Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

город Александров

  Все выпуски  

Город Александров В СТОЛИЦЕ ОПРИЧНИНЫ-10


Информационный Канал Subscribe.Ru

В СТОЛИЦЕ ОПРИЧНИНЫ-10
(продолжение, начало читайте в архиве рассылки)

отрывки из книги краеведа Л.С.Строганова «Александровская Слобода в смуту начала
XVII века»

Челобитное отрезвление
Читая челобитные к самозванцу и пану Сапеги, удивляешься наивности населения,
их слепой вере в «доброго царя». Естественно, челобитные оставались без ответа,
ибо в стане «тушинского вора» верховодили польские паны во главе с гетманов Ружинским,
могли ли они, например, освободить жителей Александровской Слободы, как известно,
исправно служивших пану Сапеги, «от сбора с них сошных денег и отдачи кормов
польским ратным людям». А польских отрядов было великое множество, и не оставалось
села или деревни в наших
местах, куда бы они не добрались. Первое время они действовали обольщением, и
это им удавалось. Но очень скоро народ понял, с кем имеет дело. Несомненно крестьяне
не хотели, да и не могли отдать полякам все запасы на зиму. Тогда вооруженные
польско-литовские отряды угрожали, применяли силу, грабежи и надругательство.
Особой дерзостью отличались польские отряды, получившие имя «лисовчики» - лихие
конники пана Александра Лисовского, приговоренного у себя на родине к смертной
казни. С ним пошли в Россию ему подобные
с целью наживы путем грабежа и разбоя. Не уступали им и украинские казаки, и
сбежавшие туда шайки разбойников из центральных областей России. Но если первые
грабили и издевались без разбора, то вторые разоряли в первую очередь имущих
и бывших своих хозяев. В такие шайки нередко вступали и местные грабители, среди
которых встречались даже служители церкви. Сохранилась челобитная от ноября 1608
года пану Сапеге от строителя Киржачсного монастыря Ферапонта, в которой он жалуется
на священника Александровской Слободы
попа Иродина, ограбившего монастырь, братию и их крестьян. Крестьянин деревни
Белозерской Осип Павлов жалуется в своей челобитной самозванцу на соседей села
Рождественского, которые, якобы в качестве подати, отбирают у него и его снохи
изделия (видимо, народного промысла), ввиду чего он пришел в полное разорение.
Однако ответов от Лжедмитрия и Сапеги в сохранившихся документах, как вы догадываетесь,
найти невозможно. Ввиду полной безнаказанности следовало усиление разгула и грабежа
со стороны польско-литовских отрядов. Большая Слободская дорога из торговой обратилась
для населения в орудие полного разорения. Даже крестьяне отдаленных деревень
могли ожидать только несчастья и разбоя от ратных и лихих людей. В довершении
всего «тушинский вор» отдал Переяславль и Александровскую Слободу свои «гусарам
на корм», сделав таким
образом, их полными хозяевами и властелинами вконец опустошенной земли Александровской.
В результате в тушинский лагерь к самозванцу и сапежинский стан в село Рогачево
под Троицей их всех сел и деревень потянулись челобитники. Не каждому удавалось
подать свою жалобу «доброму царю» и его наместнику пану Сапеге, но те, что сохранились,
рисуют трагическую картину, происходящего здесь четыре столетия назад.
Из семи сохранившихся по Переяславскому уезду челобитных такого рода четыре относятся
к селам и деревням земли Александровской. Не все из них изданы, но одна, наиболее
характерная и душераздирающая по содержанию, давно находится в научном обороте,
отражая труды ученых и краеведов по истории Смутного времени. Речь идет о челобитной
крестьян села Иркова Кодяева стана (ныне Андреевского сельского округа). Попытаемся
воспроизвести ее как можно более подробно. «Царю государю и великому князю Дмитрию
Ивановичу бьют
челом и плачутся сироты твои государевы села Иркова Введенья Пречистыя Богородицы
поп Архип, да земской дьячок Ларка Селиванов, да твои государевы крестьянишки
Олешка Кузьмин, да деревни Податнева Трепко Степан, да Олферко Микитин и во всех
крестьяшек место села Иркова и деревни. Приезжают, государь, к нам, сиротам твоим,
в село Иркова многие твои государевы ратные загонные люди, а твое царское богомолье
церковь разорили, и нас, сирот твоих, бьют и пытают разными пытками из-за денег,
и животишки (жизни) наши,
лошади и быки, и коровы, и кабаны, и овцы, и всякую животину и платье поймали
(забрали), и женишек наших и дочеришек емлют на постелю сильно и позорят, а иные
девки и жонки со страсти по лесам в нынешнюю зимнюю пору от стужи померли. И
в деревню Податневу приехав твои государевы ратные люди разграбили и выжгли,
а что было, государь, осталось хлебца, ржи и овса, и тот весь овес перемолотили
и в пиве варят, и тот хлеб и пиво, нами же, в таборы возят. Да на нас же, на
сиротах твоих, правят нас себе великих кормов,
яловиц и кабанов, и овец, а нам сиротам твоим, взятии негде. Милостивый государь,
и великий князь Дмитрий Иванович всея Руси, покажи милость, пожалуй нас, сирот
своих, и вели нам дати своего государева пристава, и не вели, государь, своим
ратным людям в свою государеву кладь, в село Иркова и в деревню Податневу въезжати,
и нас, сирот своих, не вели мучить разными пытками, и детишек и жонок наших,
не вели имати сильно на постелю, и хлебца нашего достального не вели перемолоти,
чтоб мы, сироты твои, без твоего
государева пристава, от твоих государевых загонных людей, и в Досталь вконец
не погибли, и с женишками и с детишками напрасною голодною смертью с студи и
с голоду не померли. Царь государь, Дмитрий Иванович, всея Руси, смилуйся подалуй».
То что происходило в селе Иркове, в Переяславском уезде было повсюду, и это всего
через два-три месяца после того, как население поверило в «доброго царя». Крестьяне
села Иркова и деревни Податневой не дождались от Лжедмитрия ответа и несколько
позже, присоединившись к крестьянам села Андреевское, Ивановского и Жердяева
с деревнями, они вновь пишут уже коллективную челобитную, от целой округи, и
просят самозванца о защите от грабежей и насилий литовских людей и казаков. Тогда
же подобную челобитную доставили
в тушинский лагерь и крестьяне деревень Наумовой, Дичковой и сельца Афанасьева,
которые жалуются пану Сапеге на ратных польских и литовских людей. Видимо, тяжелее
других было тем крестьянам, которые жили ближе к сапеженскому лагерю и осажденному
Троице-Сергиеву монастырю. Крестьяне села Сваткова, которые находились между
ними, свою челобитную смогли доставить в тушинский лагерь под Москвой, в которой
жалуются Лжедмитрию на грабежи и насилия панов. 
(продолжение следует)

http://zhurnal.lib.ru/w/winogradowa_elena_wiktorowna/kulinarijadljanachinajushih.shtml

- Кулинарная книга Елены Виноградовой

Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: country.ru.aleksandrov
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное