Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Japanese Dolls

  Все выпуски  

Пёрл-Харбор и ленд-лиз



Пёрл-Харбор и ленд-лиз
2013-05-19 21:28


Пёрл-Харбор и ленд-лиз

В первой трети XX века Стране восходящего солнца удалось создать мощный военный флот, Япония была признана одной из великих морских держав. Вашингтонским договором признавалось за Японией право на третий по силе военный флот, уступающий только британскому и американскому. В 1930-е годы Тихий океан становится ареной противоречий двух сильных морских государств - США и Японии. Введение американцами экономических санкций против Японии, включавших эмбарго на поставку нефтепродуктов, сделало войну неизбежной. Япония оказалась перед выбором - задохнуться в кольце экономической блокады или с честью погибнуть, попытавшись добыть в бою необходимые ей ресурсы. В самом конце 1940 года Императорский ВМФ Японии возглавил адмирал Исороку Ямамото, именно он спланировал о осуществил нападение на Перл-Харбор. Для атаки на американскую базу японское командование выделило авианосное соединение под командованием вице-адмирала Тюити Нагумо в составе 23 кораблей, включая шесть авианосцев. На фотографии выше - полетная палуба авианосца Акаги (Akagi) - флагмана первого авианосного Императорского флота ВМФ Японии. Особое значение придавалось достижению внезапности нападения. 22 ноября 1941 года оперативное соединение в строжайшей тайне собралось в заливе Хитокаппу на Курильских островах. Отсюда, соблюдая радиомолчание, 26 ноября 1941 года оперативное соединение двинулось на восток и взяло курс на Пёрл-Харбор. По плану японские корабли должны были пересечь океан в районе, где не было оживленных судоходных линий, и выйти к Гавайям с севера. Многие историки и военные специалисты считают, что авианосное соединение вице-адмирала Тюити Нагумо, тайно направляющееся к Перл-Харбору, чтобы нанести внезапный удар по крупнейшей военно-морской базе США, случайно встретило советский торговый корабль. Как в районе выдвижения японской армады оказался корабль Советского Союза и знали ли русские о выдвижении авианосного соединения на Гавайи я и хочу рассказать.



Памятник военнослужащим, которые реализовали Lend Lease

В марте 1941 года Конгресс США принял знаменитый закон о ленд-лизе (Lend-Lease Act). Закон предусматривал, что президент США имеет право дарить, сдавать в аренду, продавать и передавать иными способами услуги и военные материалы государствам, обороноспособность которых жизненно важна для США. К числу таких стран были отнесены Великобритания, ее колонии и доминионы, организация "Свободная Франция", Китай, а чуть позже и СССР. По ленд-лизу наша страна получила 13 тысяч танков, 22 тысячи боевых самолетов, более 400 тысяч грузовых автомобилей, 50 тысяч джипов, более 6 миллионов винтовок и пулеметов, 14 тысяч орудий, 8000 тягачей, 35 000 мотоциклов, 472 миллиона артиллерийских боеприпасов, 4,5 млн. тонн продовольствия, 2,1 млн. тонн условного топлива, 1,2 млн. тонн химических веществ и взрывчатых веществ, 128 грузовых судов, 3 ледокола, 281 военных кораблей и другое различное вооружение, военное снаряжение, материалы, оборудование и продовольствие на общую суму более 11 млрд. долларов США в ценах 1945 года. Советский Союз получал от американцев 9351 радиостанций для установки на самолеты советского производства. Поставки из США помогли обеспечить 150 советских дивизий радиостанциями и 329 дивизий - полевыми телефонами. Советские фронтовые и армейские штабы, а также аэродромы были полностью оборудованы радиостанциями американского производства 400W, советская промышленность начала производство аналогичных устройств только к 1943 году. Еще были поставки 445 американских и британских радаров, 15 миллионов пар обуви и прочее.



