Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Станция Ржевская

  Все выпуски  

Мытищи ИСТОРИЯ МЫТИЩ


ИСТОРИЯ МЫТИЩ

Мытищинские ремесла

Их творчество связано с краем Мытищинским Мастера лаковых шкатулок Жостовские умельцы disclaimer Мастера лаковых шкатулок

Мчатся резвые тройки, кружатся в хороводе девицы-красавицы, высятся сказочные терема и ажурные беседки. А вот лихие кавалерийские атаки, грозные сражения времен Великой
Отечественной войны, праздничные салюты, Парад Победы. А вот здесь раздолье подмосковной природы с тенистыми дубравами и рядами стройных березок, навевающих романтическое настроение...
Все эти перечисленные сюжеты, как и десятки других не менее привлекательных и поэтических, запечатлены умелой рукой мастера-живо­писца на миниатюрных лаковых изделиях из папье-маше. Их
изготавливают на мытищинской земле, в селе Федоскино, что раскинулось на высоком берегу Учи, подле небольшой деревянной церквушки. История этого удивительного народного художественного промысла началась давно, еще в конце XVIII века, когда русский купец П. И. Коробов побывал в немецком городе Брауншвейге на фабрике Штобвассера и познакомился там с производством столь привлекательных лаковых шкатулок. Коробов происходил из хлыновских купцов и в 1759 году открыл в Москве небольшое
предприятие по изготовлению «галанского мыла», а в 1774 году и сам записался в московское купечество.
В 1795 году в сельце Данилково, напротив Федоскино, в деревянном флигеле Коробов основал «лакирную» мануфактуру, как тогда именовали предприятия, основанные на ручном труде. Лаковые
изделия были рассчитаны на массового покупателя и вскоре стали успешно конкурировать с продукцией других аналогичных производств.
В 1825 году мануфактура перешла в руки зятя Коробова — П. В. Лукутина, который являлся представителем старинного московского
купечества, о становлении которого рассказывалось в четвертой главе книги.
Еще прадед Лукутина, который проживал в Кадашевской слободе, в 1725 году записался в купечество и имел торг в Юхотном ряду, а его
отец Василий Андреевич в документах был отмечен уже как первостатейный купец и торговал в Золотокружевном ряду в Гостином дворе. Брат отца, Семен Андреевич, не только торговал золотом, но и открыл собственную мануфактуру плащеного золота, которой владел до конца XVIII века, а затем получил звание почетного гражданина.
Петр Васильевич был самым старшим из четырех братьев и перед Отечественной войной 1812 года женился на дочери Коробова Екатерине Петровне, что и позволило ему стать наследником
Данилковской «лакирной» мануфактуры. П. И. Коробов к этому времени, как владелец мелких предприятий, перешел в разряд купцов 2-й гильдии. Значительные убытки ему принесла война 1812 года, когда наполеоновские захватчики разорили в Москве все лавки. А Лукутины удержались в числе первогильдейских купцов, и еще в середине XVIII века они были настолько состоятельными, что сдавали внаем свою лавку, получая за это ежегодно по 100 рублей прибыли. В
середине XIX века Петр Васильевич Лукутин числился как почетный гражданин, а его племянник Николай Ильич получил высокое звание
мануфактур-советника. Лукутин перенес мануфактуру на противоположный берег Учи, в село Федоскино, где выстроил для
нее специальное бревенчатое здание, что позволило увеличить количество мастеров-живописцев, которые приумножали изделия и доходы хозяина. Постепенно лукутинские лаковые табакерки, шкатулки, чайницы, портсигары и тарелочки вытеснили с российского рынка подобные заграничные изделия, превосходя их по качеству,
разнообразию форм и назначению.

«Усадьба Лукутиных в Федоскино». Шкатулка. Середина XIX в.

