Азербайджан, Баку, 7 октября /корр. Trend News Е.Остапенко/ Евросоюз не в состоянии помочь своим членам в разрешении финансового кризиса, и самостоятельное решение проблемы каждой страны по отдельности сегодня представляется единственно возможным, считают эксперты.
«У стран-членов ЕС на самом деле нет выхода, потому что у Евросоюза просто недостаточно сил, чтобы решить такие проблемы в одиночку», - считает независимый европейский эксперт Дмитрий Коченов.
Антикризисный саммит в Париже с участием лидеров четырех стран Большой восьмерки (Италия, Великобритания, Франция и Германия) проведен четвертого октября. Предложение президента Франции Николя Саркози о создании резервного фонда в размере 300 миллиардов евро, чтобы помочь странам ЕС разрешить последствия финансового кризиса, не нашла поддержки.
Финансовый кризис разразился в США в середине сентября как результат рискованной кредитной политики американских банков. Так как американские и европейские банковские системы тесно взаимосвязаны, то вскоре последствия кризиса сказались и на Европе.
Эксперты сходятся во мнении, что Евросоюз не в состоянии скоординировать действия всех стран-членов, и разрешение последствий кризиса легче будет провести самими странами, а не на общеевропейском уровне.
В первую очередь это зависит от стран-членов, считает доктор Гронингенского университета права (Нидерланды) Коченов. Только если сами страны ЕС переведут решение каких-либо вопросов с национального уровня на общеевропейский, можно ожидать действий от ЕС, полагает он.
«Участники парижского саммита пришли к этому заключению [не создавать резервный фонд и бороться с кризисом ресурсами каждой отдельной страны, а не всего союза], потому что у них не было другой альтернативы», - сказал Trend News Коченов по телефону из Гронингена.
Изначально, по мнению политолога, ЕС не был уполномочен странами членами решать кризисы глобального масштаба, поэтому, сейчас будет неправильным обвинять ЕС в недееспособности.
Аналитики сходятся во мнении, что на этом этапе у стран ЕС не было возможности для совместного решения финансовых проблем.
Ведущий политический аналитик Европейского политического центраФабьен Зулиг полагает, что в существующей системе нет реальной европейской компетенции для совместных действий. Однако считает их возможными в длительной перспективе.
Невозможность переложить всю ответственность за принятие решений на общеевропейский уровень можно объяснить и тем, что ЕС не имеет силы финансового урегулирования, считает Коченов.
ЕС может решать вопросы, считает эксперт, которые напрямую отнесены к компетенции Европейского центрального банка. Но невозможность для активности Евроцентробанка в этом случае объясняется тем, что национальные центральные банки все еще имеют полномочия действовать в некоторых сферах, сказал Коченов.
Для достижения единой политики в рамках всего союза нужно достаточно много времени, и на настоящий момент единой общей политики Евросоюза нет, считают аналитики.
Причину этого ведущий исследователь по вопросам европейской политикиФилипп Море Дефарж видит в достаточно большом количестве членов союза, и не считает удивительным трудности в координации деятельности этих стран.
«Невозможно создать европейскую федерацию с абсолютной солидарностью за один день», - сказал содиректор издания RAMSES (ежегодный отчет по экономическим системам и стратегиям) французского института международных отношений Дефарж.
Возможно лишь формальное сотрудничество между странами-членами ЕС, считает Коченов.
Уже скоро в Восточном полушарии может появиться новый центр
мировой космонавтики, который потеснит старых игроков на этом поле. Китай
сегодня явно претендует на роль мирового космического лидера, причем стать
таковым Пекину способствуют как чисто научно-технические достижения, так и
активная организаторская деятельность по объединению под своим началом
космических программ стран, представляющих огромный регион планеты и обладающих
недюжинным экономическим потенциалом.
Так, в начале октября на международном космическом конгрессе
в Глазго глава китайского космического агентства Сунь Лайань объявил о
намерении своей страны фактически возглавить практическую работу
Азиатско-тихоокеанской организации сотрудничества (АТОС) в космической сфере.
Присутствующие на Конгрессе лидеры мирового космоса из Америки, России и Европы
вряд ли недооценили значение и широкие последствия этого начинания Китая.
Кстати, формально АТОС родилась еще в 1992 г., предложенная
Китаем, Таиландом и Пакистаном. В октябре 2005 г. соглашение о создании
организации подписали восемь стран: Китай, Монголия, Пакистан, Таиланд, Иран,
Перу, Бангладеш и Индонезия. Чуть позже к ним присоединилась и Турция. В
перспективе членами АТОС могут стать Аргентина, Филиппины, Малайзия и Украина.