Американский паровоз USATC S160 поставлялись по ленд-лизу

Поставки в СССР ограничивались не производственными возможностями союзников, а тоннажем имевшихся транспортных судов. Союзники просто физически не располагали количеством транспортных судов, необходимым для того, чтобы перевезти в СССР большее количество грузов. Никаких оплат ленд-лиза во время войны не было. Страны, получавшие американскую помощь по программе ленд-лиза, во время войны за эту помощь не платили ничего. Платить нужно было лишь за то, что оставалось после войны в целости и могло быть использовано. Долг СССР был определен в 1947 году в размере 2,6 млрд. долларов, а в 1948 году эта сумма была снижена до 1,3 млрд. Но СССР платить отказался, в 1951 году сумма долга вновь была пересмотрена до 800 млн. долларов. Соглашение о порядке погашения долга по оплате ленд-лиза между СССР и США было подписано лишь в 1972 году, но мы так и не рассчитались с американцами полностью, по некоторым данным сейчас Россия за поставки по ленд-лизу должна США 100 млн. долларов.



Американский паровоз USATC S160, выпускался в Северной Америке на заводах
ALCO и Baldwin, в СССР такие паровозы получили обозначение серии ША

Стремление всячески принизить роль военной помощи союзников, строжайшая секретность военных лет, потом цензурные запреты на тему ленд-лиза, закрытость архивов и спецхранов - все это не позволяет оценить ленд-лиз до сегодняшнего дня. Официально у нас считается, что ленд-лиз не оказал решающего влияния на исход войны на Восточном фронте, но спас сотни тысяч жизней советских граждан, за это Россия должна быть благодарна своим союзникам. Думаю, роль ленд-лиза, мягко говоря, принижена. Ведь в годы Второй мировой войны только поставки по ленд-лизу предотвратили паралич железнодорожного транспорта в Советском Союзе. За это время по ленд-лизу было поставлено 1900 паровозов, в то время как в СССР за эти годы выпустил всего 800 паровозов. Кроме того, в СССР было поставлено более 11 тысяч вагонов, мы же выпустили всего 1092 вагона.



Маршруты ленд-лиза

Ленд-лизовские грузы попадали в СССР разными маршрутами, путей поставок было несколько, наиболее значительные - северный маршрут ленд-лиза, персидский маршрут и тихоокеанский. Самый известным из этих маршрутов - северный, героизм моряков арктических конвоев воспет во множестве книг и кинофильмов. Но основные поставки по ленд-лизу шли в СССР не по этому маршруту. В общей сложности через Персидский залив, Иран, Каспий поступило примерно 24% всего объема ленд-лиза. Это был более протяженный путь, достаточно сложный по организации доставки грузов, но все же не менее опасный маршрут. Его использование стало возможным в результате оккупации Ирана англичанами и советскими войсками в августе-сентябре 1941 года. Путь конвоя от Нью-Йорка до берегов Ирана вокруг мыса Доброй Надежды занимал примерно 75 дней. Кроме того, значительное время требовалось для перегрузки и транспортировки поставок по сухопутным магистралям и по Каспию.



Специалисты Красной Армии принимают истребители Airacobra

Наиболее безопасным маршрутом ленд-лиза из США в советскую Россию был путь через Тихий океан. Почти половина всех грузов, если точно, то историки указывают цифру - 47,1%, было поставлено в наши дальневосточные порты. Владивосток перевалил импортных грузов почти в 4 раза больше Мурманска и почти в 5 раз больше Архангельска вместе с Молотовском (сейчас Северодвинск). По ленд-лизу через Тихий океан шло вооружение и мирные грузы, преимущественно продукты питания, нефтепродукты, машины и оборудование. Через Сибирь в Европу грузы шли железной дорогой, почти две трети подвижного состава которых (паровозы с тендерами и вагонами) поступило по ленд-лизу во Владивосток из американского города Портленда на специально для этого оборудованных лесовозах.



