Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Возвращение родины

  Все выпуски  

Возвращение родины: Григорий Распутин ( 88 )


Добрый день дорогие читатели.

Среди наиболее оклеветанных личностей в истории, Григорий Распутин, безусловно занимает одно из первых мест.  Сужу  по себе и своим близким и по мнению большинства уважаемых учёных умов - историков. Из Распутина сделали чудовищного монстра, заклеймив его именем и царскую семью и Россию. Его мрачный образ и сейчас витает над Россией. Очистить имя Распутина дело не простое , но исключительно важное. В своём романе-исследовании "Жизнь за царя", О.Платонов убедительно доказывает, что все обвинения Распутина шиты белыми нитками и что никто из многочисленных авторов книг о великом старце не удосужился провести расследование:
"Советская историческая наука" историей жизни Распутина никогда серьезно не занималась.
Нет  ни  одной  статьи,  я  уже  не  говорю о  книге, где бы жизнь Распутина рассматривалась последовательно, исторически, опираясь на критический анализ источников.  Все существующие ныне сочинения и статьи  о Распутине  являются
пересказом - только что в разных комбинациях -  одних  и тех же исторических легенд и  анекдотов  (исключительно  в духе революционной  обличительности), большая часть которых является откровенным вымыслом и  фальсификацией, вроде
поддельных дневников Вырубовой  и стенограмм процессов  над "врагами народа" 1930-х годов." ( "Жизнь за царя", О.Платонов , Предисловие).
   В сегодняшнем выпуски читайте выдержки из книг "Жизнь за царя" и "История Русского народа в ХХ веке" Платонова о Григории Ефимовиче Распутине:

     По сути дела, был создан миф о Распутине,  миф, имеющий целью опоганить

и  дискредитировать  Россию,  ее  крестьянское   духовное  народное  начало,

которое, как мы увидим  дальше,  в  определенном смысле олицетворял собой  и

Распутин.   Причем  "невероятная   злоба,  пышущая   со  страниц  бульварной

Распутиниады, целиком  выдавала кочегаров преисподней,  которые одни  только

имеют способность добиваться столь высокого и повсеместного накала"

     Создание мифа носило отчетливый антирусский характер и шло в русле  так

называемого леворадикального, революционного  движения, для которого  любые,

самые грязные, подлые и кровавые методы считались приемлемыми.

     Впрочем,  понимание  русской общественностью  этой цели  мифотворцев мы

видим  еще   при  жизни   Распутина.   В  газетной  полемике  тех  лет  одни

рассматривали Распутина  в  народной  традиции  странничества  и старчества,

другие  -  рисовали  его страшным развратником,  хлыстом,  пьяницей.  Причем

справедливо  отмечалось, что на печатные  столбцы  проникали главным образом

лишь одни отрицательные  мнения  о  Распутине, как  правило  без  приведения

каких-либо  конкретных  фактов, в бешеном и  все нарастающем  потоке  тонули

незамеченными попытки сказать  правду о нем.  Леворадикальная печать сделала

все, чтобы возбудить в отношении к Распутину самую  непримиримую ненависть в

обществе.

 

Думаем, что мы не будем далеки от истины, писала в 1914 году рус-

ская патриотическая газета "Московские ведомости", если скажем, что

Распутин -  "газетная легенда" и Распутин - настоящий человек из

плоти и крови - мало что имеют общего между собой. Распутина со-

здала наша печать, его репутацию раздули и взмылили до того, что из-

дали она могла казаться чем-то необычайным. Распутин стал каким-то

гигантским призраком, набрасывающим на все свою тень.

   Зачем это понадобилось? - спрашивали "Московские ведомости" и

отвечали: "Он нужен был лишь для того, чтобы скомпрометировать,

обесславить, замарать наше время и нашу жизнь. Его именем хотели

заклеймить  Россию..."  Как справедливо  отмечал  царский врач

Е.С. Боткин: "Если бы не было Распутина, противники царской семьи

и подготовители революции создали бы его своими разговорами из Вы-

рубовой, не будь Вырубовой - из меня, из кого хочешь".

