Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Иудаизм и евреи

  Все выпуски  

Иудаизм и евреи


 

 

 

 

ììììì

 

ИУДАИЗМ статьи

 

ììììì

 

Рав Ицхак Зильбер

 

ììììì

 

Рав Бенцион Зильбер

 

ììììì

 

Ваш вопрос раввину

 

ììììì

 

Еврейский календарь

 

ììììì

 

Еврейские знакомства (шидухим)

 

ììììì

 

Еврейская   семья

 

ììììì

 

Каббала

 

ììììì

 

Общение   офлайн

 

ììììì

 

Общение   онлайн

 

ììììì

 

Книги

 

ììììì

 

Статьи

 

ììììì

 

Аудио  материалы

 

ììììì

 

Видео  материалы

 

ììììì

 

Контакт

 

ììììì

 

 

www.toldot.ru

             Иудаизм и евреи

 

Шалом из Иерусалима!

  

Сегодня, как обычно, мы предлагаем Вам очередной предшабатний выпуск нашей рассылки.

Ваше мнение о ней для нас очень важно. Пишите нам на info@toldot.ru.

 

Новые статьи на нашем сайте www.toldot.ru:

NB:      NB:      Самый примечательный день http://toldot.ru/tora/articles/articles_1985.html?template=83

 

NB:            NB:      Аудиолекции Ципоры Харитан по Песни Песней http://toldot.ru/audio/lessons/lessons_5994.html?template=83

 

NB:                   NB:       Новое на сайте: темы http://toldot.ru/tags/

 

 

Материалы по недельной главе “Толдот”:

Материалы рассылки за 5767 (2007) год   http://peredelka.toldot.ru/tora/rassylka/rassylka_5896.html?template=83

Беседы о Торе рава Ицхака Зильбера               http://toldot.ru/besedy.php?glava=bo

Мидраш рассказывает                     http://toldot.ru/tora/articles/articles_1563.html?template=83

 

 

 

ТЕИЛИМ Глава 24

Под редакцией рава Бенциона Зильбера

 

В основу наших бесед о теилим положены уроки рава Ицхака Зильбера, благословенна память праведника.

1Давида песнопение. Г‑споду – Земля и все, что ее наполняет, мир и  его обитатели. 2Ибо Он основал ее на морях и у рек устроил ее. 3Кто взойдет на гору Г‑спода, и кто устоит на Его святом месте? 4Тот, чьи руки чисты и сердце праведно, кто не клялся попусту Моей душой и не клялся ложно. 5Он получит благословение от Г‑спода и милость от Б‑га, своего Спасителя. 6[Поступающие] так – [это] поколение ищущих Его, желающих [видеть] Твое лицо, [они –] Яаков вечно. 7Поднимите, врата, главы ваши, станьте выше, входы вечности! Да войдет Царь славы! 8Кто этот Царь славы? Г‑сподь, сильный и могущественный, Г‑сподь, могучий в бою. 9Поднимите, врата, главы ваши, станьте выше, входы вечности! Да войдет Царь славы!

 

КАК МЫ ПОСТУПАЕМ С ПОДАРКАМИ?

 

Как мы и говорили в прошлый раз, если помните, в двадцать четвертой главе мы впервые встречаемся с названием псалма, где вместо привычного нам порядка слов «Мизмор ле-Давид» («Песнопение Давида») читаем обратный: «Ле-Давид мизмор» («Давида песнопение»). Мы отмечали, что такой порядок слов в названии, каков он в нынешней главе, означает, что пророческий дух снизошел на Давида прежде, чем он приступил к созданию псалма.

Вдохновленный пророческим духом, Давид воспел в псалме один из самых важных моментов в существовании мира: внесение ковчега завета в Святая святых Храма. Как мы знаем, первый Храм был построен уже после смерти Давида его сыном царем Шломо. Давид создал этот псалом в предвидении, что псалом будет исполняться в Храме. Действительно, при освящении первого Храма этот псалом прозвучал, когда вносили ковчег, а затем левиты пели его при жертвоприношениях каждый первый день недели. Сейчас этот псалом также читают в первый день еврейской недели (по европейскому календарю это воскресенье) и при возвращении свитка Торы в специальное хранилище в доме молитвы – арон а‑кодеш (за исключением утренней молитвы в субботу).

Чем так важен момент внесения ковчега со скрижалями в Храм?

