Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Japanese Dolls

  Все выпуски  

Беловодье или Приключения августинцев в России



Беловодье или Приключения августинцев в России
2013-05-16 21:00 japanese-dolls
С детства все мы зачитывались сказаниями о стране Шамбала, расположенной где-то в Тибете. Но в русских народных преданиях часто рассказывалось о другом месте, называлось оно Беловодье. Эта легендарная страна свободы ассоциируется с раем у русских, именно к ней восходит образ текущей с неба молочной реки с кисельными берегами, а образ Беловодья переплетается с образом невидимого града Китежа. Писатель Вячеслав Шишков, описывая старообрядческие поверья о Беловодье, считал, что до этой сказочной страны можно дойти самолично, что земли в ней тучные, дожди теплые, солнышко благодатное, пшеница сама собою круглый год растет - ни пахать, ни сеять, - яблоки, арбузы, виноград, а в цветистом большетравье без конца, без счету стада пасутся - бери, владей. И эта страна никому не принадлежит, в ней вся воля. Даже сейчас члены "Белого братства" полагают, что таинственное Беловодье связывает Европу с Азией. Историки считают, что возникновение легенды о Беловодье относится к концу XVIII века, а её распространение связывают с жизнью старообрядцев. Но известнейший японский филолог и историк профессор Накамура Ёсикадзу считает иначе. Он специалист в области древнерусской литературы и истории культурных связей России и Японии, автор множества книг и статей по этим вопросам. Так вот, господин Накамура Ёсикадзу относит возникновение сказаний о Беловодье на полтора века раньше и связывает их с пребыванием на русской земле первого этнического японца, посетившего Россию во времена Бориса Годунова. Это был первый русско-японский контакт, первая встреча цивилизаций, о ней я и хочу рассказать. Читать дальше


Беловодье или Приключения августинцев в России
2013-05-16 19:12


Беловодье
или Приключения августинцев в России



С детства все мы зачитывались сказаниями о стране Шамбала, расположенной где-то в Тибете. Но в русских народных преданиях часто рассказывалось о другом месте, называлась оно Беловодье. Эта легендарная страна свободы ассоциируется с раем у русских, именно к ней восходит образ текущей с неба молочной реки с кисельными берегами, а образ Беловодья переплетается с образом невидимого града Китежа. Писатель Вячеслав Шишков, описывая старообрядческие поверья о Беловодье, считал, что до этой сказочной страны можно дойти самолично, что земли в ней тучные, дожди теплые, солнышко благодатное, пшеница сама собою круглый год растет - ни пахать, ни сеять, - яблоки, арбузы, виноград, а в цветистом большетравье без конца, без счету стада пасутся - бери, владей. И эта страна никому не принадлежит, в ней вся воля. Даже сейчас члены "Белого братства" полагают, что таинственное Беловодье связывает Европу с Азией. Историки считают, что возникновение легенды о Беловодье относится к концу XVIII века, а её распространение связывают с жизнью старообрядцев. Но известнейший японский филолог и историк профессор Накамура Ёсикадзу считает иначе. Он специалист в области древнерусской литературы и истории культурных связей России и Японии, автор множества книг и статей по этим вопросам. Так вот, господин Накамура Ёсикадзу относит возникновение сказаний о Беловодье на полтора века раньше и связывает их с пребыванием на русской земле первого этнического японца, посетившего Россию во времена Бориса Годунова. Это был первый русско-японский контакт, первая встреча цивилизаций, о ней я и хочу рассказать.



Брат Николай (Brother Nicholas) - японский монах-августинец

Первым японцем, чье пребывание в России документально засвидетельствовано, был японец христианского вероисповедания по имени Николай. О нем нет никаких сведений на японском языке, а русских исторических материалов о нем очень мало. Наиболее подробные данные о Николае содержатся в "Жизнеописаниях великомучеников японских", изданных падре Н. Триго в Мюнхене в 1623 году, спустя 12 лет после трагической гибели Николая. С тех пор имя этого японского христианина часто можно встретить в католической ли­тературе. Неизвестно, когда родился японец Николай, каково было его подлинное имя, какого он был происхождения. Из католических источников следует только, что в детстве он вместе с родителями переправился из Японии на Филиппины, в Манилу, был там крещен, а в 1594 году принял постриг, всту­пив в орден августинцев.



