумы по аграрным вопросам.
Круглый стол состоялся с участием депутатов Государственной Думы, членов Совета
Федерации, представителей федеральных министерств и ведомств, законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов
РФ, научных организаций АПК, руководителей и специалистов сельскохозяйственных
организаций, а также депутатов Бундестага ФРГ и представителей Федерального министерства
продовольствия, сельского хозяйства и защиты прав потребителей ФРГ.
Председатель Комитета Госдумы по аграрным вопросам Валентин Денисов прокомментировал
итоги работы Круглого стола:
"С целью поддержания доходов сельхозпроизводителей Госдума в текущем году приняла
целый ряд важных поправок в закон "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый
период 2009 и 2010 годов".
Принято решение о дополнительном выделении финансовых средств на компенсацию
части затрат на приобретение минеральных удобрений в размере 8 млрд. рублей и
на комбикорма для свиноводства и птицеводства - 10 млрд. рублей, 10 млрд. рублей
на компенсацию дополнительных затрат на приобретение сельскохозяйственными товаропроизводителями
дизельного топлива, а также в целях преодоления дефицита кредитных ресурсов увеличен
уставной капитал "Россельхозбанка" на 31,5 млрд. рублей, предусмотрено ежегодное
дополнительное ресурсное обеспечение Госпрограммы в объеме 21 млрд. рублей.
Эти средства должны быть направлены, в частности, на увеличение субсидий на племенное
животноводство; поддержку региональных программ по развитию молочного и мясного
скотоводства, развитие несельскохозяйственной деятельности в сельской местности
и системы сельскохозяйственной потребительской кооперации; проведение закупочных
и товарных интервенций зерна.
Как отметил председатель комитета, анализ экономической ситуации показывает,
что реализация Госпрограммы сегодня происходит в других макроэкономических условиях
по сравнению с теми показателями, которые использовались при ее разработке. Произошел
значительный рост цен на материальные ресурсы, которые потребляет сельское хозяйство.
Основной проблемой является диспаритет цен.
Участники "круглого стола" в своих выступлениях говорили о том, что для дальнейшего
развития сельского хозяйства страны необходимо совершенствование законодательной
и нормативно-правовой базы с целью устранения в ней положений, препятствующих
эффективному, экономически выгодному функционированию сельхозорганизаций и предприятий,
крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств, а также создание условий
для устойчивого развития сельских территорий как одной из основных стратегических
целей государственной аграрной политики.
Денисов напомнил, что с 2009 года начинается реализация новых направлений Госпрограммы,
в частности: поддержка комплексной компактной застройки и благоустройства сельских
поселений в рамках пилотных проектов; поддержка экономически значимых региональных
программ; регулирование рынка молока и молочной продукции. Также предусмотрен
переход к предоставлению субсидий регионам с учетом их бюджетной обеспеченности.
"Усилия государства и осуществляемые меры, направленные на поддержку отечественного
сельхозпроизводства, способствуют стабилизации ситуации в сельском хозяйстве
и обеспечению ее продовольственной безопасности. Имеются положительные примеры
эффективной защиты экономических интересов отечественных производителей путем
применения мер таможенно-тарифного регулирования в отношении отдельных продуктов,
таких, как мясо птицы, сахар, подсолнечник, а также проведения государственных
закупочных интервенций на рынке зерна",- подчеркнул глава аграрного комитета.
"Для осуществления важных социально-экономических проектов на селе необходима
более четкая координация усилий Государственной Думы, федеральных министерств,
законодательных органов и органов управления АПК субъектов РФ с банковскими,
кредитными, торговыми, транспортными и другими структурами.
При разработке предложений по функционированию агропромышленного комплекса России
в условиях глобального кризиса должна осуществляться с учетом мирового опыта
развития аграрного сектора. В этой связи Комитет по аграрным вопросам в рамках
проекта "Российско-германский аграрно-политический диалог" планирует активизировать
работу по изучению практики и применяемых в Германии и странах ЕС мерах по развитию
сельского хозяйства в условиях экономического кризиса.
Сегодня очень важно повысить эффективность торговой политики для обеспечения
стабильности рынков сельхозпродукции. Предстоит развивать биржевую торговлю продукцией
сельского хозяйства. Таможенно-тарифную и нетарифную политику регулирования импорта
продовольствия надо проводить в интересах отечественного агропромышленного комплекса.
Следует найти рыночные инструменты регулирования отношений всех участников цепочки
производства, переработки, хранения и реализации сельхозпродукции от поля до
прилавка,"- сказал в заключении Валентин Денисов.
В рекомендациях, принятых за основу, Государственной Думе рекомендовано:
В целях повышения эффективности сельского хозяйства и обеспечения продовольственной
безопасности в Российской Федерации необходимо ускорить принятие законопроектов
по внесению изменений в законодательные акты РФ в части упрощения и совершенствования
оборота земель сельхозназначения и законодательного обеспечения реализации Государственной
программы развития сельского хозяйства в 2009 году и последующих годах с учетом
изменившихся экономических условий, оптимизации бюджетных расходов, а также усилить
контроль за эффективностью использования бюджетных средств в субъектах РФ, выделяемых
в рамках программы антикризисных мер.
Обеспечить уточнение порядка разграничения предметов ведения между федеральными
органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской
Федерации и органами местного самоуправления в осуществлении государственной
политики развития сельских территорий, включая разработку системы критериев и
показателей деятельности органов власти при регулировании сельского развития.
В целях повышения доступности к кредитным ресурсам сельскохозяйственных товаропроизводителей
внести изменения в федеральное законодательство, регулирующее земельно-ипотечные
отношения в части ускоренного оформления земельных участков в собственность субъектов
предпринимательской деятельности АПК, выработать критерии и систему мониторинга
использования земель сельскохозяйственного назначения и проработать правовой
механизм, обеспечивающий изъятие у собственника земельных участков сельскохозяйственного
назначения, не используемых в течении трех лет по назначению.
Органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного
самоуправления рекомендовано: разработать и принять дополнительные законодательные
и нормативные правовые акты о развитии сельского хозяйства регионов, предусмотрев
поддержку сельскохозяйственных организаций и предприятий, крестьянских (фермерских)
и личных подсобных хозяйств в целях стабилизации развития сельского хозяйства
Федерации; а также принять комплекс действенных мер, направленных на содействие
устойчивому развитию региональных рынков продовольственных товаров, и недопущение
необоснованного роста цен на товары первой необходимости, а также мер направленных
на соблюдение антимонопольного законодательства и обеспечение доступа местных
товаропроизводителей к торговым сетям и другим местам торговли.