Всевышний создал Небеса и Землю, «высший» и «нижний» миры, как бы не связанными между собой, без «точки соприкосновения». Разумеется, Творец вселенной всегда пребывает в ней, но, говорят мудрецы, со дня сотворения неба и земли Всевышний ждал, когда в нижнем мире для Него будет создано особое жилище.

Что для этого требовалось? Люди. Люди, достойные получения Торы, строительства Храма и служения в Храме

Сначала это были одиночки: Авраам, Ицхак, Яаков. Наши праотцы. Но Тора могла быть дана только целому народу, а не отдельным личностям. Нужен был народ, достойный близости Всевышнего. Такой народ, закаленный в горниле египетского рабства, вышел из Египта, чтобы получить Тору у горы Синай.

У горы Синай характер связи между высшим и нижним мирами принципиально изменился. Всевышний спустился на вершину горы (только не будем понимать все это слишком буквально; разумеется, тема эта требует гораздо более обширного и глубокого рассмотрения), а Моше поднялся к Всевышнему… Спустя еще немного времени появился переносной Храм, «обиталище» Г‑спода, с которым евреи странствовали по пустыне, потом евреи вошли в Святую землю – Эрец-Исраэль, потом был построен Храм и наконец в Святая святых Храма внесен ковчег завета с двумя скрижалями, полученными Моше на горе Синай.

Это был миг, когда завершилось установление особой связи между «верхним» и «нижним» мирами, между Всевышним и сотворенной им вселенной. (Заметим, что тема связи Б-га с нижним миром и роли Храма в этом мире – основная тема комментария Мальбима на главу.)

1Давида песнопение. Г‑споду – Земля и все, что ее наполняет, мир и его обитатели.

2Ибо Он основал ее на морях и у рек устроил ее.

Давид начинает псалом с восхваления Творца и Его творения, которым Он безраздельно владеет (вот почему эту главу читают, как мы уже сказали, в первый день недели: первый день недели – это первый день Творения). Однако, если помните, говоря о пятой главе псалмов, мы в ходе рассуждений приводили широко известный стих из другой главы: «Небеса эти, небеса – Г‑споду, а землю Он отдал сынам человеческим» (Теилим, 115:16). Нет ли здесь противоречия с тем, что говорит Давид в нашей главе? Нет, объясняет Талмуд в трактате Брахот, 35, где рассматриваются законы о благословениях. Земля дана нам в дар, в пользование, и мы должны за этот дар благодарить – произносить соответствующие благословения.

Согласно Раши, «Земля и все, что ее наполняет» – это Эрец-Исраэль, а «мир» – остальная населенная часть земного шара. Сказано, что Всевышний «основал ее на морях и т.д.», поскольку (одно из объяснений) без воды на Земле не могло бы быть жизни. Что касается Эрец-Исраэль, то Раши перечисляет ее водные источники: моря (в их числе известные всем Мертвое море, Средиземное море, Тивериадское море (озеро Кинерет) и реки (в их числе – знаменитый Ярден).

Несмотря на то, что Б-г владеет всем земным шаром, есть одно место в мире, которое обладает для Него особым значением, – «гора Г‑спода», т.е. Храмовая гора. Поэтому Давид, спрашивая, какими же качествами должны обладать люди, достойные близости к Творцу, задает этот вопрос в такой образной форме (стих третий): «Кто взойдет на гору Г‑спода, и кто устоит на Его святом месте?»

Пока, как мы видим, речь идет не о качествах, а о действиях: «взойти» и «устоять». Подняться, взойти на гору означает здесь духовный подъем. Но этого мало, можно ведь и упасть с высоты, а это небезопасно для души. «Всходить» следует так, чтобы суметь «устоять».

На этот счет существует притча. Один человек, на плечах у которого лежал тяжелый мешок с каким-то добром, выразил желание подняться на вершину высокой горы, чтобы полюбоваться окрестностями. Сначала, посоветовали ему, сбрось мешок с плеча!

Каков смысл этой притчи? Человек, который хочет подняться к вершинам Торы и мудрости, должен для начала избавиться от своих дурных качеств, научиться довольствоваться малым и радоваться своей участи, должен идти «налегке», без лишнего.

Так Давид и отвечает на вопрос, кто же сумеет устоять на вершинах святости, в следующем, четвертом, стихе: «Тот, чьи руки чисты и сердце праведно, кто не клялся попусту Моей душой и не клялся ложно». О чем здесь говорится? О чистоте во всех трех областях, в которых человек проявляется: в действии («руки чисты»), в мыслях («сердце праведно») и в речах («не клялся попусту… и ложно»; клятва здесь упомянута, потому что нарушение ее законов – самое серьезное нарушение законов о чистоте речи). О поколении, при котором был построен (относительно Давида – будет построен) Храм, Давид в шестом стихе говорит, что это поколение праведников, настоящие евреи, подлинный Яаков, второе имя которого, как мы знаем, – Исраэль.