Церковь августинцев Малате в Маниле, Филиппины

До своей самоизоляции Япония примерно целый век вела активную политику в странах Юго-Восточной Азии, куда проникали жители Страны Восходящего солнца. Первоначально часть японцев занималась пи­ратством, и их боялись, но вскоре пиратов сменили мирные переселенцы из разных уголков Японии. На Тайване, Филиппинах, в Индокитае, Таиланде, Индонезии возникли японские поселения. Японские историки предполагают, что к концу XVI века численность японцев, осевших на жи­тельство в Юго-Восточной Азии, составляла от 7 до 10 тысяч человек. Японская колония в пригороде Манилы Дилао считалась одной из самых больших. В 1593 году там жило 300 человек, через два года - 1000 человек, а к 1622 году ее население достигло 3000 жителей. Манила в то время стала главным опорным пунктом христианизации всей Юго-Восточной Азии. Сюда прибывали миссионеры, монахи разных орденов - августинцы, францисканцы, доминиканцы, иезуиты. В 1588 году августинцы построили в Маниле церковь Малате (Iglesia de Nuestra Señora de los Remedios). Храм посвящен Пресвятой Деве Марии Заступнице стоит фасадом к манильскому заливу, он, построенный орденом августинцев, стал самым древним католическим храмом Манилы за пределами городских стен.



Святой Августин. Портрет работы Филиппа де Шампань, 17 век

Августинский орден - это монашеский орден, созданный в 1256 году папой Александром IV, духовный отец ордена - Святой Августин (354 - 430) - епископ Гиппонский в Северной Африке, философ, влиятельнейший проповедник, христианский богослов и политик. Он святой католической и православной церквей, один из отцов христианской церкви и христианской философии, его самый известный теологический и философский труд - "О граде Божием". Монахини августинского ордена собирались ещё в Гиппоне вокруг Перпетуи, сестры св. Августина. Облачение августинцев - белый шерстяной подрясник с наплечником, чёрная ряса с длинными широкими рукавами, капюшон и кожаный пояс. Действовал орден на территории Италии, Испании, Португалии, Франции и Германии, во главе ордена стоял генерал-приор, живущий в Риме, каждые 6 лет собирается главный капитул, имеющий право смещать приора и избирать нового. Португальские августинцы особенно распространились по Японии, Перу, Филиппинским островам и другим странам. В эпоху наибольшего своего процветания, в начале XVI века , августинский орден, болше занимавшийся спасением душ, чем научными или церковными делами, насчитывал до 30 тысяч монахов. Наиболее известные августинцы - испанские писатели Луис де Леон (1528—1591) и Кабельо Бальбоа (1535—1608), основоположник реформации Мартин Лютер (1483—1546), мореплаватель Андрес де Урданета (1498—1568), который совершил второе кругосветное путешествие и открыл морской путь на Филиппины, основоположник генеалогии отец Ансельм (1625—1694), основоположник генетики Грегор Мендель (1822—1884). Изречения самого св. Августина широко известны в мире, его книги популярны до нашего времени и широко издаются во многих странах.

***
Ей приснилось, что она стоит на какой-то деревянной доске и к ней подходит сияющий юноша, весело ей улыбаясь; она же в печали и сокрушена печалью. Он спрашивает ее о причинах ее горести и ежедневных слез, причем с таким видом, будто хочет не разузнать об этом, а наставить ее. Она отвечает, что скорбит над моей гибелью; он же велел ей успокоиться и посоветовал внимательно посмотреть: она увидит, что я буду там же, где и она. Она посмотрела и увидела, что я стою рядом с нею на той же самой доске. Почему, когда она рассказала мне это видение, и я попытался притянуть свое объяснение: скорее ей нечего отчаиваться в том, что она будет там же, где был я, она ответила сразу же безо всякого колебания: "Нет, мне ведь не было сказано: "Где он, там и ты", а "Где ты, там и он"? Исповедуюсь Тебе, Господи: насколько я могу припомнить, – а я часто вспоминал и рассказывал об этом сне – этот ответ Твой через мою неусыпно заботливую мать; то, что она не смутилась моим лживым, но столь вероятным объяснением и сразу увидела то, что надо было увидеть, и чего я, разумеется, не видел до ее слов, – всё это потрясло меня даже больше, чем самый сон...