Но даже сегодняшний состав участников, среди которых три
страны ї Китай, Пакистан и Иран ї активно используют и развивают ракетную
технику, может претендовать на звание солидного клуба высоких технологий. К
тому же, собственные спутники эксплуатируют Таиланд и Индонезия. Китайский же
патронаж придаст действиям Организации реальный и, по всей видимости, успешный
характер.
Ведь китайская космическая программа, несмотря на то, что
движется по уже проторенному другими странами пути, развивается динамично,
беря одну «высоту» за другой. Всего три года отводит Пекин, окрыленный успехами
трех предыдущих пилотируемых полетов, на создание собственной орбитальной
лаборатории. Параллельно ведется разработка нового семейства ракет-носителей.
Кроме того, реализуется четкая программа межпланетных исследований с запуском
очередного спутника к Луне. Ведется подготовка и к пилотируемой экспедиции.
Все это говорит о том, что Китай сегодня уже стал мощной космической
державой и бесспорным лидером в регионе. Деятельность же с использованием
потенциала АТОС может превратить Китай в космического мирового лидера.
Между тем, ни НАСА, ни Роскосмос, ни Европейское космическое
агентство (ЕКА) не могут похвастать четкостью программ сотрудничества друг с
другом. В реальности основное взаимодействие осуществляется лишь посредством
громких заявлений в приверженности международной кооперации в исследовании
космоса. На самом деле, основной задачей, как американцев, так и европейцев
является обеспечение независимого выхода в космос и получения соответствующей
информации как гарантий стратегической независимости и безопасности.
Именно такие цели преследует глобальная программа НАСА
«Созвездие», предусматривающее комплексное развитие средств выведения и
организацию масштабных исследований дальнего космоса. При этом участие других
стран в данном проекте практически никак не оговаривается.
Если говорить об американо-российском сотрудничестве в
области космоса, то оно сегодня базируется главным образом на программе МКС.
Однако если отвлечься от продекларированных НАСА заявлений, то окажется, что
американцы рассматривают использование российских космических кораблей как
вынужденную меру. Кроме того, в НАСА до сих пор внятно не говорят о
перспективах самой МКС после окончания программы «Спей Шаттл».
В космических отношениях России и Европы драматизма намного
меньше. Однако нет и ярких совместных программ. В практическое русло никак не
перейдет программа создания новой многоразовой транспортной космической
системы, разработку которой провозгласили Роскосмос и ЕКА. Более того, в конце
сентября о недопустимости зависимости от «русских» в деле организации
пилотируемых полетов заговорил еврокомиссар по промышленности Гюнтер
Верхойген.
Но крупные научно-технические проекты, к которым относятся,
в первую очередь, космические исследования реализовать в одиночку очень трудно
с экономической и технической точек зрения. В этой связи интересным
представляется мнение член-корреспондента Российской академии космонавтики
имени Циолковского Андрея Ионина, высказанного в конце сентября.
«Сегодня нам необходимо задуматься о том, кто наши ключевые
партнеры в космосе. Возможно, уже пора перевести свой взгляд с Запада на
Восток. Экономический, технологический и политический центры перетекают в
Азиатско-тихоокеанский регион, где бурно развиваются Китай, Япония и Южная
Корея, - считает академик.
Во всяком случае, с началом практической деятельности АТОС
оснований для такого шага станет значительно больше.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
информационного агентства Trend News.
Последний визит израильского премьера Эхуда Ольмерта в
Москву проходил, как говорится, «за закрытыми для прессы дверями». Немного
общих протокольных фраз лидеров двух стран, и никаких комментариев после
встречи. И это неудивительно. Ведь еще до приезда израильского премьер-министра
Эхуда Ольмерта в Москву Россия и Израиль по-своему расставили приоритеты
предстоящих переговоров. Пресс-служба Кремля в числе главных тем предстоящих переговоров
назвала ситуацию на Ближнем Востоке и вопросы двустороннего
российско-израильского экономического сотрудничества. А израильская газета
«Гаарец», комментировавшая последнее заседание израильского кабинета,
подчеркнула, что главная цель визита ї убедить Москву отказаться от ракетных
сделок России со странами, враждебными Израилю. По мнению правительства
Израиля, предстоящие поставки российских комплексов С-300 Ирану и Сирии
«нарушат военно-стратегический баланс на Ближнем Востоке».
Израильский премьер прибыл в Москву не с пустыми руками. В
его портфеле постановление израильского кабинета о передаче в собственность
России Сергиевского подворья в центре Иерусалима, которое было построено еще на
рубеже 19 ї 20 веков на средства Императорского православного палестинского
общества. До 1917 года там размещались русские паломники, приходившие на Святую
Землю. Другой жест доброй воли ї отказ Тель-Авива от военного сотрудничества с
Грузией, что означает для Израиля потерю многомиллионных контрактов на поставки
оружия и обучение грузинских военных. И, наконец, отмена визового режима на
взаимные поездки граждан России и Израиля. Все это, по мнению Израиля, должно
склонить Россию к пересмотру соглашений о поставках новейших средств ПВО Ирану
и Сирии и Ирану.
