Исторические исследования
Священник Николай КИСЕЛЕВ
Васильевский погост на Пахре при Лопенке
Находящийся при слиянии речки Лопенки с Пахрой бывший Васильевский погост уникальный по сохранности культурно-при-родный заповедник и памятник доисторических и средневековых славянских древностей, свидетель тысячелетней истории наших предков на юге ближайшего Подмосковья, в Подольском районе Московской области, близ пос. Быково.
В народе ныне место это называют «Сосенками», некоторые старожилы посещают похороненных здесь родственников и способны указать место, где стояла кладбищенская часовня. О погосте же и о селе под названием Васильевское никто из окрестных жителей не слыхал. Современным подольским краеведам, впрочем, это место известно по материалам, опубликованным в конце XIX в. историками-архивистами братьями В. и Г. Холмогоровыми.
Погост Васильевский занимает площадь трапециевидной конфигурации около 500 м длины и около 100 м ширины. Он расположен нисходящим клином к Лопенке на первой всхолмленной террасе, возвышающейся над луговой безлесной поймой Пахры, которая здесь течет в северо-восточном направлении. Ближний к Лопенке участок погоста занимает березовая роща, которая, прежде всего, необычна тем, что почти все ее деревья стоят на древних славянских курганах, большие из которых достигают 3 м высоты и 20 30 м в диаметре. Всего курганов здесь около двух десятков и большинство из них не раскопаны.
Далее к западу, занимая центральное положение на погосте, расположен сосновый бор, состоящий из 231 редко поставленной сосны с оранжевыми стволами и красивыми раскидистыми кронами. К сосновой роще с запада примыкает заросшее непроходимыми зарослями акации старое заброшенное кладбище. Границы кладбища по периметру отмечены неглубоким рвом с валиком, вдоль реки его протяженность ок. 100 м., по границе с бором ок. 50 м. и со стороны Плещеевского оврага на западе ок. 70 м.. Между кустами акации встречаются перевернутые белокаменные надгробья XIX в. Все кладбище кощунственно перекопано искателями сокровищ. С севера к кустам кладбища вплотную поставлена изгородь дачного товарищества «Быковка». В северо-восточной части кладбища сохранилась яма, глубиной около 3 м и шириной 5х5 м с 2 кирпичными столпами основания бывшей здесь Никольской каменной часовни. При всей «мерзости запустения» сего места, все на нем сохранившиеся реалии, а также данные археологии, лингвистики и истории позволяют нам воссоздать историю Васильевского погоста вглубь на несколько веков.
Священная Велесова роща
Ввиду соседства курганов и кладбища есть все основания считать, что Cосенки являются остатками древней славянской священной рощи. В настоящее время возраст образующих ее сосен колеблется от 100 до 150 лет, они стоят редко и без подлеска, земля покрыта невысоким травяным газоном. Во всем здесь чувствуется многовековая культура ухода за соснами бора. Не исключено, что бор занимал в прошлом большую площадь и поднимался по склону Васильевской гряды наверх, где по местному преданию, находились три (ныне распаханные и застроенные дачами) больших кургана высотою по 10 м каждый.
Археологические данные показывают, что славянские поселения были почти на всех холмах Васильевской гряды издревле, в то время, как погребальный комплекс находился на отдалении от жилья, в пойме Пахры, занимая пространство между Лопенкой и Плещеевым оврагом. В курганах подобного типа прослеживаются захоронения умерших с предварительным сожжением тел на костре (VI IX века). В более поздних курганах (IX XIII в.в.) преобладал обряд трупоположения в землю под курганом, а также положения тел на землю под курганом и внутри самого кургана на середине его высоты. Курганы с несколькими захоронениями были семейными, а все курганные группы вместе являлись общим кладбищем одного или нескольких здесь обитавших славянских родов.
Раскопанные курганы под Васильевским, Покровом, вокруг Стрелкова и в иных местах по средней Пахре обнаруживают многочисленные образцы погребальной и бытовой керамики, украшений из бронзы, серебра и стекла. Найдены здесь во множестве и характерные 7-лопастные височные кольца. Они свидетельствуют о принадлежности курганов славянскому племени вятичей, почему р.Пахру ученые называют «классической страной вятичей».