***
© Св. Августин, цитата из книги "Исповедь".



Португальские августинцы

Духовником, а вместе с тем и крестным отцом японца Николая был португалец Николай Мело (Nicolas Melo), который родился в 1548 году, по-видимому, в Бельмонте. Он был благородного происхождения. После службы при дворе короля Португалии Себастьяна, он отправился на новый континент, в Америку. Николай Мело, приняв­ший постриг в 1577 году в Пуэбла-де-Лос-Анджелесе в августинском монастыре в Мексике, пересек в 1582 году Тихий океан и начал миссионерскую деятельность на Филиппинах. Вскоре в его обязанности вошло руководство послушниками в монастыре в Маниле. Здесь и произошла его встреча с молодым японцем. В 1596 году местная конгрегация ордена августинцев избрала Николая Мело своим предста­вителем на открывавшийся в Риме капитул ордена. Тогда же было принято решение о том, что японец Николай будет сопровождать Мело в поездке.



Карта Ирана, иллюстрирующая информацию, нижняя стрелка показывает прибрежные Ормузские острова,
где Николай Мело высадился в феврале 1599 года. Оттуда он переехал в Исфахан - красная стрелка в центре карты.
В конце апреля 1599 года он плывет на север через Каспийское море - верхняя красная стрелка.

В следующем году они, покинув Манилу на португальском судне, через Макао и Малакку прибыли в индийский порт Гоа. Все эти города в то время принадлежали Португалии. По прибытии в Гоа путники узнали, что в этом году уже не будет кораблей, следующих в Европу. Чтобы не опоз­дать на капитул, они решили добраться морем до Ормузского пролива, а оттуда по суше двигаться через Персию. Однако в Ормузе случилось нечто непредвиденное, и два путешественника исчезают на время из нашего поля зрения. Мы обнаруживаем их снова через два года при дворе шаха Аббаса Великого в его столице Исфахане.



Шах Аббас Великий (1571 - 1629) пьет вино

Политическое наследие шаха Аббаса до сих пор вызывает жаркие дискуссии, он был монархом Ирана из династии Сефевидов, но этническим азербайджанцем. Шах был деспотическим и жестоким правителем, повиновавшийся только своим прихотям, но иранцы считают его своим величайшим государем. К христианам он проявлял более веротерпимости, чем к парсам и евреям, а суннитов преследовал огнём и мечом. Шах Аббас провел военную и денежную реформы, он отличался энергической деятельностью и политической прозорливостью, строил дороги и мосты, заботился об украшении городов, старался оживить торговлю с Индией и Европой. Весной 1600 года Аббас Великий вынашивал план направить в Европу посольство для заключения союза против общего врага - Османской Турции. Главой посольства был назначен Хуссейн Алибек, а в роли его помощника высту­пал англичанин Антони Шерлей, аристократ и любитель при­ключений, выпускник Оксфорда и военный советник шаха. Персидское посольство отправилось в путь в начале лета 1599 года, избрав маршрут через Каспийское море и далее по Волге. К посольству присоеди­нился Николай Мело со своим спутником, получивший от шаха послания к папе Клименту VIII и королю Испании Филиппу III. Пока корабль с посоль­ством поднимался вверх по течению Волги, неприязнь и вражда между католическим миссионером и английским аристократом постепенно усилилась.