   Все нападки, клевета, ложь, которые обрушились на Распутина, на

самом деле предназначались не ему, а Царю, символизирующему собой

Родину и Русское государство. Нащупав самое тонкое, самое нежное,

самое интимное место в жизни царской семьи, враги Царя и России

стали с методической старательностью и изощренностью бить по нему,

как в свое время они били по Иоанну Кронштадтскому, находившему-

ся в дружеских отношениях с Александром III.

   Царь и Царица не были  религиозными фанатиками, их религиоз-

ность носима органичный, традиционный  характер. Православие для

них было ядром существования, идеалом - кристальная вера русских

Царей эпохи первых Романовых, вера, неразрывно сплетенная с други-

ми идеалами Святой Руси, народными традициями и обычаями.

   Конец XIX  - начало XX века характеризовались глубоким духов-

ным  кризисом вследствие отказа от российских духовных ценностей,

традиций и идеалов, перехода значительной части образованного обще-

ства на основы существования по западной шкале координат. Царь, по

своему положению  являвшийся верховным  хранителем народных ос-

нов, традиций и идеалов, ощущал трагический исход этого кризиса и

очень нуждался в людях, которые были близки ему духовно. В этом, на

наш взгляд, заключалась главная причина сближения царской четы и

Григория Распутина. Тяга Царя и Царицы к Распутину носила глубо-

ко духовный характер, в нем они видели старца, продолжающего тра-

диции Святой Руси, умудренного духовным опытом, духовно настроен-

ного, способного дать добрый совет. И вместе с тем они видели в нем

настоящего русского крестьянина - представителя самого многочис-

ленного сословия России, с развитым чувством здравого смысла, на-

родного понимания полезности, своей крестьянской интуицией твердо

знавшего, что хорошо, а что плохо, где свои, а где чужие,

   "Я люблю  народ, крестьян. Вот Распутин действительно из наро-

да", - говорила Царица, а Царь считал, что Григорий - "хороший, про-

стой, религиозный русский человек. В минуты сомнения и душевной

тревоги я люблю с ним беседовать, и после такой беседы мне всегда на

душе  делается легко и спокойно". Эту мысль он неоднократно повто-

ряет в переписке и беседах.

   Царь с Царицей уважительно называли Распутина "наш Друг" или

"Григорий", а Распутин их - "Папой и Мамой", вкладывая в это поня-

тие "отец и мать народа". Беседовали друг с другом только на "ты".

   В жизни царской семьи, по мнению Вырубовой, Распутин играл та-

кую  же роль, как святой Иоанн Кронштадтский, "Они так же верили

ему, как отцу Иоанну Кронштадтскому, страшно ему верили и, когда у

них горе было, когда, например, наследник был болен, обращались к

нему с просьбой помолиться" (из протокола допроса А.А. Вырубовой).

   До последней минуты царская чета верила в молитвы Григория Рас-

путина. Из Тобольска они писали Анне Вырубовой, что Россия страда-

ет за его убийство. Никто не мог поколебать их доверие, хотя все враж-

дебные газетные статьи им приносили и все старались им доказать, что

он дурной человек. Не следует думать, что Царь и Царица были наив-

ными, обманутыми  людьми. По обязанности своего положения они не-

однократно устраивали негласные проверки достоверности полученной

информации  и каждый  раз убеждались, что это клевета. Более того,

царская семья знала, с каким глубоким уважением к Распутину отно-

сились многие почтенные люди.

   Известный   исследователь  русских  религиозных   движений

В.Д. Бонч-Бруевич считал Григория Распутина одной из самых ярких

личностей своей эпохи. Передавая свои впечатления от встреч с Распу-

тиным, ученый, в частности, рассказывал: <Много мне приходилось ви-

деть восторженных людей из народной среды, - ищущих чего-то, ме-

тущихся, "взыскующих града", куда-то стремящихся, что-то строящих

и разрушающих, но Г.Е. Распутин какой-то другой, на них непохожий.