Пилоты знаменитой 9-го отдела охраны у самолета Airacobra

Морская часть пути от портов западного побережья США до дальневосточных советских портов занимала 18 – 20 суток. Тихоокеанские маршруты ленд-лиза обеспечивались лишь советскими моряками, а торгово-транспортные суда ходили только под советским флагом, но до недавнего времени об этих маршрутах почти ничего не было известно. Ни одного судна под иностранным флагом до конца Второй мировой войны не появлялось у причалов советских дальневосточных портов. Транспорты с грузами ленд-лиза шли в Тихом океане вдоль западного побережья Америки и Алеутских островов, у острова Уналашка выходили в Берингово море. Когда открывалась навигация в Чукотском море, часть судов, относительно небольшая, направлялась к бухте Провидения, где собирались караваны для ледовой проводки через Берингов пролив в восточный сектор Советской Арктики. Советские суда шли через Тихий океан в одиночном плавании без какой-либо охраны и под покровом строжайшей тайны, конвоя не было. На палубах советских транспортных судов были установлены крупнокалиберные пулеметы и пушки, в состав экипажа входила военная команда. Судовые огни ночью им разрешалось нести только в территориальных водах Японии и при подходе к ним на расстояние 150 миль. В караваны они собирались лишь для лоцманской или ледовой проводки. Военно-лоцманские пункты находились у Петропавловска-Камчатского в бухте Ахомтен (ныне Русская), у Советской Гавани в бухте Валентина и у Владивостока. Япония закрыла для прохода советских судов незамерзающий Сангарский пролив. Другой незамерзающий пролив – Корейский – был под контролем японского Императорского ВМФ. Первый Курильский пролив контролировался японскими военными с острова Шумшу, пролив Лаперуза полностью просматривался береговой охраной Японии. Оба эти пролива зимой замерзали. Наиболее важные с военно-стратегической точки зрения грузы приходилось пропускать через также замерзающий мелководный Татарский пролив. Это вынуждало частично разгружать крупнотоннажные суда в Петропавловске-Камчатском.



Артефакт Дальстроя. Магаданская область

Отказ от участия в перевозках на Тихом океане судов США объясняют нежеланием американцев провоцировать японцев на военные действия у наших берегов. Но, вероятно, главная причина была в другом. Тихоокеанские маршруты вели в зоны ГУЛАГа, которые занимали территории Дальнего Востока повсеместно, лагеря находились даже в черте нынешнего Владивостока. Огромнейшая территория принадлежала Дальстрою, был такой монстр в структуре ОГПУ-НКВД-МВД, наделенный чрезвычайными полномочиями. Дальстрой был образован в 1931 году еще при Вячеславе Менжинском, предшественнике Генриха Ягоды, и просуществовал до 1957 года. На территории Дальстроя, примерно на седьмой части страны, а это огромная территория площадью 3 миллиона квадратных километров, что сопоставимо со всей Западной Европой, даже отсутствовали органы государственной власти. Я не оговорился, не на всей территории Советского Союза было Советская власть, в Дальстрое ее официально не было.



Палач российского народа и первый директор Дальстроя Эдуард Берзин

Первым директором Дальстроя стал в 1931 году этнический латыш Эдуард Берзин (1894 - 1938), один из организаторов и руководителей ГУЛАГа, в годы гражданской войны он был в руководстве Латышской стрелковой дивизии, каратели которой уничтожали россиян. Кроме добычи золота, руды, угля и других полезных ископаемых ему ставилась задача колонизации этого края. В качестве рабочей силы использовались в основном заключённые и, дополнительно, вольнонаёмне работники - те же рабы, отмотавшие свой срок, но из-за отсутствия денег не сумевшие уехать на Большую землю.



На 7-ой части территории СССР официально не было Советской власти,
вся власть была в руках Дальстроя, который обладал экстерриториальностью

Территория Дальстроя включила в себя всю нынешнюю Магаданскую область, Чукотский национальный округ, часть Якутии, Хабаровского края и Камчатской области, отдельные населённые пункты и совхозы Приморского края, здесь органы советской власти не создавались. Дальстрой имел право на взимание государственных налогов и сборов, имел собственные судебные и карательные органы и прочее. Он пользовался правом на монопольное использование всех природных и людских ресурсов. В истории Дальстроя была попытка устранить его экстерриториальность в июле 1939 года, когда начали было организовывать органы Советской власти, но уже в августе того же года Советскую власть вновь упразднили. Дальстрой имел к началу войны число заключенных, превышающее более чем в два раза число вольнонаемных, коренного населения и колонистов - всех вместе, с семьями. Было отчего строжайше секретить тихоокеанские маршруты. Не только фронт, но и зоны ГУЛАГа в годы войны получали снабжение по ленд-лизу. Дальстрой, Норильстрой имели в США своих представителей. Кроме советских судов в перевозках ленд-лиза через Тихий океан принимал участие морской флот Дальстроя - четыре крупных быстроходных судна, закупленные за границей. В промежутках между рейсами в Америку они продолжали возить заключенных в Магадан и Ванино.