По данным российских военных источников, на сегодняшний день
у Ирана есть 10 зенитно-ракетных комплексов С-200 и 6 комплексов С-300 старой
модификации, тайно купленных еще в середине 90-х годов у Белоруссии.
Что касается Сирии, то она располагает комплексами С-200 и
истребителями-перехватчиками Миг-25 и Миг-31. Однако наличие этого оружия не
помешало израильским самолетам вторгнуться 6 сентября 2007 на сирийскую
территорию, разбомбить «таинственный военный объект» на северо-востоке Сирии, и
вернуться без потерь.
Не секрет, что в последние годы, по мере ухудшения
российско-американских отношений, Россия активизировала сотрудничество с
Ираном, как в сфере энергетики, так и в военной области. В частности, во время
своего визита Тегеран в октябре 2007 года Путин обещал иранскому лидеру
Махмуду Ахмадинежаду достроить атомную станцию в Бушере. Москва не раз спасала
Тегеран от жестких санкций Совета Безопасности ООН, однако Иран воспринял такую
политику России не с благодарностью, а как само собой разумеющееся.
Израиль опасается передачи Ирану российских систем ПВО. Как
отмечает газета «Коммерсант», в 2006 году Иран уже получил 29 зенитно-ракетных
комплексов «Тор-М1», и «Тор-М1Т», а в 2007 году - 1200 ракет для них. Но
главное, чего боится Тель-Авив, это контракт на поставку Ирану 5 комплексов
С-300ПМУ-1, который был лишь парафирован сторонами. Именно эти
зенитно-ракетные комплексы могут оказаться весьма эффективным средством борьбы
с современными западными самолетами.
Что касается Сирии, то, по данным «Коммерсанта», Россия
намеревается продать ей в 2008 ї 2010 годах 36 других комплексов ПВО -
«Панцирь-С1».
На протяжении всего постсоветского периода в своей
ближневосточной политике Россия придерживалась принципа равной безопасности и
для Израиля и для арабов, что на дипломатическом языке называется
«сбалансированным подходом». Однако в последние 2 года, по мере усиления
российско-американских противоречий (и прежде всего речь о размещении
элементов ПРО в Польше и Чехии), а также в ответ на стремление Вашингтона
расширить НАТО за счет Украины и Грузии, Москва стала пересматривать свой «сбалансированный
подход» в пользу арабов и Ирана. Именно тогда активизировалось
российско-иранское и российско-сирийское сотрудничество в военной сфере. Однако
до поставок комплексов С-300 Тегерану и Дамаску дело пока не дошло.
По логике вещей, Россия могла бы разыграть антиамериканскую
и антиизраильскую карту в ответ на действия Запада в Грузии - вооружение
марионеточного режима Саакашвили. Но это - весьма опасная игра. Иран, которого
Россия, по-прежнему называет «региональным стратегическим партнером», демонстративно
игнорирует все резолюции Совета Безопасности ООН, призывающие прекратить
обогащение урана и сократить его ядерную программу.
Цель Тегерана очевидна ї стать региональной ядерной
державой, и он весьма близок к этой цели. По данным военной разведки Израиля,
Иран может создать первую собственную ядерную боеголовку к 2010 ї 2012 годам. И
нет никаких гарантий того, что нынешнее руководство исламской республики,
обещающее «стереть с лица земли сионистское образование» (государство Израиль),
не воспользуется для этого своим будущим ядерным арсеналом.
Такой сценарий явно не в интересах России. Москва готова
выполнять свои обязательства и по строительству атомной станции в Бушере, и по
поставкам в Иран ядерного топлива для Бушерской АЭС, но ее, как и Запад, не
устраивает идея иранского руководства производить ядерное топливо у себя в
стране.
Таким образом, Россия вновь перед дилеммой: либо дать
достойный ответ Израилю ї вооружить его врагов, либо принять «дары Ольмерта»
(Сергиевское подворье в Иерусалиме) и вновь отложить на неопределенный срок
военные поставки Тегерану и Дамаску.
Кремль, как и прежде, хранит молчание ї по крайней мере
такова была ситуация сразу после переговоров с Ольмертом. Но даже если Москва
даст «зеленый свет» на продажу модернизированных комплексов С-300, российским
оборонным предприятиям потребуется не менее года на их производство, и столько
же на подготовку иранских специалистов. За это время и США, и Израиль могут
нанести упреждающий удар по ядерным объектам Ирана, как это уже было в Ираке в
1981 году.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
информационного агентства Trend News.