Не имея никакой политической точки зрения, он что-то стремится сде-

лать. Для кого?..

   - Для народушка жить нужно, о нем помыслить...- любит говорить

он>.

   Святой Иоанн Кронштадтский верил в Григория Распутина, считая

его выдающимся странником и молитвенником, т.е. человеком, чья мо-

литва Богу всегда угодна.

   Множество людей приходили к Распутину с просьбой помолиться за

их дела, присылали телеграммы и письма. В архивах сохранилось не-

мало телеграмм, содержащих эту просьбу. Но больше всего ценился

прямой контакт с ним. Непредвзятые источники свидетельствуют, что

в личной встрече он просто очаровывал людей своей какой-то особой

уверенностью, умением поставить себя, доброжелательностью и просто

добротой. Многие старики из его родного села Покровского в Тюмен-

ской области говорили, что главное в нем - доброта: "Он был добрый

и хороший человек, зло о людях не говорил". Это подтверждают пока-

зания министра внутренних дел Протопопова: "...зло не говорил про

людей, это мне нравилось...", а также впечатление других людей, встре-

чавшихся с ним. Граф С.Ю. Витте сказал о Распутине: "Поистине, нет

ничего более талантливого, чем талантливый русский мужик. Какой

это своеобразный, какой самобытный тип! Распутин абсолютно чест-

ный и добрый человек, всегда желающий творить добро..."

   Письма Царицы супругу наполнены глубочайшей верой в Григория

Распутина.

   "Слушай нашего Друга, верь ему, его сердцу дороги интересы Рос-

сии и твои. Бог недаром его нам послал, только мы должны обращать

больше внимания на его слова - они не говорятся на ветер. Как важ-

но для нас иметь не только его молитвы, но и советы!"

   "Ах, милый, я так горячо молю Бога, чтобы он просветил тебя, что

в нем наше спасение: не будь Его здесь, не знаю, что было бы с нами.

Он спасает нас своими молитвами, мудрыми советами, Он - наша опо-

ра и помощь".

   И наконец, незадолго до убийства Григория, 5 декабря 1916 года:

"Милый,  верь мне, тебе следует слушаться советов нашего Друга. Он

так горячо, денно и нощно, молится за тебя. Он охранял тебя там, где

ты был, только Он, - как я в том глубоко убеждена... Страна, где Бо-

жий  человек помогает Государю, никогда не погибает. Это верно -

только нужно слушаться, доверять и спрашивать совета, - не думать,

что Он чего-нибудь не знает, Бог все ему открывает. Вот почему люди,

которые не постигают его души, так восхищаются Его умом, способным

все понять. И когда он благословляет какое-нибудь начинание, оно уда-

ется, и если Он рекомендует людей, то можно быть уверенным, что они

хорошие люди. Если же они впоследствии меняются, то это уже не Его

вина, - но Он меньше ошибается в людях, нежели мы, - у Него жиз-

ненный опыт, благословенный Богом".

   Мы  не имеем морального права комментировать эти слова, ибо еще

так мало знаем мир  высших чувств, которыми жила царская семья.

Спасение России по пути следования народным традициям, основам и

идеалам было отвергнуто большинством образованного общества. Мозг

нации был болен недугом чужебесия, при котором отечественные цен-

ности представлялись мракобесием и реакцией.

    Царь и Царица часто обращаются к Распутину за помощью и молит-

вой. Вот довольно характерная строчка из письма Царицы Царю: "Я

просила Аню  телеграфировать нашему Другу, что дело обстоит очень

серьезно и что мы просим его помолиться".

   "Наш Друг благословляет твою поездку", - нередко пишет Царица

Царю.

   Дело доходит до того, что Царица видит особые свойства в вещах,

принадлежащих  Распутину, рассматривает их как своего рода святыни.