Дважды (в седьмом и девятом стихах) повторенный призыв к вратам и входам относится непосредственно к моменту, когда царь Шломо вносил в Святая святых первого Храма ковчег завета со скрижалями внутри. Внести ковчег оказалось невозможно, потому что, как говорит Талмуд в трактате «Шабат», створки ворот перед Шломо сомкнулись. Шломо долго молился, запел двадцать четвертый псалом, но и это не помогло, пока он не призвал Всевышнего вспомнить о заслугах Давида (об этом рассказывают Хроники – Диврей а‑ямим II, 6:42). Призыв к вратам и входам повторяется дважды, поскольку, говорит Ибн Эзра, имеются в виду первый и третий Храм (во втором Храме Присутствия Всевышнего – Шехины – не было).

В заключение вернемся к словам четвертого стиха: «кто не клялся попусту Моей душой и не клялся ложно» – рассуждение о которых и дало название нашему тексту.

На иврите «моя душа» – «нафши». В псалме это слово написано как «нафшо» – «его душа», однако читать его предписано как «нафши».

В Танахе не раз встречаются слова, которые следует читать не совсем так, как они написаны. Различие между «кри» («прочтение») и «ктив» («написание») всегда указывает на наличие у текста двух значений. Здесь стих переведен в соответствии с «кри».

Толкуя стих в соответствии с «ктив» («его душа»), мудрецы говорят, что перед тем, как человек должен родиться, с него берут клятву, что он будет честным человеком, праведником, а не злодеем. Мальбим объясняет, что Б-г вкладывает в душу человека совесть, чувство добра, разум, и это и есть залог («клятва») того, что человек использует свою душу, полученную им в дар от Б‑га, не «попусту», что дар будет получен им не зря.

Прекрасную аналогию приводил на этот счет Хафец Хаим. Представим себе, говорил он, что человеку понадобились деньги и он пришел за ними к другу. Друг покряхтел, поднатужился и выдал ему немалую сумму на определенный срок. Человек полученные деньги никак не использовал, а его друг все время до назначенного срока жил нелегко, должал по мелочам, выкручивался как мог. Пришел срок, и должник вернул взятое. Добро бы он молчал, все бы и сошло благополучно. Но он имел глупость проговориться: «Знаешь, а я ведь возвращаю тебе те же банкноты, что взял!» Горько стало его другу. Он ведь мучился, отказывал себе в чем-то, думая, что делает доброе дело, а оказалось, что все это было зря, попусту.

Так и человеческая жизнь. Это дар. Но если он «пролежит на полке», пусть даже самым аккуратным образом, т.е. если человек проживет свои годы и никого не обманет, не убьет, не нарушит субботу, но и не сделает ничего хорошего, серенько так проживет, то стоило ли давать ему этот дар? Да, конечно, такой человек «не клялся ложно», т.е. не был злодеем. Но ведь каждая секунда жизни – это великое чудо, за каждое дыхание надо благодарить Б-га. Мало сдержать «клятву», надо еще и что-то хорошее сделать в этой жизни, «пустить ссуду в оборот». Вообразим, что где-то открыли банк и объявили, что в течение двадцати четырех часов каждый желающий может придти и унести столько мешков с деньгами, сколько пожелает. Небось даже одноногие инвалиды двинулись бы как-нибудь, никто бы не сказал, что ему хочется полистать книжку или посмотреть телевизор. А если бы кто и сказал, его бы засмеяли: глупец, банк открыт только на сутки! Но ведь и жизнь человеческая не так уж длинна, лет семьдесят или около того. Отбросьте младенчество, детство, сон, работу, болезни – останется совсем мало. А успеть сделать что-то хорошее можно только в эти семьдесят лет.

 

 

Задать вопрос раввину

 

Этот выпуск рассылки посвящается памяти (ле-илуй нешама) Мирьям бат Яаков

 

 

         Шабат шалом из Иерусалима!

Toldos Yeshurun

info@toldot.ru
Phone:  +972-25-400-005
Fax:       +972-25-400-946

Visit our page: http://www.toldot.ru

Ведуший рассылки –

         Михаил Могилевский

 

 

 

 

 

 

 


В избранное