Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Japanese Dolls

  Все выпуски  

Japanese Dolls Стрекозьи острова


Стрекозьи острова



Японцы - самые страстные поклонники насекомых в мире. Больше всего они любят стрекоз, светляков и насекомых, которые в полёте издают звуки, похожие на чириканье. О светлячках смотри посты - Вечная ночь светлячков и Светлячок, а о стрекозах у нас в клубе тоже был замечательный пост - смотри здесь. В Японии много воды на рисовых полях, в реках и ручьях, и это прекрасное условие для жизни стрекоз, поскольку на стадии личинки стрекозы живут в воде. В стране около 190 видов стрекоз (tonbo, katsumushi,蜻蛉,とんぼ) и японцы с удовольствием ведут наблюдение за ними ещё с древних времён. Да и сам Японский архипелаг имеет форму стрекоз, это подметил еще легендарный император Дзимму Тэнно, когда взобрался на небольшую гору в Ямато в префектуре Нара, пристально посмотрел вниз, на земли, которыми он правил, и изрёк - “Моя страна имеет форму двух спаривающихся стрекоз”. Впрочем, этот пост не о сексе, поэтому смело заглядываем под кат.



Красная стрекоза отдыхает после полёта.
Стрекозы—обычное и желанное зрелище
на рисовых полях и в других местах с лета до осени.

Самые ранние изображения стрекоз встречаются на ритуальных колоколах дотаку, изготовленных в период Яёй. Колокола, выполненные из бронзы, можно подвешивать, а некоторые из них имеют примитивные изображения стрекоз, рядом с молящимися богомолами и пауками—всеми насекомыми, полезными для человека, потому что они охотятся на насекомых, поедающих рис на полях. Эти рисунки насекомых изображают молитву о хорошем урожае.


В летописи “Нихон Сёки”, составленой в 720 году, упоминаются стрекозы, которых в те дни называли акицу (あきつ). Летопись повествует о том, что 21-й император Юряку Тэнно, охотился в открытой степи в Ёсино на севере префектуры Нара. Слепень сел ему на руку и ужалил её. Внезапно с неба спикировала стрекоза и тут же улетела, прихватив слепня. Император был очень доволен, и сказал - "Насекомое думает обо мне, и я буду называть страну Акицу." Он назвал область Акицу-но - "Стрекозья равнина", а эти события дали Японии новое название - Акицу Сима - "Стрекозьи острова".


В собрании песен, дошедших до нас с конца 11 столетия, есть одна о том, как ловить стрекоз, и дети японцев ловят их уже многие века. Мальчики любят осторожно наблюдать за ними, изучать их повадки и придумывать способы их ловли. Один из способов приведён в первой японской иллюстрированной энциклопедии под названием “Сансай Дзуэ” (“Японско-китайское иллюстрированное собрание трёх составляющих Вселенной”), изданной в начале 17 столетия Терадзимой Рёан. На изображении показана самка стрекозы, привязанная ленточкой к короткому шесту. Дети используют этот способ для привлечения и поимки самца. До последнего времени этот метод ловли отори-дори был популярен при ловле серебряных гин-ямма и других больших стрекоз.


Другой способ ловли называется никкакэ-дори. Маленькие камушки заворачиваются в кусочки материи, которая двумя концами привязывается к ленте длиной примерно в 60.см. Приспособление нужно бросить в гин-ямма, которая подумает, что это что-то съедобное и полетит навстречу, чтобы быть тут же опутанной лентой и упасть на землю лёгкой добычей для детишек.



Гин-ямма и другие большие стрекозы в наши дни встречаются редко, в частности, из-за ухудшения условий окружающей среды. Так что нечасто можно увидеть, как дети гоняются за стрекозами. Можно только надеяться, что традиционные способы их ловли, разработанные после изучения их поведения в природе, сохранятся для будущих поколений.


До сих пор популярна детская песенка “Ака-томбо” (“Красная стрекоза”), написанная в 1921 году. Многие организации в рамках современного движения по защите природы специально выкапывают для стрекоз пруды. Уникальная японская “стрекозья культура” проживёт ещё не одно столетие.