Московский Кремль эпохи Бориса Годунова

В иранское посольство входило более пятидесяти человек. Из порта на Каспийском море они приплыли до устья Волги в начале сентября 1599 года. Затем они двинулись вверх по Волге, от Астрахани они плыли на пяти баржах с парусами и веслами. Сто русских солдат их охраняли, когда они спали ночью в поле рядом с рекой. На преодоление 1300 миль реки потребовалось семь недель, после этого они пересели на сани и прибыли в Москву в конце декабря 1599 или в начале января 1600 года, в разгар зимы. Отец Николай Мело и японец Николай остановились в доме придворного врача Бориса Годунова - миланца Паоло Цитадини. Его дом располагался внутри Кремля. Как раз в это время у Цитадини родилась дочь, и Николай Мело крестил ребенка по католическо­му обряду. Сначала об этом узнали английские купцы, имевшие свой торговый двор в Москве, и затем через Шерлея со­общили властям. В России того времени совершение католических таинств категорически запрещалось, а к католикам относились как в советское время к евреям или в путинской России к геям. Дом Цитадини подвергся обыску, и письма шаха к папе римскому и испанскому королю были обнаружены.



Соловецкий монастырь, Россия

Как совершивший двойное преступ­ление, церковное и политическое, Николай Мело вместе с японцем Николаем был сослан по велению царя в Соловецкий монастырь на Белое море. Руко­писный документ "О присылке в монастырь, под начал гишпанской земличернеца Николая с человеком его", свидетельствующий о том, что монас­тырь принял двух заключенных - португальского и японского миссионеров, ранее хранился в "Соловец­ком сборнике" Казанской семинарии. Монах-августинец Николай был первым заключенным, этническим японцем, в Соло­вецком монастыре. Спустя 300 с лишним лет этот монастырь стал первым концлагерем на территории советской России, отсюда начался коммунистический ГУЛАГ, в это время Дмитрий Лихачев, отбывавший здесь срок, встретился в Соловецкой тюрьме с одним самураем - последним японцем, попавшим туда. Весть о несчастье, постигшем отца Николая Мело и брата Николая, в скором времени дошла до Рима. В 1604 году папский нунций в Кракове Рангони пы­тался воздействовать на польское правительство с тем, чтобы оно потребо­вало у России освобождения пленников, но, конечно, безрезультатно.



Лжедмитрий I и Марина Мнишек. Художник Виталий Ермолаев

Как и можно было ожидать, с приходом к власти Лжедмитрия после­довал указ об освобождении двух католиков из заключения. Но когда они, освободившись, прибыли в Москву в мае 1606 года, Лжедмитрия уже свергли, и на престоле воцарился Василий Шуйский.



Борисоглебский монастырь

Отец Николай Мело и японец Николай вновь принуждены были отправиться в ссылку, на этот раз в Ростов, в Борисоглебский монастырь. Приблизительно в это же время группа поляков, включавшая жену самозванца, Марину, и ее отца, Ежи Мнишека, находилась в ссылке в Яро­славле. Они несколько раз обменивались с Николаем Мело письмами. В документе, известном под названием "Дневники Марины", приводятся цитаты из этих писем, там спутник Николая Мело ошибочно представлен как "молодой индиец знатной и богатой фамилии". В период между 1608 года, когда прекратилась переписка Николая Мело с поляка­ми, и 1610 годом, когда двух заключенных переслали в Нижний Новгород, по­литическая обстановка в России головокружительно менялась. Марина Мнишек вышла замуж за второго самозванца, и их единомышленники одно время усилились, создав ставку в Тушино. Оттуда отступили к Калуге, а затем, воспользовавшись изменившейся военной ситуацией, вновь угрожали Мос­кве. Царь Василий Шуйский был сведен с престола. Доверие народа к власти тогда было нулевое, российское государство развалилось по причине бездарности правителей и морального разложения народа. Даже поляки с литвой удивлялись, глядя, как русские держат в алтарях своих церквей собак и скотину, а на иконах играют в кости. Боярская дума пригласила на престол польского принца Владислава, но король Сигизмунд 15-летнего сына в охваченную хаосом Россию не отпустил, а прислал военный гарнизон. Власть польских командиров не распространялась дальше Китай-города. В остальной стране царило безвластие - беглые крестьяне, казаки и шайки разбойников грабили, убивали, насиловали. Для завершения гражданской войны в России перед страной стояла задача проведения легитимных выборов и избрания государя. Это вечная проблема для России, не решенная до сих пор, проведение выборов и избрание власти.