Маршрут японского флота вторжения

Между портами США и СССР курсировало довольно много кораблей. США начали массовые поставки военных материалов, особенно много поставлялось бензина, во Владивосток почти сразу же после нападения Германии на СССР и задолго до того, как на СССР была распространена программа ленд-лиза. Все большие и малые порты западного побережья США и Канады и некоторые порты восточного побережья США через Панамский канал отправляли грузы к восточным берегам Советского Союза. Грузовые судна ходили между двумя странами, используя различные маршруты. Например, корабли отходили от пирсов Сан-Франциско или Лос-Анджелеса и шли на север, после чего обходили Алеутские острова и потом спускались вдоль берега Камчатки. Но люди не знали об этом. Все думали, что они шли обычным южным маршрутом. Но даже если бы они шли южным маршрутом, то при оценке расстояний, скорости хода и точного времени отбытия кораблей крайне низка вероятность того, что кто-то из них встретил японский флот, направлявшийся к Перл-Харбору. Ни у кого ни дошли руки проверить точные маршруты советских судов, которые могли столкнуться с японским флотом вторжения. Кроме одного человека, звать его Мартин Боллинджер (Martin Bollinger), он вице-президент консалтинговой фирмы Booz Allen Hamilton, но главное - он специализируется на изучении истории российского торгового флота, Мартин Боллинджер - автор книги "Сталинские Корабли Рабов: Колыма, Флот ГУЛАГа и Роль Запада". Он проверил записи в журналах, которые вели смотрители маяков, находившихся вблизи Аляски, чтобы точно узнать - проходили ли советские корабли там в 1941 году. Мартин Боллинджер убедился, что именно там они и проходили. После того, как он посмотрел на маршруты и зафиксировал позицию каждого советского судна в момент приближения японцев к Перл-Харбору, то оказалось довольно легко понять, что ни одно из них не могло оказаться рядом с японским флотом.



Американский капрал в центре проводит культурно-воспитательную работу с советскими солдатами
 
Шедшие под советским флагом суда подвергались досмотрам со стороны японских береговых служб, иногда задерживались ими и досматривались. Потери советских судов на Тихом океане по сравнению, например, с северным маршрутом, были небольшими. На Тихом океане погибли 23 судна, из них 9 были выброшены штормами на скалы, раздавлены льдами, подорвались на своих минах и прочее. Оставшиеся 14 погибли насильственно - 4 стояли в ремонте в Гонконге, когда его захватили японцы, и пострадали от японской береговой артиллерии, "Перекоп" и "Майкоп" были уничтожены в декабре 1941 года на пути в Индонезию японской авиацией, "Павлин Виноградов" погиб от внутреннего взрыва у берегов Аляски, остальные 7 торпедированы подводными лодками. "Микоян" погиб в Бенгальском заливе у берегов Индии, работая на перевозках в Персидский залив, от торпед японской подлодки "1-162". Гибель шести остальных долгое время относили тоже на счет японцев, но позже выяснилось, что к этому приложили руку американцы. "Колу" и "Ильмень" восточнее южной оконечности Японии потопила американская подлодка "Софиш", "Трансбалт" в Японском море - подлодка "Спейдфиш", "Белоруссию" в Охотском море потопила подлодка "Сэнд-панс", пароход "Ангарстрой" в Восточно-Китайском море потопила подлодка "Гренадир", "Обь" в Охотском море потопила американская подлодка "Санфиш", а подлодка "Пермит" потопила рыболовный траулер, кроме того американцы неудачно торпедировании русское судно на подлодке "Тамбор", а в районе Курильских островов - выпустили торпеды с подлодок "Грэйбэк" и "Салмон" по нашим транспортным судам, повредив судно "Одесса". Всего погибло в Тихоокеанском регионе 240 русских моряков, из них от рук американцев - 145 человек.




