Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Станция Ржевская

  Все выпуски  

Мытищи ИСТОРИЯ МЫТИЩ


ИСТОРИЯ МЫТИЩ

Тайнинская платформа в начале XX в.

Следующая за Перловской платформа Тайнинская была устроена не­сколько позже, в 90-х годах, когда дачный поселок стал разрастаться. Свое название платформа получила по находившейся в
этой местности Тайнинской образцовой усадьбе, основанной примерно в середине XIX века Удельным ведомством. Такая же усадьба была устроена около реки Клязьмы, которая разрослась в поселок, а при железной дороге открыли платформу Клязьму. Вначале весь подвижной состав Московско-Ярославской железной доро­ ги состоял из 10 паровозов, 118 пассажирских, 15 багажных и 95 товарных вагонов. В 1868 году правлению «Общества» дали разрешение на дальнейшее строительство дороги от Сергиева Посада до Ярославля. Этот участок
достраивался уже при сыне И. Ф. Мамонтова — Савве Ивановиче, а непосредственным руководителем работ являлся Федор Васильевич Чижов. Следует сказать, что это
был не менее талантливый человек, чем С. И. Мамонтов: он пробовал себя в различных науках и искусстве. В свое время, еще при Николае I , Чижов арестовывался за связи со славянофилами. Исходя из своих патрио­тических воззрений, он стал в дальнейшем защитником национального промышленно-торгового капитализма. По его
инициативе, например, основываются купеческий банк и ряд кредитных предприятий. Свое огромное состояние, около 6 млн. рублей, Ф. В. Чижов завещал на устройство технических училищ на
своей родине, в Костромской губернии. Давая оценку его предприимчивости, сын известного писателя С. Т. Аксакова лаконично отметил: «Он отдался делу душою и стал душою дела».
Открытая для движения в 1870 году железная дорога до Ярославля дала толчок для быстрого экономического развития этого края. А через два года поезда пошли уже до Вологды, что отмечалось
здесь как одно из великих событий. Впоследствии дорога была продолжена до Архангельска, получив название Северной. Этим же акционерным «Обществом» был построен еще ряд железнодорожных линий: до Киржача (1893), от Мытищ до Щелково (1894), от Москвы до Савелово (1902) и др.
Для обеспечения железной дороги подвижным составом С. И. Мамонтов, К. Д. Арцыбушев и А. В. Бари образовали акционерное общество для постройки в Мытищах Вагоностроительного завода.
Кроме этого, Мамонтов взял в эксплуатацию казенный Невский судостроительный завод, чтобы производить на нем паровозы. При этом акционеры совершали операции по переброске денежных средств из кассы железных дорог в кассы предприятий и обратно, что, как посчитали власти, являлось незаконным. В связи с этим министр финансов Витте и министр путей сообщения Хилков назначили комиссию для проверки правильности расходов средств. В то же время царю доложили, что С. И. Мамонтов не заслуживает доверия и правление акционерного
«Общества» следует отстранить от дел. В результате якобы обнаруженных комиссией финансовых нарушений
Мамонтова и еще несколько человек привлекли к суду. Когда Савва Иванович находился в тюрьме, его друзья-художники, чтобы морально поддержать его, направили ему коллективное письмо, в котором были такие строчки: «...Твоя чуткая художественная душа отзывалась на наши творческие порывы... Ты был нам другом и товарищем... Мы шли в твой дом, как к родному очагу, и он всегда был открыт для нас.
Исполнение многих наших больших работ значительно облегчалось благодаря тому, что твои мастерские давали нам гостеприимный приют... Мы, художники, для которых без великого искусства нет жизни, провозглашаем тебе честь и славу за все хорошее, внесен­ ное тобой в родное искусство...»
Мамонтова в суде защищал известный в то время адвокат Плевако, который добился оправдания подсудимого, но тем не менее с апреля 1900 года Московско-Ярославско-Архангельская железная дорога оказалась в руках государства, а с 1 января 1902 года была передана в ведение Министерству путей сообщения. Мамонтов к коммерческим делам уже не вернулся. У него конфисковали дом на Садово-Спасской, а часть его коллекции продали с аукциона. Лишился он и
Абрамцево, так как в канун своего шестидесятилетия развелся с женой Елизаветой Григорьевной (урожденной Сапожниковой) и оставил ей усадьбу. Скончался Мамонтов от воспаления легких в 1918 году и похоронен около абрамцевской церкви, построенной по проекту В. Д. Поленова и В. М. Васнецова, рядом с могилами сына Андрея и дочери Веры.
Рассказывая о деятельности С. И. Мамонтова, следует заметить, что он являлся противоречивой фигурой своего времени: с одной стороны, делец, владелец заводов, а с другой — талантливый
самородок, знаток искусства; с одной стороны, стяжатель, а с другой — человек, оказывающий бескорыстную помощь художникам, композиторам...
Такова вкратце история развития одной из российских железных дорог и судьбы связанных с ней предприимчивых людей, которых вынесло на поверхность жизни бурное время развития капитализма, быстрыми темпами набиравшего силы во второй половине XIX столетия.

Это цитаты из книг "Прошлое земли мытищинской" и "Наше прошлое: далекое и близкое" известного краеведа Князева Юрия Августовича.

В избранное