В одном из изданий первой половины XIX века отмечалось: «Бумажные табакерки московского купца Лукутина ни в чем не уступают брауншвейгским, а ценою гораздо сходнее оных.
Трудно поверить, что дюжина их с изрядной живописью продается по 4 рубля». Большую роль в развитии федоскинской росписи сыграл сын Лукутина Александр Петрович. Он обладал художественным чутьем и не только умело отбирал для образцов картины и гравюры, но и сам делал эскизы для будущих изделий.
После него фабрика перешла к сыну Николаю Александровичу Лукутину, который, в отличие от отца, мало занимался производственными делами, передав все в ведение управляющего Ф.
Калинина. Лукутин жил в Москве и основное время отдавал общественным обязанностям, являясь директором Московского филармонического общества, директором Александринского детского
приюта и председателем Московской глазной больницы. Ему принадлежала одна из крупных коллекций русского фарфора. Федоскинский промысел он содержал не из коммерческих соображений, а в память об отце и деде. В 1893 году на месте господского особняка он построил дом, где разместились мастер­ ские в более удобных для работы условиях.
Умер Н. А. Лукутин в 1902 году, а его вдова не смогла (или не захотела) должным образом распоряжаться фабрикой, и в 1904 году она закрылась. Многие живописцы, чтобы не остаться без куска хлеба, пошли на поклон к Вишнякову, мастерская которого находилась в селе Осташкове Однако в 1910 году местная учительница Л. Д. Державина помогла федоскинским мастерам организовать свою артель и тем самым сохранить традиции местного художественного письма.
Само имение Лукутиных вплоть до 1917 года находилось во владении дочери Н. А. Лукутина Любови Николаевны Пржевальской. Дядя ее мужа был известный путешественник, исследователь Центральной Азии Н. М. Прже­вальский.
В сложные годы гражданской войны, хотя и трудно приходилось с мате­ риалом, Федоскинская артель продолжала работать, а в 1923 году представила свою продукцию на I Всероссийскую сельскохозяйственную и кустарно-промышленную выставку в Москве. За высокое качество изделий федоскинцам вручили диплом I степени.
При мануфактуре еще с начала XIX века существовала рисовальная школа, в которую набирались одаренные подростки. Некоторых из
них, наиболее способных, направляли обучаться в Строгановское училище в Москву. В начале XX века, когда закрылось производство, прекратила свое существование и школа. Возродилась она в 1931 году под названием профессионально-технической школы, и готовили в ней квалифицированных художников не только для своей артели, но и для соседней Жостовской.

«Девушка с книгой». Портсигар. Первая половина XIX в. А. Лёзнов. Поднос 1930-х гг.

С начала 30-х годов художественное руководство Федоскинской артелью стал осуществлять Научно-исследовательский институт кустарной промышленности. В нем разрабатывались образцы для внедрения в массовое производство. В артели появилось много молодых талантливых художников, которые с успехом выставляли свои работы на различных выставках, например, таких, как Выставка народного творчества РСФСР в 1937 году, на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в 1939 году и других. В 1940 году бывшая артель стала фабрикой,
и на ней трудились 127 человек, в их числе 43 живописца.
С началом Великой Отечественной войны многие живописцы ушли на фронт, а коллекцию образцов изделий XVIII — XIX столетий зарыли в погребе, предварительно тщательно упаковав. Летом 1942 года эти образцы были извлечены, чтобы вновь применяться в возобновившемся производстве.
В 1945 году исполнилось 150 лет со дня основания художественного лакового производства. Федоскинцы подготовили для выставки «Русские художественные лаки» большую экспозицию, в которую вошли произведения старых и молодых мастеров. В следующем году фабрике был присужден диплом I степени Всесоюзной торговой палаты.
Спрос на федоскинские изделия год от года возрастал, и правительство приняло решение о расширении производства. В 1952 году вступило в строй новое двухэтажное здание фабрики, а в начале 70-х годов были выстроены шестиэтажное здание и учебный корпус для школы живописи.
За время своего существования федоскинские мастера принимали участие более чем в 60 отечественных и 180 зарубежных выставках и
ярмарках, неизменно завоевывая различного достоинства медали и дипломы. Из зарубежных можно назвать такие крупнейшие выставки, как Парижская (1937), Нью-Йоркская (1939), Брюссельская (1958), Монреальская (1967). Интересная экспозиция была представлена на
Всемирную выставку «Экспо-70» в японском городе Осака. Разнообразие сюжетов на лаковых изделиях восхищало даже японцев, знатоков художественных лаков.