"Благословляю и целую, мой дорогой, не забудь причесаться маленькой

гребенкой", - говорила Царица супругу в особо ответственные перио-

ды. Гребенка эта была подарена Царю Распутиным. Или в другом ме-

сте: "Не забудь перед заседанием министров подержать в руке образок

и несколько раз расчесать волосы Его гребнем".

   Всегда, приезжая по первому зову царской семьи, Григорий денег от

них для себя лично не принимал, за исключением сотни рублей, кото-

рые они ему посылали на дорогу (а позднее они оплачивали его квар-

тиру). Хотя иногда он брал у них деньги для передачи на разные бла-

готворительные нужды, в частности, от них он получил 5 тыс. рублей

на строительство церкви в селе Покровском.

   Как отмечается многими современниками, Распутин по природе был

человек широкого размаха, двери его дома всегда были открыты; там

всегда толпились многочисленные посетители. Если кто-то голодный

приходил и просил есть, его не спрашивали об имени, кормили тем, что

было у самих хозяев. "Распутин постоянно получал деньги от просите-

лей за удовлетворение их ходатайств, широко раздавал эти деньги нуж-

дающимся  и вообще лицам бедных  классов..." - позднее писал член

следственной комиссии Временного правительства Руднев. Когда тре-

бовалась большая сумма, он писал записку тому или иному богатому

человеку с просьбой выделить деньги нуждавшимся. Сам Распутин де-

нег почти не имел, если они появлялись, он их сразу раздавал. После

его смерти семья осталась без гроша.

   Удивительно трогательные взаимоотношения складываются у Рас-

путина с царскими детьми. Когда Распутин бывает во дворце, он бесе-

дует с ними и наставляет их. Они пишут ему письма и поздравитель-

ные открытки, просят его помолиться об успехе в учебе. "Дорогой, мой

маленький! - пишет Григорий царевичу Алексею в ноябре 1913 года. -

Посмотри-ка на Боженьку, какие у него раночки. Он одно время тер-

пел, а потом так стал силен и всемогущ - так и ты, дорогой, так и ты

будешь весел и будем вместе жить и погостить. Скоро увидимся". Пе-

ред войной готовилась поездка царевича Алексея вместе с Распутиным

в Верхотурский монастырь к мощам Симеона Верхотурского.

   По желанию царской семьи Распутину специальным Указом дается

другая фамилия - Новых. Это слово было одно из первых слов, кото-

рое произнес Наследник Алексей, когда начал говорить. По легенде,

увидев Григория, младенец закричал: "Новый! Новый!" Отсюда и эта

фамилия.

   Для царской семьи Григорий стал олицетворением надежд и молитв.

Встречи эти были не часты, но так как проводились негласно и даже

тайно, то рассматривались придворными как события огромной важно-

сти, о которых на следующий день становилось известно всему Петер-

бургу. Григория проводили, как правило, боковым выходом, по малень-

кой лесенке и принимали не в приемной, а в кабинете Царицы. При

встрече Григорий целовался со всеми членами царской семьи, а затем

уж вели неторопливые беседы. Распутин рассказывал о жизни и нуж-

дах сибирских крестьян, о святых местах, где ему приходилось бывать.

Слушали  его очень внимательно, никогда не перебивали. Царь с Цари-

цей делились с ним своими заботами и тревогами и прежде, конечно,

постоянной тревогой за жизнь сына и Наследника, больного неизлечи-

мой болезнью. Как правило, и он, если не был болен, сидел здесь же и

слушал.

   Как бы это ни объясняли, но Григорий Распутин был единственный

человек, способный помочь Наследнику в его болезни. Как он это де-

лал, наверно, навсегда останется тайной. Но факт есть факт, страшная

болезнь несворачиваемости крови, перед которой были бессильны луч-

шие доктора, отступала при вмешательстве Григория. Тому есть мно-

жество свидетельств, даже со стороны лиц, ненавидевших его. Так,

дворцовый комендант В.Н. Воейков писал в своих воспоминаниях "С

Царем и без Царя": "С первого же раза, когда Распутин появился у по-

стели больного Наследника, облегчение последовало немедленно. Всем

приближенным  царской семьи хорошо известен случай в Спаде, когда

доктора не находили способа помочь сильно страдавшему и стонавше-

му от болей Алексею Николаевичу. Как только по совету А.А. Выру-

бовой была послана телеграмма Распутину и был получен на нее ответ.