Из языческих обрядов погребения известно, что покойников омывали, наряжали в лучшие одежды с украшениями, оплакивали, причитали, жрец молитвенно благословлял умершего в последний путь. Славяне веровали в вечную жизнь души человека и пребывание ее в райском Ирии или Сварге небесном царстве. На прощание и похороны должен был собираться весь род. Поминки совершали трижды: при погребении, на 9 и на 40 дни, почему и назывались поминальные трапезы «тризны». Собирались на похороны десятки и сотни, даже тысячи родных и поминали покойников «щербой» погребальной трапезой, состоящей из смены жидкой горячей мясной похлебки, ухи, каши, киселя, меда и других яств. Щерба была символом единства рода и носила ритуальный характер. Не исключено, что названия населенных мест нашей округи Щербинкино на Лопенке и Щербинки на Пахре далеко не случайны и являются отражениями в местной топонимике древнейших славянских поминальных обрядов. Щербинки были некогда равнозначны поминкам.
Происходил помин не на курганах, а в расположенной по соседству священной роще. Здесь же местные жители под водительством своего князя и жреца праздновали зимой Святки - Коляды, весной Масленицу, летом Семик и русалочью Купалу, осенью Родительское поминовение усопших. Священная роща служила местом соборных встреч старейшин и народа для принятия всем родом жизненно важных решений. Здесь судили, отсюда уходили на войну, здесь по праздникам устраивали игрища и торги. К западу от священной рощи, на поляне, по-видимому уже в древности обрамленной по кругу густым кустарником, находилось капище с идолом (деревянным или каменным), подобное тому, например, которое реконструировано на Перыне под Великим Новгородом. Здесь жрецы совершали таинственные обряды освящения жертв, и, в частности, приобщения небесного солнечного медового напитка божественной Сурьи.
Есть основание полагать, что капище б. Васильевского погоста в древности было посвящено богу Велесу. На это указывают культовые особенности этого языческого божества.
Бог Велес у древних славян входил в иерархию высших и сильнейших богов, наряду с Даждьбогом, Сварогом и Перуном. Это был бог всех русских и всех славян. Имя его производят от слов «великий» и «есть», и оно означает «владеющий», т.е. обладающий. Может быть, наоборот, слова «владеть» и «власть» произошли от имени бога Велеса. Недалеко по значению от Велеса отстоит и греческий Василевс, означающий «власть царскую».
В поэтических воззрениях славян на природу Велес Волос на земле имел родство с волосатым «медведем» - сильным и порой удивительно проворным и умным зверем, который ведает тайну меда. Олицетворяя собою власть и могущество Божие на земле и на небе, бог Велес получил отражение в созвездии «Большой Медведицы».
Бог Велес был покровителем власти, силы, плодородия и мирового порядка, богом семейного благополучия, богатства и скота. «Велесовыми внуками» называли себя хранители памяти народной сказители и жрецы-волхвы. «Велесовой книгой» названо Великое Летописание славянороссов (c III тыс. до н.э. по I тыс. н.э.).
Известно, между тем, что на более поздних стадиях развития славянской мифологии олицетворением животворящей мощи Велеса как ипостаси верховного бога Рода, становятся вол и бык с особым культом рогатой головы в среде оседлых скотоводов, каковыми были жители Быковки на Пахре. Поэтому можно полагать, что по древности своих веков Быковка не уступает векам Велесовой рощи.
Власть бога Велеса простиралась не только на живущих, но и на умерших, души которых, по верованиям славян, обретают новую жизнь в вечности на небесах. Поэтому с Велесом связан культ предков, мертвых и погребальные обряды древних славян. Учитывая, что погост находится в зоне многочисленных курганных захоронений по обе стороны Пахры, есть еще больше оснований предполагать, что данное место роща сосновая и капище при нем были посвящены именно богу Велесу.
Васильевский погост
Земли по Лопенке в домонгольскую эпоху находились на самой окраине Владимиро-Суздальского княжества, а населявшие их вятичи отличались особой приверженностью к язычеству. Они не принимали Христа и не крестились, хоронили покойников по языческому обряду в курганах вплоть до XIII века.