В. Д. Антонов. «Вдоль по улице».1972 г.

В 1987 году федоскинские живописцы С. И. Козлов, Г. И. Ларишев, В. Д. Липицкий, Н. М. Солонинкин и А. А. Толстов были удостоены Государ­ ственной премии в области изобразительного искусства.
Хотя систематизировать по видам и жанрам все многообразие федоскинских миниатюристов довольно трудно, тем не менее остановимся на некоторых направлениях их творчества.
Большое место в федоскинской миниатюре, начиная с первых шагов производства, занимает изображение русской природы. Как и в станковой живописи, федоскинский пейзаж развивался в трех
направлениях: виды парковых ансамблей, пейзаж местности, городской сюжет. Лукутины покупали отечественные и зарубежные гравюры и картины, которые служили оригиналами для федоскинских
мастеров при создании городских и видовых пейзажей. Однако следует заметить, что копирование у федоскинцев было связано с
самостоятельным творчеством, проявлявшимся в процессе перенесения оригинала на лаковое изделие. Не случайно вплоть до сегодняшнего дня пейзажные миниатюры занимают среди федоскинских произведений ведущее место. Они украшают
коллекции Русского музея и Эрмитажа, Исторического музея и Музея народного искусства. В их числе шкатулки, табакерки, пеналы с
изображениями Москвы, Петербурга, Неаполя, Рима, видов Венеции, пейзажи Подмосковья. На миниатюрах можно увидеть и усадьбу Лукутиных в Федоскино, и соседнюю усадьбу Марфино.

«С сенокоса». Портсигар. Середина XIX в. «Парад Победы».Шкатулка

В 1940-х годах мастерами пейзажной живописи считались И. С. Семенов, А. А. Кругликов, В. С. Бородкин, которые передавали свой опыт молодым художникам. В настоящее время в этом направлении
работают С. П. Рогатов, Ю. В. Карапаев, П. Н. Пучков, М. С. Чижов, С. И. Козлов и другие. Не меньшее развитие получила у федоскинцев и
портретная живопись, что свидетельствовало о высоком уровне мастерства художников. Эже в первой трети XIX века на шкатулках и табакерках изображались известные личности, например Петр I, граф М. С. Воронцов, Я. Ф. Долгорукий, баснописец И. А. Крылов. Много портретов было выполнено на тему Отечественной войны 1812 года, в том числе портреты Н. Н. Раевского, М. Б. Барклая де Толли, М. А. Милорадовича, Д. С. Дохтурова. В советское время федоскинцами были выполнены портреты М. И. Кутузова, А. В. Суворова. Г. К.
Жукова, В. И. Чапаева, А. С. Пушкина, П. И. Чайковского, С. А. Есенина и многих других деятелей культуры.
Можно выделить и такое направление в федоскинской миниатюре, как фольклорное. Зародившись в 1940-е годы, сказочная тема присутствует на многих миниатюрах. Яркими представителями этого направления являлись М. Г Пашинин и В. Д. Липицкий. Среди произведений этих мастеров можно встретить такие, как
«Снегурочка», «Рябинушка», «Аленький цветочек», «Лебединое озеро».
На протяжении всего XIX века федоскинские мастера разрабатывали способы декоративной отделки изделий. Среди различных приемов
использовались широко такие, как «скань», «шотландка», «черепашка», «под малахит», «под слоновую кость». Зачастую изделия украшались орнаментом, состоящим из синих, красных и
золотых элементов. И наверное, не случайно федоскинские шкатулки и коробочки разлетаются в качестве сувениров по всему свету. Они экспортируются в Италию, Францию, Австрию, Англию, США, Швейцарию, Японию и другие страны, привлекая покупателей высоким и тонким качеством исполнения. Хотя ассортимент
современных изделий и отличается от продукции прошлого столетия, тем не менее он пользуется не меньшей популярностью. Живописное искусство миниатюры, творимое мастерами федоскинских
художественных промыслов, заключает в себе жизнеутверждающие и всем хорошо понятные образы, отражающие жизнь и богатую культуру России.