боли стали утихать, температура стала падать и в скором времени На-

следник поправился".

   Безусловно, Царь прислушивался к советам Григория. Из царской

переписки видно, что Царь с вниманием  выслушивал  предложения

Распутина и нередко принимал их. Особенно это касалось кандидатур

на посты руководителей Святейшего Синода и передвижение еписко-

пов в различные епархии, хотя на последнем этапе своей жизни Григо-

рий принимает участие и в подборе кандидатур на посты министров и

губернаторов. Во всех случаях он высказывал только свое мнение. Вли-

яние его на Царя было чисто духовным. А Царь ждал от Григория выс-

ших  духовных откровений, как бы санкций Божественной власти.

   Только не надо считать Николая II послушным исполнителем ука-

зов Распутина. То, что он советовался с Григорием, вовсе не означало

что он принимал все его советы. При решении абсолютного большин-

ства вопросов Николай не ставил в известность ни Распутина, ни да-

же Царицу. О многих его решениях они узнавали уже из газет или дру-

гих источников. В одном из писем к своей супруге Николай достаточ-

но твердо и даже жестко говорит: "Только прошу тебя не вмешивать

нашего Друга. Ответственность несу я и потому желаю быть свобод-

ным  в своем выборе".

   Начало организованной травли Распутина положено на Всемирной

Ассамблее масонских организаций в Брюсселе. Здесь на одном из со-

вещаний вырабатывается идея расшатывания и дискредитации Русской

царской власти путем организованной кампании против Распутина как

человека, близкого царской семье. Началось все с выхода в свет сфаб-

рикованной брошюры некоего "специалиста по делам сектантства" Ми-

хаила Новоселова, в которой он бездоказательно называет Распутина

сектантом-хлыстом, ссылаясь на дело, которое заведено в Тобольске

(при проверке дело оказывается фальсифицированным) как на полно-

стью доказавшее вину Распутина. Эту брошюру, как и изложение ее в

газете "Голос Москвы", подпольно перепечатывают за большие деньги.

Во многих либеральных и леворадикальных газетах вдруг почти одно-

временно начинают публиковаться выдуманные письма "жертв Распу-

тина", которых он якобы вовлек в хлыстовскую секту.

   Большая группа депутатов либерально-масонского лагеря делает в

Государственной Думе запрос по поводу Распутина. Дело становится

известным всей России, так как бездоказательная статья в газете "Го-

лос Москвы" за подписью того же Новоселова, за которую номер был

конфискован, полностью приводится в тексте запроса и попала в сте-

нографические отчеты заседания Государственной Думы и опубликова-

на во многих газетах.

   О том, что кампания организована деятелями масонства, свидетель-

ствовали следующие факты. Во-первых, газета "Голос Москвы" выхо-

дила на средства группы московских промышленников во главе с ма-

соном А. И, Гучковым, а редактором ее был его брат Ф.И. Гучков. Во-

вторых, инициатором запроса в Государственной Думе был тот же Гуч-

ков, а по вопросу о спешности запроса выступали Гучков и другой вид-

ный масон - В.Н. Львов. В-третьих, опять же Гучков выступает в Ду-

ме с клеветнической речью, где в оскорбительной для Государя форме

утверждал, что он является чуть ли не марионеткой в руках Распути-

на. "Вдумайтесь только, - демагогически восклицал Гучков, - кто же

хозяйничает на верхах, кто вертит ту ось, которая тащит за собой и

смену направлений и смену лиц, падение одних, возвышение других?"