Воинский шлем 17 столетия, выполненный в виде стрекозы
для упрощения идентификации воина на поле боя
(собственность художественного музея Ивакуни)

Мотив с изображением стрекозы был очень популярен среди воинов еще в древней Японии. Эмблема стрекозы была известна как катимуси (katsumushi, 胜虫, かつむし), что означает "непобедимый насекомое", это любимый символ силы среди самураев. В семнадцатом веке в период сегуната Токугавы стрекозы были использованы в качестве мотива для украшения на шлемах воинов. Часто они изображалась на стрелах, стрекоза была известна известна как насекомое победы. Шлемы самураев, шапки солдат, фамильные шлемы и прочие предметы одежды украшались приносящим удачу изображением стрекозы.


Значение стрекозы в японской культуре огромное. Стрекоз почитали самураи на протяжении сотен лет, как символ силы и победы в бою. Они всегда имела тесные связи с бусидо (путь воина). Одной из характеристик стрекоз, которую ценили самураи, был тот факт, что она не двигается назад, следовательно, не отступает.


Стрекозы, известные как насекомое победы katsumushi, восхищали самураев за свой воинственный вид. Поэтому они были выбраны в качестве эмблемы для храма Ямабуси и школы боевых искусств. Дизайном из стрекоз украшали белье для бойцов, в надежде, что его владельцу повезет в победе. Изображениями стрекоз часто украшали одежду и вещи, используемыми мальчиками, это символ мужественности. Это было важно качество, которое самураи старались соблюдать в айкидо и других видах единоборств.



Значении стрекоз в камонах является многогранным, символ означал и подчеркивал силу, смелость и мужество. Стрекоза была благоприятным символом силы среди самураев и их часто изображали на кольчуге самураев. В японской культуре, стрекозы символизировали много вещей, включая мужество, счастья, успех в бою.



Мотив стрекоз нашел отражение и в европейской геральдике. Вот, например, семейный герб из Наварры и Португалии, восходит к началу 13 века.


Есть много народных сказок в Японии про стрекоз. Стрекоза - любимый символ в хокку. Хотя стрекозы летают в Японии в летние месяцы, они появятся в большом количестве и осенью, особенно стрекозы красного цвета видов Sympetru (meadowhawks). О них чаще всего писали в японской поэзии.


Басё говорил: «Нужно любить то, о чём пишешь». Однажды осенью он и Кикаку шли по рисовому полю. Увидев красную стрекозу акатомбо, Кикаку сложил:

Оторви пару крыльев
У стрекозы
Получится стручок перца.

– Нет,- сказал Басё, - это не хайку. Ты убил стрекозу. Если ты хочешь создать хайку и дать ему жизнь, нужно сказать:

Добавь пару крыльев
К стручку перца
И появится стрекоза.


***

О стрекоза!
С каким же трудом на былинке
ты примостилась!

Басё

***

Устали стрекозы
Носиться в безумной пляске...
Ущербный месяц.

Кикаку

***

Над волной ручья
Ловит, ловит стрекоза
Собственную тень

Тиё

***

На смерть маленького сына
О мой ловец стрекоз!
Куда в неведомую даль
Ты нынче забежал?

Тиё

***

Всё кружится стрекоза...
Никак зацепиться не может
За стебли гибкой травы.

Басё

***
Частично использован материал из НИППОНИЯ No.29 15 июня 2004 г.



Новые страницы сайта Japanese Dolls.

Уже поступили в рассылку:


О японских цветах...
Шотландская клетка
О цветке клематис и боевом веере
Японский веер утива
Олени города Нара
Цукубаи
Момидзи или шестое время года
Японская свастика
Японская трубка кисэру
Hatoyama Hall
О самурайской любви
Омамори, омикудзи и эма
Маньчжурская экспедиция Николая Рериха
О колокольчиках кикё, риндо и фурине
О японцах и Луне
О глицинии и клане Фудзивара

***

Оригинал статьи здесь


В избранное