Положение дел изменилось после татаро-монгольского нашествия, сильно подорвавшего устои прежней русской жизни. В правление святого благоверного князя Даниила Александровича (1276 1303 гг.), великого основателя и устроителя государства Московского, население княжества стало жить на новых христианских началах. Сам князь был активным и успешным христианским просветителем земли московской, он заботился о строительстве церквей не только в Москве, но и во всех волостных и становых центрах княжеской власти на местах. Немаловажное значение при обустройстве управления княжеством приобрели и погосты традиционные места собрания сельских жителей для встречи с властями, для сдачи налогов, судебных разбирательств, на праздники, ярмарки и для молитвы. Твердой опорой власти святому Даниилу служила Русская Православная Церковь. Поэтому на погостах, особенно там, где ранее были языческие капища, ставили православные храмы. Медленно и постепенно изглаживались в памяти народной языческие верования и обряды, и русичи-московиты становились истинными христианами. С конца XIII века курганы в Подмосковье почти не встречаются.
Погост Васильевский продолжал оставаться одним из местных родовых центров на средней Пахре. Свое название погост получил от построенного на месте древнего Велесова капища храма во имя святителя Василия Великого, память которого празднуется 1 января. Нетрудно догадаться, что это имя было созвучно старому названию места «Велесово» и призвано было, по мнению Церкви как можно быстрее и прочнее стереть память о боге Велесе, празднование которого приходилось близко к Васильеву дню. Если кульминацией колядских языческих Святок был Велесов день 6 января, то таковым стал Васильев день 1 января Святок Рождественских.
На Васильевский погост в престольные праздники в XIV столетии могли бывать и благоверный князь Даниил, и его сыновья Юрий и Иван Данииловичи, и Симеон Гордый, и Иван Красный и св. Дмитрий Донской. Позже в XV XVI вв., при расширении Московского государства, великокняжеские выезды на погосты прекратились и погосты стали, в привычно понимаемом ныне смысле, сельскими кладбищами со скромными церковками при них.
Священники церкви Васильевского погоста на протяжении столетий окормляли приход припахринского левобережья село Васильевское с Ордынцами, Плещеевым, Бякантовым, Быковкой и Услонью, а позже и расположенные по Лопенке деревни Борисовское, Захарьино и Щербинка.
Построение Никольского храма
По-видимому, ближе к концу XIV или в XV веке, во время подъема религиозного сознания русского народа и его борьбы за независимость от татаро-монгольских поработителей, на Васильевском погосте произошло чудо явления на водах Пахры образа святителя Николая Чудотворца Мирликийского. С почестями взятая из воды священниками и народом, икона с торжественными молебствами была перенесена в Васильевскую церковь, которая со временем, в виду чудесного события, была переосвящена в Никольскую церковь.
Данное событие явилось знамением покровительства св. Николая жителям
Прилопенского края и всем воинам, несущим оборону южных рубежей столицы при селе Васильевском и Бяконтовом Мысу на Большой Ордынской дороге.
Чудотворный образ св. Николая «Лопенского» хранился в посвященном ему храме на погосте около 300 лет. В 1783 г. он был передан из обветшавшего храма в Знаменскую церковь с. Захарьина, в которой пребывал до ее закрытия в 1940 г. Дальнейшая судьба иконы неизвестна.
Представление о древнем образе дает фото с иконы св. Николая из издания И.Ф. Такмакова 1903 г., посвященного истории Никольского храма с. Стрелково XVII XVIII вв. Стрелковский резной деревянный с раскраской в иконописном стиле образ ок. 1703 г. представляет святителя в полный рост, стоящим прямо, в полном архиерейском облачении и в митре. В воздетых руках он держит модель храма (в левой руке) и большой меч (в правой руке) и напоминает (не во всем, впрочем), иконографию известного образа св. Николы «Можайского» XIV в., покровителя русских воинов в их борьбе с татаро- монгольскими захватчиками).