Речь Гучкова позволяет понять, что главной целью ее была дискреди-

тация верховной власти Царя любой ценой, представить Государя в

глазах народа как слабого и безвольного человека, которым управляет

пьяный, развратный и корыстный мужик. Самое чудовищное, что боль-

шая часть Думы поверила этой клевете и только патриоты (но не все)

сразу поняли ее суть. "Это - бабьи сплетни!" - крикнул с места Гуч-

кову русский патриот Н.Е. Марков. Гучков лично участвовал в рас-

пространении писем Царицы и великих княжен к Распутину (об этом

упоминает в своих воспоминаниях, в частности, Коковцов).

   Есть также документальное свидетельство видного российского ма-

сона Н.С. Чхеидзе, который признавался, что члены масонских лож

распространяли материалы о  Распутине. Исследователь масонства

Б. Николаевский отмечает факты проведения масонами ряда агитаци-

онных кампаний: "Главной из них была кампания по поводу роли Рас-

путина при Дворе. Материалы против Распутина размножались масо-

нами всеми возможными  средствами, вплоть до пишущих машинок".

Позднее при посредстве масона публициста Амфитеатрова создается

клеветническая книга "Святой Черт", автором которой считается афе-

рист и враг Царя монах-расстрига Илиодор. Книга была сфабрикована,

чтобы дискредитировать царскую семью. В ней, в частности, клеветни-

чески утверждалось, что развратный мужик Распутин находится в ин-

тимных отношениях с Царицей. За 1910-1917 годы масонами и при-

мыкавшими к ним другими антирусскими силами создана целая "лите-

ратура" о взаимоотношениях Распутина с царской семьей, которая

представляла их как сплошной кутеж и разврат, а самого Царя - пья-

ницей, рогоносцем, решающим государственные дела только по указа-

нию Распутина и Царицы.

   Следует отметить, что масонская легенда о Распутине была опро-

вергнута еще в 1917 году при изучении ее специальной комиссией.

"Прибыв в Петроград в следственную комиссию, - писал член Чрез-

вычайной следственной комиссии по расследованию злоупотреблений

бывших министров, главноуправляющих и других высших должност-

ных лиц В. Руднев, - я приступил к исполнению моей задачи с неволь-

ным предубеждением относительно причин влияния Распутина, вслед-

ствие читанных мною  много отдельных брошюр, газетных заметок и

слухов, циркулировавших в обществе, но тщательное и беспристраст-

ное расследование заставило меня убедиться, насколько все эти слухи

и газетные сообщения были далеки от истины".

   Прежде всего, при серьезном изучении комиссии рухнул миф о при-

надлежности  Распутина к секте хлыстов. Не нашлось никаких под-

тверждающих  это материалов. Профессор по кафедре сектантства Мос-

ковской Духовной Академии Громогласов, изучивший материалы след-

ствия и все написанное Распутиным по религиозным вопросам, не ус-

мотрел никаких признаков хлыстовства.

   Также не подтвердились слухи об огромных  денежных  средствах

Распутина, якобы  полученных путем вымогательства за исполнение

прошений. Официальные   запросы в банковские учреждения не позво-

лили выявить денежные  средства, хранившиеся на имя Распутина или

кого-либо из его близких родственников.

   При проверке выяснилось, что грубая фальшивка - и книга Илиодо-

ра "Святой Черт". Как отмечал член комиссии А.Ф. Романов, книга "ока-

залась наполненной вымыслом, множеством телеграмм, которые приво-

дит в ней Илиодор, никогда в действительности посылаемы не были..."

   Рассыпалась легенда и о развратности Распутина. Комиссии, несмо-

тря на все старания (давали даже объявления в газетах), не удалось ус-

тановить ни одной жертвы "сексуальных посягательств" Распутина, Бо-

лее того, подруга Царицы Вырубова, которой масонские клеветники

приписывали особую  развратность, утверждая, что она живет и с Ца-

рем, и с Распутиным, и еще со многими, при медицинском освидетель-

ствовании оказалась девственницей.