В нескольких километрах к востоку от Федоскино, недалеко от Клязьминского водохранилища, расположено село Осташково, а совсем рядом с ним деревня Жостово. В этих местах и зародился
народный художественный промысел по изготовлению подносов.
Его история началась в XIX столетии, когда в тогдашней Троицкой волости Московского уезда стали изготовляться изделия из папье-маше. Крестьянин Филипп Никитич Вишняков, работая возчиком на Федоскинской мануфактуре, задался целью открыть собственное дело. Скопив денег и продолжая оставаться крепостным графа
Шереметева, он открыл в деревне кустарную мастерскую, а затем передал ее брату. В мастерской стал обучаться ремеслу сын Вишнякова Осип, который в 1825 году с помощью своего
приятеля Григория Алексеева самостоятельно занялся изготовлением из папье-маше табакерок, спичечниц, ба­ ульчиков, а затем и подносов. Еженедельно, в любую погоду, Осип доставлял товар в Москву и выгодно сбывал его в Торговых рядах. Доходы росли, и вскоре он открыл мастерскую в специально выстроенном небольшом
здании.
В 1836 году Осип Вишняков отправился на ярмарку в город Митаву, в далекую тогдашнюю Курляндскую губернию. Здесь выяснилось, что его подносы из папье-маше, хотя и затейливо расписанные, не
выдерживают конкуренции с уральскими железными подносами из Нижнего Тагила, где их изготовление возникло еще в XVIII веке. Это обстоятельство и заставило Вишнякова перейти на производство
железных подносов. Но он применил свой способ их обработки: уральский был холодным, а жостовский - горячим способом обработки, сходным с западной традицией. Вначале роспись на подносах представляла простенькие сюжетные картинки, а с середины XIX века стали на них появляться нарядные цветочные букеты.
После отмены крепостного права предприимчивые крестьяне по примеру Вишнякова стали также открывать у себя в домах кустарные подносные мастерские. Они возникли не только в Жостово, но и в соседних селениях Ос­ ташково, Чиверево, Сорокино, Новосильцево Все оборудование в таких мастерских состояло из ножниц, деревянного молотка и кистей с красками. Только в нескольких крупных мастерских применялись так называемые «боевые машины»,
предназначенные для штамповки подносов. Рабочий день в мастерских доходил до 14 часов, а накануне ярмарок и до 18—20 часов в сутки, чтобы сбыть как можно больше товара. В мастерских на
подсобных работах широко применялся труд подростков и детей. Например, в 1877 году из 340 человек, занятых промыслом в названных селениях, насчитывалось 57 детей.
Сохранился договор от 1871 года об отдаче крестьянином деревни Ново­сильцево двух своих сыновей в мастерскую О. Ф. Вишнякова. Вот выдержка из этого документа: «... 1) Я, Угаров, к нему, Вишнякову, поставил на подносное заведение двух своих сыновей — Дмитрия и Андрея Ивановых, ценою 1-му семь рублей, а 2-му четыре рубля 50 копеек в месяц; 2) Я, Угаров, у него, Вишнякова, взял вперед на уплату долга бывшему их хозяину Сорокину девяносто один рубль 50
копеек; 3) В уплату означенных выше денег 91 руб. 50 коп. я, Вишняков, должен из положенного сыновьям Угарова жалованья, т.е. 11 руб. 50 коп., вычи­ тать каждый месяц по 3 рубля, а остальные 8 рублей 50 коп. я, Угаров, должен получать с Вишнякова для уплаты оброка и подушных своего семейства...» Как видим, сыновья
Угарова ранее работали у некоего Сорокина, но ничего не зарабо­ тали, кроме долга в 91 рубль 50 копеек, что и заставило отца отдать детей в работники к Вишнякову и взять у него аванс для уплаты долга.
В Жостово имелись и другие мастерские, принадлежавшие местным крестьянам. Например, почти одновременно с О. Ф. Вишняковым открыл небольшое заведение по переделке подносов (очевидно, бракованных) И. М. Митрофанов. А мастерская, открытая в 1830 году Е. Ф. Беляевым, превосходила по количеству выпускаемых подносов и лакированных изделий из папье-маше даже вишняковскую. В ней в 1870 году число работающих составляло более 50 человек, а сумма ежегодной продукции равнялась 20 тысячам рублей, что составляло на 8 тысяч
больше, чем в мастерской Вишнякова. Еще одну мастер­ скую открыл в 1830 году крестьянин В. Л. Леонтьев, но по выпуску
продукции она уступала двум предыдущим.

Н. Антипов. «Цветочная рапсодия» Поднос с букетом

Пореформенный период, когда крестьяне получили свободу, вызвал оживление предпринимательской деятельности. В 1860—1870-х годах в Жостово семь подносных заведений, самое крупное из которых
принадлежало крестьянину Н. В. Васильеву, с годовой выручкой до 8 тысяч рублей. К концу XIX века в тогдашней Троицкой волости имелось уже 17 мастерских, в которых работали 220 мастеров.
Однако в начале следующего столетия спрос на подносы упал, что привело к сокращению мастерских и численности работников. Например, в 1912 году в Жостово осталось всего 4 мастерских, да еще в двух хозяйствах велась работа на дому. Распалась на два самостоятельных заведения и вишняковская мастерская в Осташково.
Новый период в развитии художественных народных промыслов начался в 1920-х годах, когда в Новосильцево в 1922 году, а в Жостово в 1924 году были организованы артели живописцев. Их
основателями стали вернувшиеся с фронтов гражданской войны талантливые художники А. П. Гогин, Н. С. Клёдов, М. Р. Митрофанов и другие. Через три года жостовские артели объединились в одну под названием «Жостовский металлоподнос». В конце 30-х годов для артели выстроили специальное здание, а подносы стали изготавливаться не только для внутреннего рынка, но и на экспорт во Францию, Англию, США и другие страны.
Одним из известных мастеров этого периода являлся Иван Степанович Леонтьев. Не отставали от него в мастерстве и такие живописцы, как П. С. Курзин, Н. М. Цаплыжин, В. Ф. Болонин, чьи
росписи на подносах привлекали своей виртуозностью исполнения. С 1924 года в Жостовской артели стал работать местный уроженец
Матвей Родионович Митрофанов. Он искусно соединял крупные и мелкие цветы в букеты и венки, а орнаментальную кайму по краю подноса изображал как затейливую вязь узоров. Иногда
Митрофанов обра­ щался и к изображению ландшафтов, представленных на подносах в виде лубочных картинок. К такой росписи прибегали и в дореволюционное время. Подлинным мастером ландшафтной росписи являлся в то время Никита Степанович Клёдов, который обучался росписи еще у своего отца. Ценились, правда, подносы с такой росписью меньше, чем с цветочными композициями.
В предвоенные годы в Жостово работали около 200 человек, из них около 70 являлись живописцами, к которым, кроме названных выше, принадлежали мастера П. Г. Савельев, А. И. Лёзнов, П. И. Плахов, Д. П. Дюжаев и другие.
В первые годы Великой Отечественной войны производство артели заметно сократилось, так как многим живописцам пришлось сменить кисть на винтовку. Оставшиеся мастера, в основном пожилые люди и женщины, участвовали в строительстве оборонительных сооружений, в заготовке дров для столицы, а затем стали выпускать солдатские
котелки, ведра, противни для выпечки хлеба и другую продукцию, необходимую в условиях военного времени.
С 1943 года, когда победа над фашистской Германией была предрешена, жостовцы возобновили выпуск своей фирменной продукции — расписанных цветами подносов.
Следующий этап в развитии этого подмосковного художественного промысла начался с 1960 года в связи с преобразованием артели в Жостовскую фабрику декоративной росписи. Производственные
помещения были расширены, увеличилась численность мастеров-живописцев и возросло качество продукции и ее ассортимент. Если в
первые послевоенные годы жостовцы изготавливали только два вида подносов — овальные и крылатые, то теперь их насчитывалось до одиннадцати. На предприятии не прекращается реконструкция:
вводятся вместо электрических паровые сушилки, применяются новые красители и т.д.