Воззвание Козьмы Минина к нижегородцам, художник Михаил Песков

Понимали это и организаторы и руководители Земского ополчения - этнический татарин Кириша Минибаев, сейчас более известный как Козьма Минин, и князь Дмитрий Пожарский. Организованное ими временное правительство рассылало из Ярославля по городам грамоты с призывом прислать представителей для избрания государя. Была у руководителей ополчения и своя кандидатура, которую оставалось лишь утвердить на соборе. Этим кандидатом был шведский принц Карл Филипп.



Король Густав II Адольф и фельдмаршал Якоб Делагарди

Велись переговоры с командующим шведской армией на территории северной Руси Якобом Делагарди, чтобы получить согласие шведского короля Густава Адольфа отпустить в Россию принца Карла Филиппа, которому было в то время всего 10 лет. Это уже потом русские историки сделали из князя Дмитрия Пожарского удобного национального героя, у которого и в мыслях не было посадить на русский престол иноземного принца. В действительности же вокруг Дмитрия Пожарского собрались люди, убежденные, что спасти Россию от разорения и междоусобиц сможет лишь шведский принц на Московском престоле. В планы ополчения входило заключение соглашения с Новгородом, чьи земли находились под юрисдикцией Шведского королевства, о присоединении Московии к договору Делагарди с Новгородом. Затем провести легитимные выборы и провозгласить Карла Филиппа государем всея Руси. Решили настоять на принятии королевичем православия, так как пункт о его вероисповедании в договоре Новгорода с Делагарди отсутствовал.



Претенденты на русский престол: Дмитрий Пожарский, Владислав IV, Карл Филипп и Михаил Романов

Князь Дмитрий Пожарский и Козьма Минин (Кириша Минибаев) хотели выбрать государем всея Руси принца Карла Филиппа, сына шведского короля Густава II Адольфа. Якоб Делагарди писал королю, что русские требует крещения Карла Филиппа в православную веру, но часть русской верхушки в частных разговорах с ним заверяли, что согласны на любую религию государя. Претендент на русский престол так и не прибыл в Россию, поэтому временное правительство другие кандидатуры не рассматривало. Якоб Делагарди отправил своему монарху подробный отчет о проходивших в Ярославле переговорах, прося, чтобы Карл Филипп приехал на границу до наступления зимы, и уверяя в неизменном желании русских видеть его царем. Вероятно, королева-мать просто боялась отпускать малолетнего сына в Россию, хотя Карлу Филиппу нужно было добраться только до Выборга, ему не надо было покидать пределов королевства. Как хорошо известно, народное ополчение под руководством Кузьмы Минина создается в Нижнем Новгороде осенью 1611 году.



Японский монах-августинец Николай

30 ноября 1611 года в том же городе - Нижнем Новгороде - был обезглавлен японец Николай. В католической литературе причина мученической смерти Николая сводится исключительно к его отказу перейти из католичества в православие. Японец проявил смелость, он достойно встретил смерть, не сломленный всяческими запугиваниями, его абсолютная преданность католической вере осталась неизменной. Так закончился первый контакт двух цивилизаций - японской и русской. Японец Николай стал жертвой несчастливого для него переплетения исторических обстоятельств, социальный фон Смутного времени в России был не только антипольский, но и антикатолический. Думаю, попади августинец Николай в Японию, где он никогда не был, конец был бы таким же - в то время христиан обезглавливали и в Нагасаки.