   Последний раз Царь встретился с Распутиным 2 декабря. Как рас-

сказывает Вырубова, Григорий Ефимович ободрил Царя, сказав, что

главное - не надо заключать мира, так как та страна победит, которая

покажет более стойкости и терпения. Когда царская чета собралась

уходить, Царь сказал как всегда: "Григорий, перекрести нас всех." -

"Сегодня Ты благослови меня", - ответил Григорий Ефимович, что Го-

сударь и сделал.

   Идейным руководителем и организатором убийства был масон, ка-

дет В.А. Маклаков. Заранее был разработан план и выбрано место лик-

видации трупа и уничтожения вещей жертвы. В преступлении прини-

мали участие представители всех общественных слоев, пораженных бо-

лезнью отторжения от России.

   Представитель аристократической черни, высших правящих слоев

общества, в силу западного воспитания и жизненной ориентации без-

надежно оторванных от Русского народа, член масонского общества

"Маяк", князь Ф.Ф. Юсупов, по характеру слабонервный неженка,

хлыщ и фат, которого Распутин лечил от психических расстройств.

   Представитель выродившейся части династии Романовых великий

князь Дмитрий Павлович, связанный с масонством, двуличный, под-

лый, раздираемый политическими амбициями гомосексуалист.

   Правый радикал, экстремист, позер и краснобай, один из тех, кто

своей неумной, самодовольной деятельностью дискредитировал рус-

ское патриотическое движение, В.М. Пуришкевич.

   Преступники заманили Распутина во дворец Юсупова, неудачно пы-

тались отравить, а потом стреляли из пистолета, сначала в спину, за-

тем куда попало, а потом еще добивали гирей по голове. Зверски заму-

ченный Распутин был брошен в прорубь возле Крестовского острова.

   Похороны Распутина состоялись утром 21 декабря в полной тайне.

Никто, кроме царской четы с дочерьми, Вырубовой и еще двух-трех

человек, на них не был. Почитателям Распутина прийти не разреши-

ли. Царская семья тяжело переживала случившееся. Особенно удруча-

ло что многие из ее окружения, даже близкие люди, радовались убий-

ству. Особенно царскую чету поразили перехваченные полицией теле-

граммы, которые родная сестра Царицы великая княгиня Елизавета

Федоровна послала убийцам Дмитрию Павловичу и Юсупову, позд-

равляя их с убийством и благодаря их за него. Эти постыдные теле-

граммы, пишет Вырубова, совсем убили Государыню - "она плакала

горько и безутешно, и я ничем не могла успокоить ее". Благословляя

"патриотический акт" убийц, Елизавета Федоровна поддалась общей

социальной истерии, которая и опрокинула общество в 1917 году. Ру-

коплеская убийцам Распутина, Елизавета, по сути, рукоплескала и

убийцам своего мужа, и своим будущим убийцам. Поддаваясь общему

настроению нетерпимости, признавая убийство как способ решения

социальных проблем, она, как и многие тогда, отступила от идеалов

Православия.

   Да что говорить, если Царь и Царица в известном смысле тоже под-

дались этому настроению! Ведь убийцы остались без возмездия. Про-

тив них не было возбуждено дело, не было справедливого разбиратель-

ства. Царь ограничился высылкой Юсупова в свое имение и переводом

Дмитрия Павловича на Кавказ. Даже малолетний Царевич Алексей

был удивлен, почему Царь справедливо не наказал убийц. Вырубова

пишет: <Их Величество не сразу решили сказать ему об убийстве Рас-

путина, когда же потихоньку ему сообщили, Алексей Николаевич рас-

плакался, уткнув голову в руки. Затем, повернувшись к отцу, он вос-

кликнул гневно: "Неужели, папа, ты их хорошенько не накажешь? Ведь

убийцу Столыпина повесили!" Государь ничего не ответил ему>. На

российское общество это произвело огромное впечатление - в общест-

венном сознании возникло "право" на безвозмездное убийство - глав-

ный двигатель будущей революции.


В избранное