«Садовые цветы». Поднос Лауреат Государственной премии
РСФСР имени И. Е. Репина А. Жмылев

Изделия жостовских мастеров еще в прошлом веке начали участвовать во многих выставках и неизменно отмечались наградами. Так, на Всероссийской промышленной выставке в Петербурге в 1870 году жостовские подносы завоевали серебряную медаль, а на Политехнической выставке 1872 года в Москве — золотую. Ряд наград, полученных Вишняковым, запечатлены на сохранившейся вывеске его мастерской. На ней изображены, помимо указанных медалей за 1870 и 1872 годы, следующие награды: золотая медаль на
«Фотографической выставке в Москве в 1889 году»; золотая на «Выставке железных изделий»; две серебряные именные «За трудолюбие и искусство» 1864 и 1884 годов; две бронзовые — австрийская 1873 года и французская 1889 года. Жостовские
подносы присутствовали на многих отечественных выставках. Так, в 1945 году, незадолго до окончания войны, жостовцы представили на
выставку в Музее народного искусства 63 подноса, и 6 подносов в этом же году было отправлено на Международную выставку в Лондон. В следующем году они участвовали в Выставке прикладного
декоративного искусства в Москве. В 1946 году подносы были направлены на выставки в Чехословакию и Финляндию, а в 1947 году на Международную выставку в Каир. На Международной выставке, состоявшейся в 1958 году в Брюсселе, жостовские подносы были отмечены серебряными медалями. На Международной выставке 1970 года в японском городе Осака в течение двух месяцев показывала свое мастерство жостовская художница Раиса Ивановна Благова, неизменно собирая вокруг себя толпы любопытствующих.
Следует отметить, что в послевоенный период жостовские мастера прошли сложный путь возрождения в росписи подносов народных
традиций, освобождаясь от веяний натурализма. В 1977 году была присуждена Государственная премия имени Репина и вручены золотые медали семи художникам фабри­ки : А. П. Гогину, Н. Н.
Мажаеву, Н. Н. Гончаровой, Е. П. Лапшину, Г И. Леткову, А. В. Жмылеву, М. П. Савельеву.
Секрет популярности жостовских подносов заключается в простоте и лаконичности композиций, составленных из ярких цветов на
различных фонах, но чаще всего на черном, что позволяет достигать большей контрастности и выразительности. В композиционном отношении цветы составляют букет, гирлянду или венок, а
бортики подносов украшаются вязью узоров. Каждое такое изделие является оригинальным, обладая своеобразным художественным достоинством.
Такова биография этого замечательного подмосковного художественного промысла, расположенного на мытищинской земле, богатой талантливыми людьми.

Это цитаты из книг "Прошлое земли мытищинской" и "Наше прошлое: далекое и близкое" известного краеведа Князева Юрия Августовича.

В избранное