Из исторических документов (по Холмогоровым) известно, что к началу XVII в. село Васильевское принадлежало Ф.А.Бутурлину (+1602 г.) и что в 1627 г. село вследствие разорения Смутной поры представляло собою «обезлюдившую пустошь» во владении боярина князя А.В.Голицына. С 1629 г. село во владении боярина В.П.Морозова. В 1649 г. его дочь старица московского Новодевичьего монастыря Феодосия Васильевна Морозова вновь построила на свои средства Никольскую церковь на Васильевском погосте. Сохранилось следующее описание 1680 г. Никольской церкви 1649 г., просуществовавшей до рубежа XVIII XIX вв.: «Церковь Николая Чудотворца деревянная с трапезою рублена клецки, кругом до алтарей паперть, крыта тесом. В церкви Царские двери и столбцы, и сень писаны по золоту, местных икон: образ Спасителев, образ Пресвятой Богородицы Знамение в окладах; образ Николая Чудотворца; оклад, венец и фата басемные; образ Илии пророка, образ Трех Святителей: Василия Великого, Иоанна Златоустаго и Григория Богослова и священномученика Власия; образ московских чудотвор цев: Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, деисусы ветхи, да 32 иконы шестилистные. В алтаре на престоле Евангелие покрыто бархатом зеленым, евангелисты серебряные резные, крест благословенный писаный на краске; за престолом образ Пресвятой Богородицы, венец и фата басемные, сосуды церковные серебряные, позолочены местами; кадило одно серебряное, одно медное, чаша водосвятная. Ризы тафтяные, оплечье камка на золоте; ризы полотняные, два подризника, двое поручи, патрахель атласная, два пояса. В церкви хоругвь, писано Воскресение Христово». В том же 1680 г. село было приобретено боярыней М.М.Грушецкой, которая из своих угодий пожаловала на содержание Никольской церкви «10 четей пашни в поле и в дву потомуж», (это около 20 га) земли и лугов на 10 копен сена ежегодно. В Васильевском окрестных деревнях тогда жило 70 душ мужского пола. В церкви служили попы Афанасий Андреев (1680 1682 гг.) и Иаков Степанов (1709 1722 гг.).
Село Васильевское в 1812 г.
Во время Отечественной войны 1812 г. район с. Васильевское с его древней Ростовской дорогой вошел в маршрут знаменитого Тарутинского маневра фельдмаршала М.И. Кутузова, предпринятого главнокомандующим русских войск сразу после оставления Москвы с 5 по 21 сентября (по ст. стилю).Рвавшиеся из сожженной Москвы на плодородный российский юг французы, получили отпор от русских войск, ставших в ключевых местах на Пахре. Упорные кровопролитные бои происходили и на Бяконтовом Мысу у переправы через Пахру на древней Ростовецкой дороге. Здесь погибло немало русских воинов. Все они были с честью похоронены на кладбище Васильевского погоста близ Никольской церкви как герои-защитники Отечества.
В 1815 г., согласно распоряжению Московской Духовной консистории, деревянный Никольский храм на погосте был упразднен, Никольский престол переведен в Знаменско-Захарьинский храм вместе с прихожанами селений Плещеево, Борисовка,Ордынцы, Быковка и Бяконтово. На месте разобранной церкви в память о ней и здесь погребенных воинах устроена новая кирпичная Никольская часовня, приписанная к Знаменской церкви в Захарьино.
В сохранившихся «Ведомостях о церкви» за 1880, 1881, 1882 гг. в пункте 9 священник Николай Сироткин писал: «каменных построек, принадлежащих церкви нет, за исключением каменной Никольской церкви на Васильевском погосте».
Часовня, сложенная из кирпича и местного белого камня была разрушена перед Великой Отечественной войной и разобрана на нужды жителей ближайшего сельца Плещеева. Захоронения на бывшем погосте прекращены в 1937г.
Именитые владельцы Васильевского
Селом Васильевским владели в разное время представители ряда аристократических русских фамилий таких как Морозовы, Грушецкие, Бутурлины, Галицыны, Шафировы, Куракины, Урусовы, Мусины-Пушкины, Новицкие, Сарбековы. Но главное значение среди именитых владельцев бывшего Васильевского, его славу и честь в прошлом составляют первые владельцы села семейство Бяконтовых и Плещеевых, которые владели этими землями с конца XIII по XVI вв. Основателем династии был боярин Федор Иакинфович Бяконт (ок. 1270 1330 гг.), за верную службу святому благоверному князю Московскому Даниилу Александровичу (1261 1303 гг.) он получил село Васильевское в наследственную вотчину себе и своим детям. Ф. Бяконт с семьей и домочадцами прибыл в Москву из Чернигова и, благодаря своим незаурядным качествам, стал к концу своей долгой жизни в чине первых в боярской думе. Боярин Ф. Бяконт оставался на Москве за наместника князя, а в обычное время исполнял должность городского головы.
