В СТОЛИЦЕ ОПРИЧНИНЫ-11
(продолжение, начало читайте в архиве рассылки)
отрывки из книги известного краеведа Л.С.Строганова «Александровская Слобода
в смуту начала XVII века»
Челобитное отрезвление
В зиму 1608-1609 годов уже никто не писал челобитных ни Дмитрию, ни пану Сапеге.
Вера в поляков была окончательно подорвана. И вновь наши земляки, как и весь
народ русский, добывавший в те смутные годы пропитание честным трудом, встали
перед выбором. Боярский царь Василий Шуйский сидел, бездействуя, в осаде за кремлевскими
стенами, а «добрый царь» - самозванец, окруженный иноверцами и разбойниками,
отказывался их защитить. Волнения крестьян в уездах в том числе Переяславском,
было жестоко подавлено польско-литовскими
ратниками, казаками и украинскими воровскими шайками. Тушинский патриарх Филарет,
через которого люди пытались подавать челобитные, также потерял доверие. Мало
того, ходили слухи, что он с боярами, служившими «тушинскому вору», через поляков
пытается пригласить на царство польского королевича сына Сигизмунда – Владислава.
Воззвания подлинного патриарха Гермогена из московского Кремля, который призывал
народ к неповиновению воровскому царю Дмитрию и его пособникам, польским панам,
до простых крестьян не доходили.
Сила оставалась на стороне иноверцев и разбойников. Всякое недовольство подавлялось
самым жестоким образом. В этой ситуации у людей оставалась только одна надежда
– на Бога. Взоры невольно обращались в сторону святой Сергиевской обители, где
более года героически отбивались окрестные жители с монахами от осаждающих польских
воевод пана Сапеги и дерзкого пана Лисовского.
Трагедия осаждающих и защитников Троице-Сергиева монастыря была не в том, что
около двух тысяч смельчаков вместе с монахами противостояли превосходящей в несколько
десятков раз силе. Несчастием было то, что среди осаждавших находилось значительное
число русских и местных наших соотечественников-простолюдинов. Сохранилась «Роспись
переяславцев, бывших на приступе под Троице-Сергиевым монастырем вместе с гетманом
Сапегою». Вот некоторые из них: «Матвей Иванов сын Большев, убит, Таир Редриков,
ранен из пищали
в голову, Томило Андреев сын Еськов, голова пришиблена камнем, Евсей Иванов сын
Нароватый, голова пришиблена камнем, Богдан Замятин сын Айгустов, правая рука
расшиблена камнем, Афанасий Тимофеев сын Воинков, голова пришиблена бревном,
Григорий Елизарьев сын Ананьин, ранен из затинной в ногу» и другие – всего 63
человека, из них 32 человека убиты.
Немало было переяславцев и среди защитников Троице-Сергиева монастыря. Летопись
сохранила их имена: Василий Зубов, Юрий Редриков, Савва Айгустов, Образец Мякишев,
Борис Зубов, Дмитрий и Роман Тимоновы, Михаил Скрипинцын, Пятунка Редриков, Борис
Кувшинов, Иван Григорьев, Ярослав и Станислав Стоговы, Никита Баскаков, Федор
Карцев, Лев, Афонасий и его сын Константин Редриковы и другие – всего около тридцати
человек.
С каким чквством относиться к этим людям? Для нас ясно, что первые запятнали
себя позором. Вторые, защищая святую обитель Сергия, заслужили вечную память.
Но первые считали, что выступают против неправого царя на стороне доброго, не
догадываясь, что он лживый самозванец. Даже церковь причисляла этих людей к «заблудшим»
и, несмотря на то, что они шли на стены святыни в ряду с иноверцами, отпевали
тех и других одинаково. Можем ли мы судить строже? Всматриваясь в списки, видишь
картину ужасных событий под стенами
Сергиева Монастыря. Таир Редриков, находившийся в рядах сапежинцев, ранен из
пищали в голову. Стрелял в него, возможно, тоже один из Редриковых, которых среди
защитников было пятеро. Афонасия Редриков во время одной из вылазок был убит,
а его сын Константин ранен. Тоже самое могло произойти с Саввой Августовым и
его племянником Богданом, сражавшимся по разные стороны стен Сергиевой обители.
Несомненно, каждый из них сомневался и заслуживал чувство жалости. «То было,
- говорил К.С.Аксаков, - сомнение, колебание,
шатание, и не измена. Люди не знали, чему верить: бросались к одному и убеждались,
что здесь обман, бросались к другому и там не видели правды. Они могли еще знать
против кого драться, но за кого, за что им было стоять…?» Такова трагичной любой
гражданской бойни.
В конце концов, отрезвление пришло. Многие из сапеженского и тушинского станов
переметнулись на противоположную сторону. Однако силы оставались неравными, и
столь невелики, что надежд на спасение тогда не было. И только летом 1609 года
яркий луч освобождения коснулся земли Русской. Из Новгорода Великого через Калязин
и Переяславль к Александровской Слободе вел свои войска замечательный полководец
князь Михаил Васильевич Скопин-Шуйский.
(продолжение следует)
http://zhurnal.lib.ru/w/winogradowa_elena_wiktorowna/kulinarijadljanachinajushih.shtml
- Кулинарная книга Елены Виноградовой