Марина Мнишек под арестом со священником
Художник Михаил Клодт (1832-1902), 1883 год
Художественный музей. Вологда, Россия

Николай Мело каким-то образом удалось выжить и даже присоединиться к Ма­рине Мнишек и ее сторонникам. На сайте августинцев утверждается, что он был освобожден в 1613 году и уехал в Астрахань на Волге, где стал одним из капелланов Марины Мнишек, там еще был священник из кармелитов и францисканский священник. Когда Михаил Романов утвердился на царский трон, то дни царских претендентов были сочтены. В отчаянии Марина Мнишек просила, чтобы один из священников шел в Персию искать военной помощи от шаха. Кармелит отправился в Персию, а Николай Мело остался в Астрахани, но дал посланцу письменный отчет для своего начальства ордена августинцев о его мучительных четырнадцати лет пребывания в России. Этот отчет был благополучно доставлен в Исфахан в Иране. Армия нового царя Михаила Романова ворвалась в Астрахань в конце 1614 или в начале 1615 года. Марина Мнишек и ее малолетний сын были убиты, а Николай Мело был вновь заключен в тюрьму. На этот раз он был приговорен к смерти, португальский августинец последовал за Мариной и был предан казни сожжением на костре на острове в нижнем течения Яика. Ему было тогда около шестидесяти восьми лет от роду.


Пребывание японского августинца Николая на Соловках сыграло определенную роль в возникновении легенды о Беловодье, распространившейся впоследствии среди старообрядцев. Еще на зарождение предания о Беловодье оказало вли­яние описание Японии, содержавшиеся в работе по географии "Космогра­фия 1670. Книга, глаголемая Козмография, сиречь описание сего света зе­мель и государств великих", переписанной в Холмогорском монастыре на севере России. Это был перевод с латинского подлинника. Там говорилось, что в Японии добывается много золота и серебра, выращивается сорочинское пшено, то есть рис, бывают землетрясения. Новые контакты России и Японии состоялись в середине XVII века, когда Россия, присоединившая к себе уже большую часть Сибири, вышла к берегам Охотского моря. Знакомство россиян с Японией началось с миссии переводчика посольского приказа Николая Спафари, который совершил путешествие на Восток в 1675 - 1678 годы. На основе своих впечатлений путешественник составил большой труд, в котором отдельную главу уделил Японии. Но это уже другая история.









© По материалам книги Накамура Ёсикадзу "Японец в Московии". Скачать




Кото колготки
2013-04-30 14:37


Кото колготки

Мужчины у любой женщины вначале оценивают ее ноги, а уже потом остальные части тела - грудь, бедра, попу... Стройные женские ножки мало кого оставляют равнодушным, им поют оду писатели и поэты. Со школьных времен мне запали слова Александра Пушкина из "Евгения Онегина": "…Люблю я бешеную младость, И тесноту, и блеск, и радость, И дам обдуманный наряд; Люблю их ножки; только вряд Найдете вы в России целой Три пары стройных женских ног." Историки считают, что русские женщины во времена Пушкина из-за недостатка в организме витамина D страдали рахитом, отсюда и кривые ноги. В Японии с витаминами все в порядке, правда исторически сложилось так, что девушки немного косолапы, но привлечь восхищенные взгляды мужчин и они не прочь, конечно. Последний тренд в Стране восходящего солнца - кото колготки, девушки в них выглядят просто великолепно. Обычно это изображение Hello Kitty, персонажа японской поп-культуры и бренда компании "Sanrio". Такая кавайная кошечка украшает многие аксессуары и предметы женской одежды, от сумочек до трусиков. Вот и Hello Kitty колготки пользуются бешеной популярностью, стоят они примерно 350 йен и доступны любой девушке. На американских блогах, в частности на Tumblr’е, многие выкладывают такие кото колготки, хотя в Америке в интернет-магазинах они стоят уже примерно 17 баксов. У нас вероятно еще дороже, с английского языка на русский такие кото колготки переводятся со словом "поддельные". Но пугаться не надо, просто имеется в виду, что это псевдочулки. В реальности это обычные колготки, плотность черной части 60 ден, прозрачной - 30 ден. На фото ниже, возможно, некоторые девушки не в колготках, а просто нанесли тату кота, сейчас любая татуировка может рассматриваться как полноценный аксессуар, тоже красиво и няшно. Кто имеет и носит такие кото колготки, фотографируем свои ноги и выкладываем фото в комментариях, мужская часть читателей будет оценивать.









































В избранное