В СТОЛИЦЕ ОПРИЧНИНЫ-9
(продолжение, начало читайте в архиве рассылки)
отрывки из книги известного краеведа Л.С.Строганова «Александровская Слобода
в смуту начала XVII века»
Царствование Василия Шуйского
Если о событиях обороны и гибели братьев малых и слабо защищенных монастырей
не сохранилось достоверных сведений, а в русских летописях их затмила блестящая
защита Троице-Сергиева монастыря, то совсем другой документальный материал имеется
в нашем распоряжении о мирской жизни населения земли Александровской в те смутные
времена. В первое время жители нашего края охотно шли на сторону самозванца и
нередко орудовали вместе с польскими бандами. Например, многие с удовольствием
пошли громить соседний Ростов Великий.
Оборону этого древнего города возглавил митрополит Филарет (Федор Никитич Романов,
отец будущего царя Михаила Федоровича). Город не имел крепких стен, и жители
Ростова закрылись в соборной церкви. «Но двери пали и не ляхи, а свои единоверные
переяславцы ворвались в святой храм. Добрые ростовцы окружили Филарета и бились
до изнеможения. Храм наполнился трупами христиан, как с той так и с другой стороны.
Изображения святых были полититы кровью христианскою. Митрополита схватили, ризы
его святительские грубо сорвали,
одели его в холщевые литовские одежды и отвезли преосвященного в тушинский табор
с большим срамом». Самозванец же встретил Филарета как знатного архипастыря,
родственника царя Ивана Грозного и своего двоюродного брата. Назвал его патриархом,
дал ему патриаршье облачение, но не позволял покидать свой лагерь.
В Тушине к тому времени уже было много бояр царя Василия Шуйского, перешедших
служить самозванцу, мечтая с помощью его свернуть непопулярного государя. Среди
них были такие бояре как Салтыковы, князья Трубецкие, Шаховские и другие. Служили
в Тушине Лжедмитрию II и переяславские бояре их рода Плещеевых, Вельяминовых,
Проскуровых, землевладельцы братья Таир, Максим, Дмитрий и Иван Редриковы, Богдан
Айгустов, Андрей Григорьев и другие. Филарет заметил, что никто из них не был
в почете у польских панов. Даже сам
Лжедмитрий для поляков был ничтожеством. Будучи опытным и хитрым политиков, Филарет
объединил вокруг себя мятежную аристократию, навел их на мысль создать при самозванце
некое подобие боярской думы, а сам возглавил заговорческую группировку, как против
самого Самозванца, так и против царя Василия Шуйского.
Служба бояр в стане «тушинского вора» была отменной, за что Лжедмитрий жаловал
их крупными вотчинами. По советам бояр давал жалованные грамоты, монастырям и
частным вотчинникам. К примеру, князь Шаховской в своей письме к Сапеге просит
помочь водворить разбегавшихся крестьян села Вяткина и деревни Струнино, пожалованных
Самозванцем Ивану Ивановичу Чечерину, который служил у Лжедмитрия дьяконом. Князь
Роман Проскуров просит Сапегу, чтобы тот вывел литовцев из его поместья села
Новоселок в Слободском стане. Другой
наш землевладелец, служивший полякам, Тимофей Грачев, просит Сапегу сыскать имущество,
разграбленное его шайками мародеров. Искал у Сапеги защиту и черный поп Симеоновского
монастыря Игнатий – просил помощи вернуть ушедшего от него сынаЮ наказать его
за неповиновение и «воровство». Вероятно поп Игнатий служил в лагере Сапеги,
а сын сбежал от него к противникам Лжедмитрия. Так это или нет – неизвестно,
но вряд ли поп разоренного монастыря имел другую возможность обращаться к польскому
пану.
Верили самозваному царю, его ставленнику в Залесье пану Сапеге жители Переяславля
и Александровской Слободы, присягнувших им в октябре 1608 года. Переяславцы просят
Сапегу прислать «ратных людей и снарядов», видимо, для обороны города от своих
же русских ополченцев, стихийно собравшихся в дебрях Залесья.
В другой челобитной просят Сапегу отсавить в них воеводой пана Стадницкого. В
свою очередь, Лжедмитрий жалует льготной грамотой от возможных поборов переяславские
монастыри. Сохранилась отписка переяславцев Кондратия Миляева и Сидора Петрова
(тушинский ставленников над жителями) царю Дмитрию (самозванцу) о том, что они
«собрали на царский приход в Переяславском уезде 150 ведер вина и что паны, живующие
в Переяславской рыбной слободе, не поехали на рыбную ловлю… а в заповедных прудах
Александровской Слободы
жители ловят рыбу для пана Сапеги». Панские рыбаки не желали заниматься рыбной
ловлей рыбы «на царский обиход», а жители Александровской Слободы вынуждены были
заботиться о столе панского полконика Яна Сапеги.
(продолжение следует)
http://zhurnal.lib.ru/w/winogradowa_elena_wiktorowna/kulinarijadljanachinajushih.shtml
- Кулинарная книга Елены Виноградовой