Японский национальный дом
2013-05-04 17:21


Японский национальный дом

Я как-то был в Этнографическом музее под открытым небом вблизи Риги, там в живописном месте на берегу озера Юглас расположились латышские традиционные дома, старинная мельница, амбары и другие постройки. Очень интересно и познавательно посмотреть, а вот в аналогичной этнографической деревне в России никогда не был, даже не знаю - есть ли такая. Если где и существует, то для полноты картины там должны быть представлены два типа традиционных русских домов. Дело в том, что русские как этнос сложились из двух народностей - северорусской и южнорусской, они отличаются этнографически, лингвистически, генетически - у них разный говор, народный костюм и прочее, русские былины, например, плод памяти северорусов, да и русская баня - изобретение северной Руси. Даже жилище отличаются, в южнорусских регионах - усадебного типа, а на севере дома и хозпостройки строили под одной крышей. Японский традиционный дом мало похож на русский, собранный из бревен, в Японии строили дома каркасного типа, стены не были несущими, а вот деревянные колонны и перекладины, которые соединялись без использования гвоздей, формировали скелет дома, они и были несущими элементами такого дома. Но по типу планировки японское жилище можно сравнить с северорусским - здесь тоже жилая часть дома и хозпостройки возводили под одной крышей. О традиционном японском доме я и хочу рассказать.



В стране восходящего солнца национальный дом был жилищем фермеров, ремесленников и купцов, то есть всех основных каст, исключая самураев, строили его в нескольких традиционных стилях исходя из географических и климатических условий, а также образа жизни местных жителей. Большинство таких домов обычно попадают в одну из двух основных категорий - фермерские дома и загородные дома, есть и подклассы стилей, например дома в рыбацких деревушках. Такие народные дома сохранились до наших дней, сейчас они считаются историческими достопримечательностями. В Японии есть музеи под открытым небом, например, Нихон Минка-ан (Nihon Minka-en) в Кавасаки. Дома, построенные в стиле гассё-зукури, сохранились в двух деревнях в центральной Японии - Сиракава в префектуре Гифу и Гокаяма в префектуре Тояма.



Две деревушки, Сиракава и Гокаяма, жемчужины Японского архипелага, по значению для японцев эти дома можно сопоставить с Кижи для русских. Кстати, не все знают, чем деревня отличается от села в России, для справки - в селе всегда была церковь. Так вот, эти японские исторические села Сиракава и Гокаяма расположены в труднодоступном горном районе острова Хонсю, который в зимнее время бывал подолгу отрезан от остальной части Японии. Здесь сложилась особая школа зодчества - гассё-зукури. Традиционные жилища в этой местности отличаются крутыми крышами из соломы. Основным занятием местных жителей было разведение шелкопряда, так что верхние этажи жилищ искусно приспособлены для нужд шелкопрядения. Гассё-зукури, вероятно, самый узнаваемый стиль, дома отличались высокими, остроконечными крышами. Такие дома отлично приспособлены для обильного снегопада и ливня, крутая остроконечная крыша позволяла дождю и снегу падать прямо с нее, предотвращая попадание воды через крышу в дом, и в меньшей степени предотвращая соломе становится слишком влажной и начинать гнить. Деревни внесены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО как выдающийся пример традиционного образа жизни, прекрасно приспособленного к окружающей среде и местным социальным и экономическим условиям. Для иллюстрации поста использованы фотографии с изображениями домов из села Сиракава.



При строительстве таких традиционных домов японцы использовали дешевые и легко доступные материалы, ведь фермеры не могли позволить себе импортировать дорогие материалы. Такие дома сделаны исключительно из дерева, бамбука, глины и различных видов трав и соломы. Скелетная структура дома, крыша, стены и опоры выполнены из дерева. Внешние стены были завершены часто с добавлением бамбука и глины, внутренние стены не были установлены, и состояли из раздвижных дверей, деревянных решеток и/или бумажных ширм. Травы и солома использовались для покрытия крыш и для татами на пол. Иногда черепица из глины использовалась в дополнение к соломе. Камень применялся, чтобы укрепить или создать основу дома, то есть типа фундамента, но он не использовался для самого дома. Дом получался каркасным, стены не были несущими, в них оставляли отверстия для окон или дверей, то есть использовали бумажные экраны седзи, а также более тяжелые деревянные двери.