Старшим сыном его был великий святитель Алексий, митрополит Московский и Всея Руси (1293 1378 г.г.). Обе дочери Бяконта также святые русской церкви преподобные Иулиания и Евпраксия, были основательницами и подвижницами московского Алексеевского (ныне Зачатьевского) монастыря. Прочие сыновья Ф.Бяконта Феофан, Матвей, Константин и Александр стали основателями славных дворянских родов Фофановых и Плещеевых, Бестужевых и Басмановых.
Далеко неспроста князь Даниил Александрович здесь именно выделил место для вотчины своему верному и надежному слуге. Здесь, на высоких обрывистых северных берегах вдоль Пахры от села Плещеева до Услони проходила тогда граница с враждебным Рязанским княжеством, а позже, в XIV XVII в.в. линия обороны Москвы от войск всякого неприятеля, идущего на столицу с юга. Стратегическое значение этого места определяла, прежде всего, проходившая здесь Большая Ордынская дорога, в данной местности при Пахре называемая Ростовской или Ростовецкой дорогой, т. к. вела в с. Ростовцы на р. Рожайе, основанном выходцами из Ростова Великого. Ведущая на юг Ростовская дорога и все в этом районе имело важное государственное значение, и ответственность за все здешнее устройство лежала на владельце с. Васильевское.
Боярин Ф.Бяконт должен был устроить в этом месте своеобразные «южные ворота Москвы»: организовать надежную оборону на Пахре, неусыпно контролировать переправу на реке, наладить мытный и таможенный сбор с проезжающих, а также службу встречи и проводов высоких послов и гостей. Ф. Бяконт и его потомки были не столько помещиками, посаженными на кормление, а наместниками князя. Работы по устройству и жизнедеятельности «укрепрайона» при Васильевском с переправой на Пахре при Бяконтовом Мысу стали главным делом жизни боярина Федора Бяконта.
Успешность дела требовала весьма продолжительного и непрерывного пребывания боярина на месте в течение 1290 1300-х годов, пока не выросли наследники. Эти обстоятельства делают вполне возможным факт рождения именно в Васильевском и первенца Елевферия в 1293 г. - будущего святителя Московского митрополита Алексия и всех его братьев и святых сестер. Именно здесь на берегах Лопенки и Пахры по преимуществу протекало детство святителя, а в 12-летнем возрасте произошло, согласно его житию, чудесное призвание от Господа под именем Алексия вступить на путь монашеского подвига и стать «ловцом душ человеческих».
Уже будучи главою Русской Церкви, митрополит Алексий, конечно, неоднократно проезжал здесь по Ростовецкой дороге, следуя с ответственными миссиями в Золотую Орду. Он, надо полагать, с благодарностью вспоминал родные места своего детства, свою дружную благочестивую семью и славные дела своего родителя боярина Федора Бяконта. Не исключено, что Святитель, любя свою малую Родину, нередко гостил у своих братьев в Васильевском. Пребывая в уединении и покое, он здесь молился Господу, и Св. Василию Великому в местном храме о спасении России, о благостоянии Русской Церкви, об укреплении Москвы, о будущей победе над врагами Отечества.
Село Васильевское занимало небольшой выровненный холм с отвесными обрывами с трех сторон, только с севера подступало ровное поле с проходящей мимо дорогой. Нетрудно представить, что для надежности обороны села оно со всех сторон имело деревянную ограду, а от дороги его отделял ров с валом, подъемным мостом и сторожевой проездной башней. Само село составляло ограниченную холмом укрепленную боярскую резиденцию, в которой стоял господский дом с необходимыми службами и дворами челяди, слуг и охраны.
Хозяину Васильевского принадлежали обширные угодья с землями, лесами, бортями, лугами и прудами на речке Лопенке, протяженность которой с севера на юг составляла по прямой около 7 км. Участок усадьбы боярина Ф.Бяконта находился между землями, приписанными князем Даниилом московскому Даниловскому монастырю (на западе даниловцам принадлежали земли Подола, на востоке с. Покров-Розница).
Нижняя граница имения Васильевское, называемое позже и Васильевское- Загорье, первоначально занимала, по-видимому, всю возвышенную холмистую гряду по северному берегу Пахры, протяженностью около 7 км (от совр. Выползова до Услони). Учитывая при этом, что прочие земли имения располагались широким клином вдоль Лопенки, площадь имения можно исчислить как квадрат приблизительно 7x7 км, т.е. около 50 кв. км на современный счет.
Не исключено, что еще при жизни боярина Ф.Бяконта Васильевское было поделено между тремя из пяти его сыновей (Елеферий Алексей принял монашество, а брат их Константин умер молодым и бездетным). Старший из них, боярин Феофан, скорее всего, унасле довал отцовскую вотчину с правами и обязанностями наместника области. Младшие братья, также ставшие боярами, поставили свои усадьбы по углам нижней стратегической границы имения на Пахре: старший Матвей основал сельцо Бяконтово на восточном,самом высоком в округе холме, прямо над Мысом с переправой, а Александр, по прозвищу Плещей (упом. в 1375 г.) сельцо Плещеево на западе. Тем самым «укрепрайон» при Быковской переправе был расширен и усилен новыми секторами линии московской обороны на Пахре.
Главным же историческим детищем боярина Федора явился его первенец Священник Николай Киселев святитель Московский на развалинах Никольской часовни Алексий, который вместе с Васильевского погоста преподобным Сергием Радонежским воспитали русский народ, его вождей и воинов в самозабвенном и жертвенном служении Богу и Отечеству, в высоких нравственных идеалах Святой Руси. Зримым плодом усилий святителя и преподобного стала победоносная Куликовская битва 1380 г., возродившая и укрепившая дух веры в русском народе на века. Святые мощи митрополита Алексия почивают ныне открыто в Богоявленском кафедральном Елоховском соборе, а мощи его святых сестер преподобных Иулиании и Евпраксии под спудом в Зачатьевском монастыре в Москве. Боярин Федор и боярыня Мария упокоены в крипте собора бывшего Московского Богоявленского монастыря на Ильинке. Вечная им память. Царствие Небесное всем упокоенным на бывшем Васильевском погосте православным христианам воинам и мирянам.
Использованная литература
1. Холмогоровы В.и Г. Исторические материалы о церквах и селах 16 18
столетий. Вып. 8.Пахринская десятина. М. 1892. с. 67 68.
2. Поцелуев В.А., Петреев И.В. Подольск и окрестности. М. 1999. с.232 235.
3. Токмаков И. Ф. Историко-статистическое описание сел Покровское и
Стрелково Подольского уезда Московской губернии. М. 1903. с. 26.
4. Веселовский С. Б. Ономастикон.М.1974.с.60. Его же. Древнее Подмосковье.
Три очерка. М. 2002.
5. Сироткин Н.Е. Статистический
обзор селений прихода села Захарьино
Подольского уезда за 1903 г. в кн. «Московская губерния в сельскохозяйственном
отношении за 1903 г.». Ежегодник. М. 1904.
6. Его же. Село Захарьино-Знаменское. Подольского уезда Московской губернии.
М. 1908.
7. Арциховский А.В. Курганы вятичей. М.1963.
8. Юшко А.А., Московская земля IX XIV вв. М. 1981. с. 182.
9 . Ведомость о церкви Знамения с. Захарьино Подольского уезда Московской
губернии за 1880, 1881 и 1882 г.г. архив церкви.
10. Славянская
энциклопедия. Киевская Русь Московия в II тт. М. 2001.
11. Мифы народов мира. Энциклопедия II тт. М. 1982.
12. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М. 2002.
13. Балашов Д.С. Младший сын. Тула. 1991.
14. Петухов Ю.Д. Арии. Дорогами богов. М. 2003. Государственная Третьяковская галерея. Каталог собраний т.I. М. 1995.