Далее для описания японского дома я использовал материал из нескольких постов пользователя ЖЖ Заходите, гостем будете!, замечательный блог, у кого есть аккаунт в Живом журнале - рекомендую добавить в друзья. Так вот, способ строительства таких домов следующий. Сплошного ленточного фундамента у таких домов нет. На месте будущего дома выравнивают поверхность почвы и плотно ее утрамбовывают. Потом в утрамбованную поверхность вбивают камни подходящего размера с ровной и плоской верхней поверхностью. Вбивают в тех местах, где должны располагаться опорные столбы дома. Примерно через каждые метр-полтора по всему периметру и вдоль будущих стен. Каждый вертикальный столб упирается в камень, как бы фундамент, хоть и не сплошной. Такая конструкция предохраняет опорные столбы дома от прямого контакта с почвой и уберегает дерево от постоянного нахождения в сырости и гниения.



На камнях фундамента устанавливается рама из опорных столбов и верхних балок, получается контур будущего дома. Основной каркас дома возводят без применения гвоздей и прочего железного крепежа. Бревна соединяются между собой сложной системой пазов и деревянных заклепок-фиксаторов. На этот каркас сверху надевается каркас крыши. Надевается последовательно - треугольными арками, крепящимися к каждой симметричной паре опорных столбов вдоль всей длины дома. Потом арки крыши соединяются поперечными балками. Балки и несущие бревна конструкции скрепляются веревками из рисовой соломы и жгутами из молодых побегов деревьев. Все крепления либо из веревок, либо в распор, в пазы. Готовую раму по сторонам крыши сначала закрывают длинными циновками из тростника или разновидности бамбука сасы, эти циновки и образуют внутреннюю поверхность крыши. Поверх этих циновок слоями укладывают плотно связанные пучки тростника. Тростниковые вязанки укладываются ровными рядами и прикрепляются к крыше тоже веревками из рисовой соломы. Этими веревками циновки как бы прошиваются как нитками, крепя вязанки к балкам каркаса.



Крыша таких домов в поперечном сечении представляет собой равносторонний треугольник, размер ее сильно зависит от размера самого дома. Чем больше дом, тем выше крыша. Соответственно, пространство, образовавшееся под крышей, может быть поделено на этажи. Если дом небольшой, то этажей два, в большом доме - три этажа. Любые возможные щели между стенами дома и крышей прокладываются пучками все того же тростника. После установки крыши дом обшивается досками снаружи и обустраивается изнутри. Торцы крыши тоже обшиваются досками, в которых потом прорубаются вентиляционные окна.





Обычно дом имеет две галереи вдоль всей длины. Передняя (фасад) обращена на улицу, а задняя - к горам или в огороды. Торцы дома обычно глухие или с небольшими окнами. В современных домах к торцам часто пристроены дополнительные помещения под обычными современными крышами. Но бывают и с раздвижными дверями - прямой доступ к техническим помещениям дома с улицы, не изнутри. Галереи обычно открыты или занавешены от солнца и нескромных взглядов циновками. Закрывались галереи на ночь, зимой или во время шторма деревянными панелями на манер раздвижных дверей. Панели эти в свободное от защиты дома время хранятся в шкафу в торце галереи. В современных домах чаще всего галереи закрыты, особенно с задней стороны дома. Застеклены или просто закрыты до половины на манер веранды.





С одного из краев дома, редко посередине, есть вход в дом, можно, конечно, войти с любой точки открытой галереи, но это невежливо, если вы в этом доме не живете. Внутреннее пространство дома поделено на несколько комнат. Число их и размер зависит от общего размера дома. Обычно внутренняя планировка дома закладывается уже на уровне вбивания камней фундалента, поскольку камни эти определяют положение узлов конструкции и углов дома, как внешних, так и внутренних. Вся жизнь в доме происходит преимущественно на первом этаже. Второй этаж рабоче-складской, он используется в качестве мастерской для мелкого крестьянского промысла. Третий этаж, даже если он и есть, обычно не используется, разве что здесь сушатся и хранятся всякие полезные в хозяйстве травы. Третий этаж представляет собой только ровную решетку. Это типа технического этажа, нужного, чтоб следить за состоянием крыши. Объем помещения под крышей прежде всего работает как термостат, сохраняя внутри дома примерно постоянную температуру. Летом снаружи сильно жарко, а внутри дома вполне прохладно и комфортно, не нужен не только кондиционер, но даже вентилятор.



В зависимости от размера дома и от состоятельности семьи в доме может быть несколько кладовок или комнат для отдыха. Но общая схема расположения примерно одинаковая. Центральная комната дома - очаг, с одной стороны - складские и подсобные помещения, с другой - парадные, чистые комнаты для отдыха. Иногда прихожая гэнкан фактически совмещена с кухней. При входе располагается пара подсобных помещений, где хранятся всякие крупные предметы, которые обычно используют за пределами дома. Полы в таких подсобках - плотно утрамбованная земля или решетчатый настил. Уровень пола в жилых комнатах поднят над поверхностью земли примерно на 20 см. Одно из основных внутренних помещений дома на первом этаже - общая комната с очагом. В зависимости от размера дома и количества жителей очаг может быть один или два очага в разных концах комнаты. Очаги тут везде одинаковой конструкции - квадратная дыра в полу, заполненная песком и пеплом от уже сгоревших дров. В ней установлена одна или две чугунные подставки под котел и чайник. Вокруг очага лежат либо циновки, либо сама комната застелена татами. Комната с очагом обычно использовалась как столовая и гостиная для всей семьи, но почти никогда как спальня.



Потолка в столовой как такового нет - решетчатый настил, открывающий прямой выход дыма через крышу. Над каждым очагом на канатах, прикрепленных к потолочным балкам, висят большие деревянные щиты, по размеру немного больше площади очага. Их задача - не давать горячему дыму уходить вверх прямо, чтобы не загорелся потолок, а горячий воздух более-менее равномерно расходился по объему дома. Сверху на щит можно положить что-нибудь, нуждающееся в просушке - плащ или шляпу. Или какие-нибудь нужные под рукой вещи. Печных труб нет, дым поднимается от очага и, пройдя через весь объем дома, выходит прямо сквозь тростниковую крышу. При этом все внутри дома и сама крыша изнутри основательно коптятся и сушатся. В этих домах насекомые и мыши в крышах не живут. И крыша почти не гниет даже в сезон дождей или под снегом. Потолки в таких домах - не сплошные, а решетчатые, чтобы дым свободно поднимался вверх. Сплошной настил на полу на втором этаже есть только вдоль стен. Если дом большой, то в тех местах, где нет очага, настил тоже сплошной.



С обеих сторон от центральной комнаты дома с очагом находятся комнаты поменьше размером. Часть из них используется как подсобно-рабочие помещения, остальные - как комнаты для отдыха и приема гостей, полы здесь застелены татами, в одной из комнат дома находится токонома с красивыми свитками, букетиками цветов и безделушками. Здесь принимали гостей и спали. Одна из комнат используется как гардеробная, здесь хранятся необходимые для жизни в доме вещи и сюда убирали днем спальные принадлежности - футоны, подушки, одеяла. В гардеробной хранятся всякие домашние вещи, которые желательно иметь под рукой каждый день.



В конце галереи-веранды находится ванная, где стоит деревянная ванна офуро. Отдельно стоящая хозяйственная пристройка с внешней стороны имеет туалет типа сортир, вторичный продукт падает вниз, в специальную бадейку, а потом вывозится на поля в качестве удобрений. С одной стороны - основное жилое здание усадьбы, с другой - небольшая хозяйственная постройка. они соединены крытым переходом. В хозпостройке могли держать маленьких телят, пола в телятнике нет, просто утоптанная земля, застеленная соломой. И бадейки подвешены, на которых теленку опускали корм и забирали продукты жизнедеятельности (навоз, в просторечии).




В избранное